ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ: Программа «Акбулак» - системный подход и максимальное вовлечение частного капитала в водохозяйственный сектор
вместе!».
«Поручаю Правительству выработать эффективные стимулы для максимального вовлечения частного капитала в водохозяйственный сектор. Надо широко использовать потенциал подземных вод, применить системный подход при строительстве новых объектов водоснабжения. В 2020 году доступ к центральному водоснабжению в городах должен составить 100 процентов. А в сельской местности - вырасти вдвое, до 80-ти процентов», - указал Н.Назарбаев.
С учетом новых задач, поставленных Главой государства, был проанализирован опыт реализации Отраслевой программы «Питьевая вода» на 2002-2010 годы. Известно, что серьезные нарушения бюджетного, архитектурно-градостроительного, санитарно-эпидемиологического и др. законодательств, допущенные при выполнении Программы «Питьевая вода», стали причиной обсуждения хода ее реализации на уровне Правительства, НДП «Нур Отан», широкого круга общественности. Во время этих обсуждений отмечались недоработки, допущенные при реализации программы. В частности, технические проекты систем водоснабжения, реконструкции водопроводов и водоводов были низкого качества. Имела место несогласованность между финансированием проектов со стороны республиканского и местного бюджетов. Финансировались проекты, не обеспеченные запасами воды.
При разработке новой программы «Ақ бұлақ» по обеспечению питьевой водой населения на 2011-2020 годы все эти недостатки были учтены. Основными положениями новой программы стали: внедрение системного подхода при строительстве новых объектов водоснабжения и реконструкции действующих; обеспечение эффективной эксплуатации систем водоснабжения населенных пунктов; повышение инвестиционной привлекательности водохозяйственного сектора и максимальное вовлечение частного капитала в финансирование объектов водоснабжения. Кроме того, в новой программе предусмотрено максимальное использование подземных вод, а также повышение качества проектирования системы водоснабжения. Планируется и создание системы мониторинга за состоянием водохозяйственного сектора.
При этом основными критериями для оценки представленных проектно-сметных документов будут: наличие подтвержденных запасов воды; результаты обследования; наличие эксплуатирующей организации; софинансирование из местного бюджета.
Программа «Ақ бұлақ» утверждена Постановлением Правительства в ноябре 2010 года. Помимо вышеперечисленных положений, одной из задач программы стало развитие казахстанского содержания при реализации проектов водоснабжения и водоотведения. Реализация Программы предполагается в 2 этапа: 1-й этап - 2011-2015 годы; 2-ой этап - 2016-2020 годы.
Определены целевые индикаторы программы в соответствии с поручениями Главы государства. Это - обеспечение доступа к централизованному водоснабжению в сельской местности 80 процентов от общего количества сельских населенных пунктов, в городах - 100 процентов. Доведение уровня нормативно-очищенной воды в городах при сбросах в водоемы до 100 процентов. Создание специализированных эксплуатационных предприятий и организаций по водоснабжению и водоотведению в каждом районном центре. Рост числа эксплуатационных предприятий по водоснабжению и водоотведению с участием частного капитала, в том числе на основе концессионных соглашений и других договоров до 19 единиц. Охват приборами учета воды в городах - 100-процентный, и в сельских населенных пунктах - 80-процентный. Увеличение доли использования изделий и технологий казахстанского происхождения при реализации проектов водоснабжения и водоотведения до 60 процентов. Обеспечение запасами подземных вод более 3000 сельских населенных пунктов. Доразведка 165 месторождений подземных вод с целью переоценки запасов для городов и крупных населенных пунктов, и 15 месторождений для групповых водопроводов. Охват системой мониторинга проектов водоснабжения и водоотведения в 86 городах и 6 943 сельских населенных пунктах. Обеспечение населения питьевым водоснабжением 24 часа в сутки.
С начала текущего года проект Программы был разработан заново и одобрен 26 апреля на заседании Правительства. Новый вариант Программы включает в себя механизм государственного-частного партнерства. Повышение инвестиционной привлекательности водохозяйственного сектора и максимальное вовлечение частного капитала в финансирование объектов водоснабжения будет осуществлено за счет: развития механизмов концессии; перехода на систему долгосрочного тарифного регулирования; обеспечения полного учета воды.
Исходя из экономических особенностей проектов в области развития и модернизации сектора водоснабжения, а именно, длительного срока реализации проектов и правовых ограничений, определено, что наиболее приемлемой формой ГЧП в секторе водоснабжения является концессия. Именно концессионные соглашения обеспечивают приток в отрасль максимального количества частных инвестиций и создают здоровую бизнес-среду.
Для того, чтобы реализовать механизм ГЧП, необходимо внести изменения в действующее законодательство. В частности, нужно разрешить передачу в аренду или в доверительное управление водохозяйственных сооружений. Кроме того, водохозяйственные сооружения необходимо исключить из перечня объектов, не подлежащих передаче в концессию. В Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» будет закреплено, что государство несет ответственность перед населением за качество предоставляемой питьевой воды.
Механизм концессии в водохозяйственном секторе необходимо опробовать на примере пилотных проектов. Для этих целей Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства в качестве пилотных проектов в рамках ГЧП определены города: Балхаш в Карагандинской области, Семей в Восточно-Казахстанской области, Сарыагаш в Южно-Казахстанской области.
Реализация пилотных проектов будет осуществляться по принципам софинансирования на основе ГЧП за счет средств республиканского бюджета, а также собственных средств водохозяйственных организаций и привлеченных средств частных инвесторов. Формы, средства и источники привлечения внебюджетных средств на реализацию пилотных проектов определяются исполнителями проектов ГЧП.
Планируется, что к 2013 году по пилотным проектам будут подписаны контракты на реализацию проектов на основе ГЧП. Предпочтение будет отдаваться инвесторам с достаточным объемом средств для инвестирования в инфраструктуру - с целью постепенного уменьшения объемов бюджетного финансирования. Период с 2013 по 2015 годы должен показать эффективность функционирования реализуемых пилотных проектов с использованием механизмов ГЧП для дальнейшего распространения данного опыта во всех регионах до 2020 года.
Также, в целях обеспечения возвратности вкладываемых средств будет применен механизм утверждения предельных тарифов на средне- и долгосрочный период, дифференцированных тарифов в зависимости от групп потребителей и объемов потребления воды. Законодательная база в области тарифного регулирования на сегодняшний день дает возможность предприятиям водохозяйственного сектора применять тарифы, обеспечивающие их эффективное функционирование и развитие. На сегодняшний день введены дифференцированные тарифы на услуги водоснабжения по группам потребителей в 13 регионах республики. До конца текущего года планируется завершить внедрение дифференцированных тарифов по группам потребителей. До конца 2020 года планируется, в соответствии с Программой, перевести на работу по предельным тарифам базовых водохозяйственных организации республики, что обеспечит стабильность тарифов на регулируемые услуги и повышение их инвестиционной привлекательности.
До конца 2013 года водоканалами республики планируется обеспечить 100%-ный охват приборами учета воды в городах и 80-процентный охват приборами учета воды в сельских населенных пунктах.
Финансирование Программы «Акбулак» будет осуществляться с 2011 по 2020 годы за счет средств институтов развития, собственных средств эксплуатационных предприятий, отечественных и зарубежных инвестиций. Всего на реализацию программы будет выделено около 900 миллиардов