Защита прав детей в Казахстане: прокуратура рассказала о недостатках системы

Генеральная прокуратура провела проверку Министерства просвещения. По ее итогам были названы системные недостатки механизмов защиты прав детей – отсутствие работы с «трудными детьми», неэффективность системы вечерних и спецшкол, психологов, органов опеки, слабая работа в сфере профилактики многочисленных подведомственных организаций, передает агентство Kazinform со ссылкой на Генпрокуратуру РК.

дети
Фото: freepik.com

По данным прокуратуры, в течение последних трех лет в стране отмечается стабильно высокий уровень подростковой преступности (в 2022 г. – 1 735, рост на 13,5%, в 2023 г. – 1 925, рост на 11%, 9 мес. т.г. – 1 267). В связи с этим в адрес Министерства внесено представление с рекомендациями по пересмотру подходов в сфере защиты прав детей. По итогам которого Министерство разработало Дорожную карту (включает 51 мероприятие).

По требованию Генеральной прокуратуры Минпросвещения начата работа по модернизации института специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, а также разработке комплексной программы реабилитации детей с девиантным поведением.

Всего функционирует 5 таких учреждений (Алматы, области Абай, ВКО, Жамбылской и Мангистауской областях), где ежегодно пребывает 300 «трудных» подростков в возрасте от 11 до 18 лет со всей страны.

По мнению надзорного органа, превентивный эффект данных организаций переоценен, свидетельством тому служат частые побеги воспитанников, попытки суицида, а также повторные правонарушения, в том числе в стенах учреждений.

К примеру, ученик 10 класса спецшколы-интернат г.Серебрянск ВКО «К» длительное время оказывал психологическое давление на других учащихся, склонял к совершению побега, а также угрожая расправой нанес трем воспитанникам татуировки с адресом своей страницы в Instagram.

Прокуратура заявила, что наряду со слабым профилактическим компонентом, ненадлежащим материально-техническим и кадровым обеспечением спецшкол, они оказывают существенную нагрузку на бюджет.

Ежегодно из средств местного бюджета на их содержание, в том числе зарплатный фонд сотрудников, затрачивается порядка 1 млрд тенге. При этом наполняемость воспитанниками в среднем не превышает 50 %.

Аналогичные проблемы, отмечают в ведомстве, и с вечерними школами, которые отошли от основного назначения – обучения работающей молодежи, превратившись в учреждения для девиантных детей.

В стране функционирует 63 вечерних школы, более половина контингента приходится на несовершеннолетних (4 300).

Проверка показала, что в регионах учащихся с плохой успеваемостью и имеющих конфликт с законом все еще принудительно переводят в вечерние школы, которые слабо материально-технически оснащены и неукомплектованны педагогическим составом. Пилот по трансформации данных организаций образования планируется на базе вечерней школы Астаны (до 01.10.2025г.).

Еще одно направление, требующее должной координации со стороны Министерства – это сфера опеки и попечительства.

Министерство просвещения уже увеличило штат специалистов указанной службы на 200 единиц, разрабатываются Правила организации их деятельности с ужесточением требований к кандидатам в опекуны.

Как показала проверка, сегодня нагрузка на одного сотрудника приходится до 17 тыс. детей, а в городах Астане, Алматы, Шымкенте, Алматинской и Туркестанской областях – от 30 до 100 тыс. Между тем по мировым стандартам норма нагрузки на 1 сотрудника не должна превышать 5 тыс. детей, а в наиболее прогрессивных странах – до 1 тыс. Из-за чрезмерной нагрузки на сотрудников службы они не успевают контролировать условия воспитания и содержания всех несовершеннолетних. Соответственно, выявление случаев насилия над детьми нередко носит запоздалый характер.

С начала года факты избиения и истязания приемных детей зафиксированы в Шымкенте, области Улытау и Акмолинской области.

В Шымкенте некий «народный целитель» взял на воспитание 6 детей, кормил их мясом собак и кошек, подвергал истязаниям в течение 3 лет. Мужчина, по словам детского омбудсмена Жанетты Жазыкбаевой, связывал детей и не купал их по полгода. Соседи рассказали, что семья жила обособленно, а учителя старшего ребенка — что он никогда не жаловался и не просил помощи. После суда, дети были направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Акмолинской области в апреле установлены факты избиения 5 детей патронатным воспитателем. В ходе расследования выявлено убийство одного из детей, совершенное более трех лет назад.

В области Улытау к четырем годам лишения свободы осуждена приемная мать, заставлявшая детей работать на ферме.

В этом контексте Генеральная прокуратура поддерживает инициативу Уполномоченного по правам ребенка относительно законодательного закрепления норматива количества сотрудников органов опеки и попечительства.

Также Министерство поддержало рекомендации прокуратуры о необходимости усиления деятельности педагогов-психологов. В частности, законодательно пересматривается норматив по числу педагогов-психологов, где нагрузка на 1 специалиста не должна превышать 500 учащихся.

В целом, ожидается, что Дорожная карта должна повысить эффективность работы Министерства и по другим направлениям.

Так до конца т.г. планируется реализовать проект по погружению детей с девиантным поведением в «позитивную среду» (закрепление авторитетных наставников, определение в кадетские классы и клубы военно-патриотического движения «Жас сарбаз», «Жас бүркіт» Нацгварди и т.д.), провести ревизию несовершеннолетних, состоящих на учете органов внутренних дел в целях охвата их дополнительным образованием и др.

По результатам проверки за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены виновные должностные лица, в т.ч. руководители подразделений Министерства.

Интервью уполномоченного по правам ребенка в Казахстане Динары Закиевой корреспонденту Kazinform можно прочитать здесь.

Сейчас читают