Фотолетопись страны из архива Kazinform

В архиве Kazinform, который на протяжении более века остаётся надёжным и оперативным источником информации о политике, экономике, образовании, здравоохранении, спорте, культуре и жизни общества, бережно хранятся не только материалы, освещающие важнейшие события, но и обширная коллекция фотографий, отражающих развитие таких отраслей, как промышленность, строительство и сельское хозяйство. В честь 105-летнего юбилея агентства мы предлагаем вашему вниманию подборку этих уникальных снимков.

Медео
Фото: архив Kazinform

В рамках юбилейных мероприятий Kazinform восстановил уникальный фотоархив, охватывающий период с 1929 года.

Первая фотография в этой коллекции датирована именно этим годом — на ней запечатлён Турксиб (Туркестано-Сибирская железная дорога). Регулярное движение поездов по Турксибу началось 1 января 1931 года. С технической точки зрения магистраль уступала основным железнодорожным линиям страны: она была построена ускоренными темпами и по упрощённым требованиям. Однако при проектировании была заложена возможность дальнейшего повышения её мощности и модернизации.

Турксиб
Фото: архив Kazinform

В первые годы эксплуатации остро ощущалась нехватка мощных локомотивов. Основные грузоперевозки осуществлялись паровозами серий Нп и Ов. Лишь с 1938 года их стали заменять более современными локомотивами серии СОк, что позволило значительно повысить эффективность транспортировки грузов.

Туркиб
Фото: архив Kazinform

С началом Великой Отечественной войны Турксиб сыграл важнейшую роль в выполнении оборонных задач, возложенных на Казахстан. Уже 24 июня 1941 года все железные дороги страны были переведены на военный режим. Приоритет отводился воинским эшелонам и перевозкам грузов для нужд оборонной промышленности. Пассажирские перевозки были резко сокращены. В годы войны Турксиб стал надёжной опорой тыла. Железнодорожники не только обеспечивали движение поездов, но и своими силами изготавливали необходимые детали и инструменты, осваивали производство сотен различных изделий.

Именно в этот трудный период самоотверженный труд железнодорожников стал основой бесперебойной связи между фронтом и тылом. В годы войны вдоль железнодорожной линии Турксиб было построено около 240 новых объектов, включая электротехнический завод и вагоноремонтное предприятие в Алматы.

Среди архивных кадров нашлись и редкие снимки из мира большой политики. Один из них запечатлел молодого Саддама Хусейна рядом с казахстанским дипломатом.

Саддам Хусейн
Фото: архив Kazinform

Особая коллекция посвящена Динмухамеду Кунаеву — в ней он изображён как в рабочей обстановке, так и в семейном кругу, что позволяет увидеть более личную сторону его жизни.

Динмухамед Кунаев
Фото: архив Kazinform
Динмухамед Кунаев
Фото: архив Kazinform

Среди редких исторических фотоматериалов были обнаружены ранее не публиковавшиеся кадры реставрации мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане, выполненной в 1956 году. 

мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи
Фото: архив Kazinform

На фотографиях также представлены сцены из довоенного периода — в частности, из 1937–1941 годов. Чётко видно, как мастера укладывают кирпич, а женщины принимают участие в процессе замешивания глины.

мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи
Фото: архив Kazinform

Ряд информационных материалов и фотографий, опубликованных КазТАГ, был направлен на развитие читательской культуры, стремление к знаниям и повышение престижа трудового человека. Так, в публикации от 4 января 1952 года подчёркивается, что в отделе подписных изданий книжного магазина в Петропавловске всегда много покупателей. В том же материале представлена фотография продавщицы Ф. Салаутдиновой (слева), вручавшей читателям новые книги.

В отделе подписных изданий книжного магазина в Петропавловске всегда много покупателей
Фото: архив Kazinform

Архивные источники свидетельствуют, что в 1953 году по каналам агентства была распространена информация об установке ветрового двигателя для откачки воды в совхозе «Труд пахаря», расположенном в Свердловском районе Жамбылской области.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

В марте 1954 года в Казахстане, Сибири и других регионах было принято историческое решение «о дальнейшем увеличении производства зерна, освоении целинных и залежных земель». Если в 1953 году на долю Казахстана приходилось 11,3% всех посевных площадей пшеницы в Советском Союзе, то к 1960 году этот показатель вырос до 30%. В 1956 году республика впервые передала государству первый миллиард пудов зерна (один пуд равен 16,3 килограмма).

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

Тематика публикаций в казахстанских СМИ того времени также отражала дух эпохи: «Мы освоим миллионы гектаров целины и увеличим производство зерна!», «Превратим целинные земли в цветущие поля!», «Освоение новых земель — наша боевая задача!».

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

Помимо освоения целины, в жизни страны реализовывались и другие масштабные сельскохозяйственные проекты. Одним из них стало активное внедрение кукурузоводства.

Под общим лозунгом «Кукуруза должна стать королевой казахстанских полей» была опубликована фотография тружеников сельского хозяйства Восточно-Казахстанской области, приступивших к севу кукурузы.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

В феврале 1955 года, к пятилетию подписания договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, вышло множество публикаций. В фотохронике агентства упоминается интересный факт о строительстве первого автомобильного завода в Китае при участии советских специалистов. Снимки были предоставлены Kazinform и китайским информационным агентством «Синьхуа».

Эта дружба двух ведущих информационных агентств зародилась именно в те годы.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

В уникальном фотоархиве, который охватывает период начиная с 1929 года, хранится и снимок верблюдовода, сделанный в 1951 году. Фотография была опубликована в агентстве КазТАГ в том же году. Однако в Государственном архиве Западно-Казахстанской области не удалось обнаружить сведений о самом колхозе и о женщине по имени Зауреш Ергалиева. Вместе с тем, сохранились годовые отчёты верблюдоводческого завода № 88 за 1938 и 1942 годы.

Во время войны, в 1942 году, завод выполнил план по разведению племенных верблюдов на 100,5 %, и общее количество животных достигло 3 410 голов. Из них 784 были переданы на конный завод № 51, а на месте осталось 2 626 голов. К 1 января 1943 года численность стада составляла 2 641. План по получению племенного молодняка был выполнен на 96,7%: из запланированных 493 голов было получено 477 верблюжат. Кроме того, на балансе числилось 190 рабочих верблюдов.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

Название легендарного катка «Медео», знакомого каждому алматинцу, связано с именем исторической личности — Медеу Пусурманова, который был волостным управителем 3-го аула Малоалматинской волости Верненского уезда Семиреченской губернии.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

В 1964 году комиссия под председательством заместителя председателя Совета Министров Казахской ССР Каюма Симакова предложила построить в Малоалматинском ущелье искусственную плотину. Уже в октябре 1966 года был произведён первый искусственный взрыв для закладки фундамента. Второй взрыв состоялся в апреле 1967 года. В этот же период началось строительство нового ледового катка «Медеу». Общая стоимость проекта на тот момент составила внушительную сумму — порядка 8,5 миллиона рублей, из которых 3 миллиона были выделены из бюджета Казахской ССР. Новый спортивный объект открылся в декабре 1972 года.

Каток «Медеу» расположен на высоте 1 691 метр над уровнем моря — таких высокогорных спортивных сооружений в мире единицы. Он уникален не только своим расположением, но и инженерными решениями. Лёд на катке заливается из очищенной воды, что значительно улучшает скольжение и увеличивает скорость спортсменов. В основание арены залит железобетон, в котором проложено 170 километров труб. По этим трубам циркулирует хладагент, что позволяет поддерживать ледовое покрытие на протяжении восьми месяцев в году.

16 августа 1973 года в Алматы с визитом прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС. Динмухамед Кунаев сопроводил его к недавно построенной плотине, а затем они посетили и каток «Медео».

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

В частных архивах сохранилась и историческая фотография телебашни на Коктөбе — одного из главных символов современной Алматы, строительство которой началось в 1970-х годах.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

Возведение башни началось в 1975 году, а в эксплуатацию она была введена 1 июня 1984 года. В то время она занимала четвёртое место в мире среди самых высоких телебашен. В настоящее время она находится на 14-м месте. Общая высота сооружения, включая антенну, составляет 371 метр. Из них 248 метров приходится на основную шестиугольную конструкцию, а 123 метра — на антенну. Кроме того, на высотах 146 и 252 метров расположены кольцеобразные площадки технического назначения.

История рыболовства на западе Казахстана также нашла отражение в фотоархиве агентства.

Основы рыболовецких колхозов в Атырауской области начали закладываться в 1927 году. Вскоре состоялся съезд рыбаков, по итогам которого был создан союз «Уралгубрыбак». В архиве сохранились уникальные фотографии, запечатлевшие трудовые будни этих колхозов.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

В средствах массовой информации с 1950-х по 1980-е годы регулярно публиковались снимки с изображением гигантских осетров, выловленных в Каспийском море. Некоторые из этих кадров стали частью архивной ленты Kazinform. Так, в объектив фотографа С. Огая в 1959 году попал момент взвешивания огромного осетра сотрудниками рыбоконсервного комбината.

А в 1960 году фотограф Ю. Шиянов запечатлел рыбацкое судно, выходящее на промысел в воды Каспия.

Фотолетопись страны из архива Kazinform
Фото: архив Kazinform

 

 

Сейчас читают