Некоторые и за две жизни не осилят - воспоминания родных о первой казахской женщине-летчице Хиуаз Доспановой
Своими воспоминаниями о первой казахской женщине-летчице, участнице ВОВ, «Халық қаһарманы» Хиуаз Доспановой с коррепондентом агентства Kazinform поделились ее сын и племянник.

Хиуаз Доспанова родилась 15 мая 1922 года в Гурьевской (ныне Атырауской) области. В 1940 году она окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 в Уральске. Еще в школе Хиуаз получила удостоверение пилота запаса аэроклуба.
Мечтая стать летчицей, Хиуаз отправилась в Москву, чтобы поступить в Военно-воздушную академию имени Жуковского. Получив отказ, она подала документы в Первый московский медицинский институт, где ее, отличницу, приняли без экзаменов.

После первого курса института Хиуаз Доспанова добровольцем ушла на фронт, где ее зачислили штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Беларуси.
Сын легендарной летчицы, алматинец Ерболат Амиров признается, что он не расспрашивал ее о войне.

— На самом деле, я сам особо ее не расспрашивал. Помню только кое-какие куплеты, пару песен, которые она мне рассказывала. До сих пор помню один куплет об «Аэрокобре», американском истребителе, который поставлялся по лендлизу. На нем кто-то из известных летчиков летал, — говорит Ерболат Амиров.
Он звучит так:
Аэрокобра — чудесная машина,
Аэрокобра вся в тумблерах кабина.
Аэрокобра электрика кругом,
Моторчики жужжат как сумасшедший дом.

Но сама Хиуаз Доспанова летала на учебных самолетах ПО-2. Ерболат Амиров объясняет, что это был легкий двухместный самолет: пилот сидел спереди, а штурман — сзади. Штурманами обычно были студентки из Москвы — будущие математики, физики, студентки медицинского института.
Самолет развивал скорость до 130 км/ч, под крыльями самолета крепились бомбы, а в кабине у штурмана находились зажигательные бомбы. Пока пилот управлял самолетом, штурман сбрасывал их на цель.

Они бомбили железнодорожные узлы, важные для снабжения фронта. Штурманы учились работать с картами, путь определяли по звездам, поскольку вылеты выполнялись ночью.
— Однажды я в интервью сказал, что у них не было ни раций, ни диспетчерской службы. Только потом я сообразил, что если бы у них были рации, их бы засекли радары. К тому же рация — это лишний вес, а их самолетик поднимал около 300 килограммов, — говорит Ерболат Амиров.

Зимой за одну ночь летчицы могли выполнить до 10 вылетов: возвращались, заправляли самолет и снова в воздух, по уже знакомому маршруту. Летом вылетов было обычно 5–6 за ночь.
«Тов. Доспанова сделала 102 боевых ночных вылета, сбросив 15902 кг бомб разного калибра», — говорится в наградном листе Доспановой.
Хиуаз Доспанова попала в две аварии: в первый раз их самолет врезался в преграду на аэродроме. Во второй — в апреле 1943 года — их самолет столкнулся с другим.
Когда их нашли, посчитали, что все четверо погибли, но потом кто-то заметил, что тело Хиуаз еще теплое. Она получила травму позвоночника и ног — ее выкинуло из кабины на большой высоте.

— Она тогда сильно пострадала: перелом ноги, бедра, удар головой, сотрясение мозга, контузия. Через какое-то время оказалось, что кости неправильно срастаются — заново правили кости. В своих мемуарах одна из летчиц писала, что Доспанова не пристегивалась. Но она сама никогда мне этого не объясняла, и я ее не расспрашивал. Но я предполагаю, что она боялась, что если вдруг самолет подобьют, она просто не успеет отстегнуться и выпрыгнуть с парашютом, или если начнется пожар, не сможет выбраться из горящей кабины, — говорит Ерболат Амиров.

После госпиталя она снова летала, позже Доспанову назначили на должность начальника связи при штабе.
За храбрость и отвагу Хиуаз Доспанова награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами.

После демобилизации Доспанова работала в партийных органах, активно участвовала в комсомольской деятельности и училась в партийной школе при ЦК КПСС.

В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета КазССР и на первой же сессии — секретарем Президиума. До выхода на пенсию была секретарем Алматинского горкома партии, а также вторым и первым секретарем Центрального Комитета комсомола Казахстана.
— Она приехала в Алматы на партийные курсы, куда приехал и мой отец, Шаку Амиров. Так они познакомились. Курсы были двухгодичные. В 1948-м они поженились. Позже они вместе поехали в Москву, где продолжили обучение. После окончания учебы, мама пошла работать. В 1959 году, когда ей было всего 37 лет, вышла на пенсию по состоянию здоровья, — продолжает Ерболат Амиров.

Сын Доспановой отмечает, что она после выхода на пенсию сохраняла активность, занимаясь домашними делами, готовила.
Племянник Хиуаз Доспановой, сын ее брата Вильмергена Бакытжан Доспанов вспоминает свою тетю.
— О годах войны она практически ничего не говорила. Возможно, я не задавал ей прямых вопросов. Она говорила лаконично, не вдаваясь в подробности. Да, воевали, да, такое случилось — и все. Она была крайне воспитанным и скромным человеком. Никогда ни у кого ничего не просила, ни перед кем не хвасталась. Воспитание у нее было суровое — но в хорошем смысле слова. Даже занимая такие посты, как первый секретарь ЦК Комсомола Казахстана, секретарь Президиума Верховного Совета — по ней этого не было видно. Всегда была очень скромной. Она всегда говорила: «Живите честно», — рассказывает он.

По словам Бакытжана Доспанова, их семья переехала в Алматы в 1954 году, когда ему было полтора года.
До 1956 года две семьи проживали в трехкомнатной квартире, которую Хиуаз Доспанова получила в 1951 году. В этой квартире она прожила до самой смерти.
— Когда мой отец был жив, мы постоянно навещали ее. Я играл с ее орденами, с ее сыном Ерболатом. Когда я уезжал от нее, она мне давала 1 рубль. Помню, я шел в «Сбыт» и покупал авторучки, блокноты. Она постоянно ездила в командировки, потому что ее должность обязывала. Часто бывала в Москве и оттуда привозила подарки. После смерти отца я сам регулярно ездил к ней, наверное, каждую неделю. Она была мне очень близким человеком. Когда я заходил, она всегда целовала в лоб, обнимала и спрашивала: «Бакытжан, как ты?». Удивительный был человек. То, что она успела сделать за свои 37 лет, некоторые и за две жизни не осилят, — говорит Бакытжан Доспанов.

Он отмечает, что на 9 мая ветераны собирались у нее дома, устраивались в зале, вспоминали военные годы, пели фронтовые песни.
— Мы ходили с ней на парады на так называемую Старую площадь. Помню, там был большой котлован у строящего здания парламента, около этого здания мы всегда стояли, солнце светило прямо в глаза — оттуда стреляли из стрелкового оружия. Потом она там оставалась — это была ее работа, а мы возвращались домой, — говорит Бакытжан Доспанов.

В 2004 году в возрасте 82 лет Хиуаз Доспановой было присвоено высшее награждение страны — звание «Халық Қаһарманы», и ей вручили знак «Алтын жұлдыз».
У единственного сына Хиуаз Доспановой Ерболата есть дочь и сын: дочь Баян живет в США, а сын Канат проживает в Алматы и работает в сфере IT. У ее племянника Бакытжана Доспанова двое сыновей-близнецов, а также внук и внучка.

Хиуаз Доспанова скончалась 20 мая 2008 года в Алматы.
7 мая 2010 года в Алматы на доме, где в последние годы жила участница Великой Отечественной войны, первая казахская летчица, Халық Қаһарманы Хиуаз Доспанова, была открыта мемориальная доска.

В 2010 году в городском парке в Атырау установили памятник участнице Великой Отечественной войны, летчице Хиуаз Доспановой. В 2022 году в честь 100-летия со дня рождения Доспановой одной из атырауских школ дали ее имя, а памятник перенесли на территорию школы.

В 2019 году памятник Хиуаз Доспановой был установлен на площади перед международным аэропортом Атырау.
Также ее имя присвоено лайнеру Embraer 190 авиакомпании Air Astana.

В 2020 году в канун 75-летия Победы имя легендарной летчицы, Народного Героя Казахстана Хиуаз Доспановой присвоено международному аэропорту Атырау.

В 2020 году в преддверии празднования 380-летия города Атырау состоялось торжественное открытие памятной доски Хиуаз Доспановой на фасаде международного аэропорта Атырау, носящего имя прославленной летчицы.
В 2020 году одной из улиц города Уральска Западно-Казахстанской области дали имя отважной летчицы.

В 2022 году В Атырау отметили 100-летие легендарной летчицы, Халық Қаһарманы Хиуаз Доспановой.
Село Дашино Курмангазинского района Атырауской области, где родилась и выросла летчица, сейчас носит ее имя.

