Кашаганский спор: почему правительство Казахстана судится с нефтяными гигантами
Казахстан может быть вовлечен в судебные тяжбы в международном арбитражном суде. Поводом послужили претензии правительства Казахстана к международному нефтяному консорциуму North Caspian Operating Company в части нарушения экологических норм нашей страны. В чем суть спора и каковы шансы казахстанского правительства на выигрыш в суде, читайте в материале аналитического обозревателя агентства Kazinform.

Что такое Кашаган и Карачаганак
Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, расположенное в Западно-Казахстанской области, является одним из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире, геологические начальные запасы составляют более 1,7 млрд тонн жидких углеводородов и более 1,7 трлн куб м газа. Карачаганак был открыт в 1979 году, а разработка началась в 1980-х годах. Месторождение эксплуатируется компаниями Eni, Shell, «КазМунайГаз», Chevron и «Лукойл».
Кашаган — крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. Открытое в 2000 году, это одно из крупнейших нефтяных месторождений за последние несколько десятилетий, запасы которого оцениваются примерно в 9-13 миллиардов баррелей. В состав NCOC, управляющей Кашаганом, входят Shell, Exxon Mobil, Eni, Royal Dutch Shell, Total Energies, China National Petroleum Corporation и Inpex Corporation, а также казахстанская национальная компания «КазМунайГаз».
По данным канцелярии премьер-министра РК, в 2022 году в Казахстане было добыто 84,2 млн тонн нефти и конденсата, в том числе на месторождении Тенгиз – 29,2 млн тонн, на Карачаганаке – 11,3 млн тонн, на Кашагане – 12,7 млн тонн.
С чего все началось
6 марта департамент экологии по Атырауской области провел проверку деятельности компании North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) - операторов крупнейших нефтегазовых месторождений в Казахстане - Карачаганак и Кашаган. Проверка выявила около 10 нарушений экологического законодательства, включая сверхнормативное размещение серы на площадках складирования в объеме более 1 млн тонн, эксплуатации временной площадки хранения серной кислоты для регенераций отработанной щелочи без согласованных проектных документов и экологического разрешения, сброса сточных вод в пруд испарителя без отчистки, а также другие пункты, нарушающие и превышающие экологические нормы.
По вышеуказанным фактам в отношении компании было возбуждено административное производство. В апреле 2023 года стало известно, что правительство РК подало иски к компании NCOC в международный арбитраж по нарушению условий тендера, невыполнению работ в полном объеме на месторождениях и несанкционированным расходам, которые допустила компания.
Министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев подтвердил эту информацию.
- Действительно, уполномоченный орган правительства - компания PSA - подала иски в международный арбитраж на компании (операторов - прим. ред.) Карачаганака и Кашагана. Суммы $3,5 и $13 млрд, - сказал Алмасадам Саткалиев, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах правительства.
Глава Минэнерго добавил, что данные иски поданы в интересах народа Казахстана.
Как сообщил Bloomberg, по мнению казахстанской стороны, партнеры по проекту не должны были вычитать расходы в размере $13 млрд по Кашагану и $3,5 млрд по Карачаганаку. По данным издания, претензии казахстанской стороны охватывают период с 2010 года по 2019 год. По мнению экспертов, если государство добьется успеха, то Казахстан сможет получать большую долю доходов от месторождений в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции (СРП).
В конце марта, по сообщению Bloomberg, компания NCOC получила еще один иск на сумму $ 4,8 млрд (2,3 трлн тенге) в виде штрафов за охрану окружающей среды от казахстанского министерства экологии. В министерстве эту информацию подтвердили, отметив, что поводом для обращения стал факт хранения больших объемов серы, превышающих норму на месторождении Кашаган. Ведомство уточнило, что сумма штрафа должна быть определена судом. Компания NCOC не согласилась с решением ведомства. Управляющий директор NCOC Оливье Лазар прокомментировал иск от Минэкологии, отметив, что компания придерживается строгих экологических норм в своей работе.
- На данный момент я пока ничего не могу сказать по этому поводу за исключением того, что мы в своей деятельности придерживаемся самых строгих экологических подходов. В настоящее время у нас имеются некоторые разногласия с министерством экологии, но мы полностью уверены в правильности того, что мы делаем, - заявил Оливье Лазар журналистам 14 апреля текущего года.
Глава Минэкологии (на тот момент – прим. ред.) Зульфия Сулейменова также прокомментировала судебные разбирательства, отметив, что проверки проводились еще в 2022 году.
- В ходе проверки мы выявили ряд нарушений. По итогам, мы все оформили, компания не согласилась с теми моментами, которые мы зафиксировали. Согласно требованиям законодательства, обжаловала в вышестоящем органе, в министерстве. Мы все-таки по большей части поддержали департамент (экологии – прим. ред.), поскольку, по-нашему мнению, действительно имело место нарушение законодательства. Следующий шаг для компании – обжаловать решение уполномоченного органа в суде. Поэтому мы не находимся в международном суде, мы находимся в специализированном суде Астаны. Сейчас идут слушания, - сообщила в июне Зульфия Сулейменова, напомнив, что у компании выявлены нарушения по 10 пунктам экологического законодательства.
Позже стало известно, что Специализированный межрайонный административный суд Астаны частично удовлетворил иск оператора Кашаганского консорциума компании NCOC к департаменту экологии по Атырауской области. Суд признал незаконным и отменил предписание об устранении 3 нарушений из 10.
11 октября 2023 года Bloomberg сообщил, что компания NCOC планирует оспорить экологический штраф в 2,3 трлн тенге ($5,1 млрд) в международном арбитражном суде, если казахстанское правительство не пойдет на переговоры. Речь идет о штрафе за превышение нормы хранения серы на объекте. Сейчас дело находится в апелляционном суде страны, поскольку между сторонами были разногласия по проведенным экспертизам проверки хранилища серы. Предварительные слушания по апелляции состоялись 14 сентября текущего года.
Защита национальных интересов
Каковы шансы на успешное решение казахстанской стороны, прокомментировали эксперты.
Об этой ситуации высказывал свое мнение депутат Мажилиса Парламента Ерлан Саиров.
- Мы критикуем правительство за многие безрассудные шаги. Но тем не менее стоит отметить правильные шаги правительства с точки зрения интересов государства. Два года назад Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев отметил, что «многие контракты, заключенные с иностранными корпорациями в начале независимости, не соответствуют сегодняшним тенденциям», - сказал Ерлан Саиров в видеообращении, которое он опубликовал на своей странице в Facebook в апреле 2023 года.
По данным экспертов, контракты, о которых идет речь - соглашения о разделе продукции (СРП). СРП всегда в большей степени защищает интересы инвесторов. Государство свою прибыль уменьшает в пользу инвестора, чтобы ему было привлекательно зайти на рынок. Усилия инвесторов - их подрядчиков также потом вписываются в «счет». Поэтому, как правило, СРП достаточно выгодные для инвесторов контракты.
Депутат также высказался и по поводу экологического штрафа.
- В то же время министерство экологии подает в суд на оператора Кашагана за грубое нарушение экологических норм страны на сумму 2,3 трлн тенге или $ 5,1 млрд. Это показывает, что правительство приступило к реальной работе в области защиты наших национальных интересов, - отметил депутат.
По мнению независимого эксперта в нефтегазовой отрасли Динмухаммеда Кудайбергенова, шансы на исход спора по неисполнению обязательств зависят от нескольких факторов.
- В первую очередь это зависит от доказательной базы и достаточной обоснованности аргументов сторон, как ранее складывался «счет» между сторонами. Следует уточнить, какие цели преследуются правительством? Увеличить долю в проекте? Добиться исполнения оптимизации расходов? Или изменение условий соглашений? Сказать, что шансов нет – нельзя, прежний опыт показал достижения каких-либо соглашений по двум упоминаемым СРП. Все зависит от переговорной силы и стратегии, - отметил Динмухаммед Кудайбергенов в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.
Говоря об экологическом штрафе, он отметил, что экологический аспект нельзя отменять. По его мнению, этот иск действует как рычаг в свете повышения ответственности нефтегазовых корпораций по повестке ESG (стратегия ведения бизнеса, подразумевающая бережное отношение к природе, работникам и обществу – прим. ред).
Экономист Арман Байганов считает, что отстаивать свои интересы необходимо.
- В целом, я считаю тот факт, что Казахстан пытается отстоять свои интересы — это хорошо. Эти компании зашли еще на заре независимости, тогда Казахстан нуждался в инвесторах, нужно было поднимать экономику, поэтому эти компании получили хорошие преференции, но время идет и все меняется. Климатические вопросы стали очень острыми, а недропользование считается экологически вредным производством. Также мы подписали протокол Киотского соглашения (о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу – прим. ред.). Поэтому хорошо, что Казахстан отстаивает свои интересы, - сказал экономист Арман Байганов в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.
Спикер признает, что это может быть палка о двух концах.
- Думаю, что если нарушения есть, то хорошо, что Казахстан отстаивает свою сторону. Однако если Казахстан проиграет суд, тем более международный, то это может отпугнуть инвесторов в будущем. Таким образом, этот вопросы имеет и имиджевый характер для страны. Все в руках и в компетенции наших юристов, - считает экономист.
Кроме того, он подчеркнул, что суды — это большие расходы, правительство не пошло бы на них, не имея достаточных оснований, говоря о части с экологическими нарушениями.
- Думаю, шансы у нас есть. Учитывая тот факт, что казахстанская сторона не идет на переговоры, говорит о том, что наше правительство непреклонно, значит есть достаточная доказательная база. В любом случае, повторю, что Казахстан отстаивает свои интересы — это хороший прецедент. Международные инвесторы должны соблюдать наше законодательство и нормы по защите окружающей среды, - заключил экономист.
Вопрос «серы» возник бы рано или поздно
Эколог, экс-депутат Мажилиса Парламента Айжан Скакова рассказала об истории вопроса с «серой».
- Вообще вопрос хранения серы с нефтегазоносных месторождений поднимался давно и очень остро более 10 лет назад, когда был пик массового сбора серы на Тенгизе. Тогда Tengizchevroil (ТШО) начал решать вопрос не только со складированием серы, но и с ликвидированием серных карт (специально подготовленные площадки для временного размещения и хранения серного блока, где сера хранится открытым способом – прим. ред.). Тогда было решено совместно с правительством, ТШО, экологами, что нужно разработать план по утилизации серы. Думали какое хранилище для серы подошло бы Казахстану. Тогда говорилось, что нужно проработать вопрос создания Национального центра хранения серы, - сказала Айжан Скакова в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.
По ее словам, тогда было озвучено, что в казахстанской сере очень много вредных веществ и примесей. Есть и опасный меркаптан (жидкие, ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества – прим. ред.).
- Стало понятно, что хранить казахстанскую серу на серных картах под открытым небом нельзя. Надо понимать, что воздействие серы имеет опасность, тем более при хранении под открытым небом. Под воздействием солнца, осадков, ветра, конечно же, такое хранение приобретает опасность, - пояснила эколог.
При этом, отмечалось, что серу можно достаточно продуктивно использовать в сельском хозяйстве, для удобрений.
- Однако, в то время мы столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы для того, чтобы как-то регламентировать условия хранения серы и не могли найти соответствующую технологию. На тот момент был только ТШО, Кашаган еще не был запущен. Тем не менее сера продолжала накапливаться. И было понятно, что к этому вопросу вернулись бы рано или поздно, поскольку добыча имела тенденцию к расширению, - отметила Айжан Скакова.
Позже, по информации спикера, на Кашагане все же создали производство серы и заявили, что сера не будет храниться под открытым небом.
- С того момента, как я уже отметила, прошло около 10 лет, когда этот вопрос поднимался на ТШО. Кашаган, соответственно, уже внедрил какие-то сберегающие технологии, и скорее всего, сера уже не хранится на открытом воздухе. Однако в данном конфликте речь идет о том, что они превысили это хранение и каким-то образом, наверное, задержали утилизацию серы, - выразила свое мнение эколог.
По ее предположению, компания не выполнила требования госэкспертизы к изоляции площадки для хранения серы и не предотвратила распространение пыли от серы во время разработки серного блока.
- И если 10 лет назад, когда мы только начали изучать опыт хранения серы на открытом воздухе и нам приводили в пример опыт Канады, где есть точно такие же серные карты и люди живут – все в порядке, то позже мы выяснили, что это население застраховано от воздействия на здоровье. Думаю, наше население вряд ли застраховано. Наверное, работников и оборудование компания застраховала, но вряд ли население имеет гарантии на реабилитацию, - полагает спикер.
Она также отметила, что справедливости ради нужно сказать, что компания в случае с Кашаганом постаралась обеспечить соблюдение экологических норм.
- Ранее они заявляли, что делают специальное покрытие для чтобы сера не хранилась на открытых участках. Они также сообщали, что сера в гранулах будет транспортироваться непосредственно поставщику серы, тому, кто забирает с сохранением всех условий хранения, - сказала она.
В феврале 2022 года компания сообщала об отправке 5 млн тонн серы на экспорт с месторождения Кашаган.
В целом, эксперт отметила, что данный случай станет хорошим прецедентом, где наша страна может впервые оценить экологический ущерб в деньгах и посмотреть, как эта ситуация будет развиваться.
- В общем-то я думаю это правильно, что наши права отстаиваются правительством. Потому, что ранее в контрактах, которые были заключены, сера была учтена как отход и Казахстан должен был решать ее утилизацию за свой счет. Сейчас у нас новый экологический кодекс, который соответствует всем международным принципам. Он содержит и принцип, согласно которому платить за загрязнение должен загрязнитель. Вот поэтому, я думаю, что правительство имеет основания опираться на ту законодательную базу, которая у нас сегодня есть и требовать с недропользователя соблюдения всех условий и норм законодательства той страны, где они ведут работу - в первую очередь норм, касающихся безопасности. А экологическая безопасность – это основа национальной безопасности, - подчеркнула спикер.
По ее словам, сейчас наступает время новых условий и требований, где соблюдение экологического законодательства остается единственным выходом для экологии страны. Казахстан не единичен в этом отношении. Такая ситуация есть и в других странах.
По мнению экспертов, времена, когда можно было заплатить штраф и продолжить разработку того или иного месторождения, прошли. Условия меняются и, пока казахстанская экономика является сырьевой в своей основе и недропользователи еще будут на нашей земле, интересы страны отстаивать сложно, но обязательно нужно.