За строкой Послания: Меры государственной поддержки направлены на обеспечение внутреннего рынка отечественными продуктами питания - М.Оразаев

АСТАНА. 18 мая. КАЗИНФОРМ /Ернур Аканбай/ - Как известно, в Послании Главы государства агропромышленный комплекс обозначен в числе приоритетов программы индустриально-инновационного развития страны. Предлагаем вашему вниманию интервью с вице-министром сельского хозяйства РК
None
None

Маратом Оразаевым.

- Уважаемый Марат Аблахатулы! В этом году в Казахстане началась реализации пятилетней Программы форсированного индустриально-инновационного развития. Какие проекты агропромышленного комплекса вошли в эту программу?

- Одна из основных целей реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития - развитие главных секторов экономики, то есть обеспечение ее диверсификации и повышение конкурентоспособности. В рамках Госпрограммы предусмотрена реализация более 20 крупных проектов в агропромышленном комплексе. В том числе, проекты по созданию 8 животноводческих комплексов, 2 птицефабрик, 3 теплиц, 3 молочно-товарных ферм, 1 мясокомбината, 1 хлебозавода, а также завода по производству сорто-семенного материала хлопчатника. Госпрограммой определены меры государственной поддержки, направленные на стимулирование инвестиций и технологическую модернизацию, инновации и развитие аграрной науки. Также в Госпрограмме предусмотрено расширение производства продукции сельского хозяйства, пользующейся спросом на рынке, путем диверсификации земледелия, внедрение современных влагосберегающих технологий, химизация, возвращение в оборот заброшенных орошаемых земель. С учетом ситуации, сложившейся на зерновом рынке, в этом году активизирована работа по формированию Единой зерновой экспортной политики.

В животноводстве планируется расширение объемов производства в сельскохозяйственных структурах путем перевода отрасли на промышленную основу, развитие племенных баз, повышение генетического потенциала животных и, с этой целью, крупномасштабная селекционная работа на научной основе. Следует отметить, что показатели развития животноводства в республике с каждым годом улучшаются. Растет поголовье скота и птицы, а также объем производства продукции животноводства. В последнее время поголовье скота и птицы растет в среднем на 3,8 процента ежегодно, объем продукции животноводства - на 3,5 процента. Программой предусмотрена реализация крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов, то есть строительство откормочных комплексов, товарных молочных ферм, птицефабрик, формирование инфраструктуры по убою скота и заготовке животноводческой продукции, переработке и хранению.

- Главой государства перед Министерством сельского хозяйства поставлена задача: повысить производительность труда в АПК к 2014 году, по меньшей мере, в два раза и обеспечить внутренний рынок на 80 процентов продуктами отечественного производства. Что нужно сделать для того, чтобы выполнить это поручение?

- Сегодня доля отечественных продуктов питания на внутреннем потребительском рынке составляет около 67 процентов. Для того, чтобы выполнить поручение Главы государства, мы должны решить два главных вопроса. Во-первых, по основным видам продуктов питания спрос на внутреннем рынке удовлетворяется сегодня отечественной продукцией, но по некоторым продуктам до сих пор ощущается нехватка. Это: масличные культуры, сахарная свекла, мясо птицы, фрукты и ягоды, а также ранние овощи. Эту нехватку нужно ликвидировать. Поэтому будет отдан приоритет этим культурам, будут выплачиваться значительные субсидии на их выращивание.Во-вторых, сегодня, с одной стороны, отрасль переработки сельхозпродукции нуждается в качественном сырье, с другой стороны, - большая часть произведенной продукции потребляется в непереработанном виде. В результате перерабатывающие предприятия не могут работать на полную мощность. Кроме того, они сильно отстали в техническом и технологическом отношении.

В итоге, на внутренний рынок переработанная продукция поставляется в недостаточном количестве, и эту нишу занимает импортная продукция. Поэтому мы должны решать проблему производства качественного сырья, модернизации перерабатывающих предприятий, их полной загрузки, добиться полного обеспечения внутреннего рынка отечественным продовольствием и вытеснить из конкурентной среды импортную продукцию. Меры государственного регулирования и поддержки также будут направлены на решение этих проблем. Например, производители мяса и молока будут получать субсидии только в случае, если будут сдавать свою продукцию на перерабатывающие предприятия. А субсидии на выращивине сахарной свеклы и масличных культур будут выплачиваться в два этапа. Первую часть хозяйства будут получать после окончания сева, то есть, по засеянной площади, оставшуюся часть - после сдачи продукции на перерабатывающие предприятия, с учетом объема сданной продукции.

Планируются также меры поддержки для развития перерабатывающей отрасли до уровня наших основных торговых партнеров - России и Беларуси. Путем закупа породистых животных зарубежной селекции решается проблема повышения генетического потенциала местных пород. Мы планируем повысить долю породистого скота к 2015 году до 14 процентов, вместо нынешних 4-5 процентов. Во-вторых, усиливаем стимулирующую роль государственной поддержки для того, чтобы получатели субсидий были заинтересованы, в первую очередь, в техническом переоснащении и переходе на современные технологии. Внедрены дифференцированные нормативы субсидий, то есть те, кто занимается обновлением производства, использует современные технологии, - получают субсидии по повышенным нормативам.

В-третьих, ведется работа по укрупнению и кооперации производства путем объединения мелких товаропроизводителей. Чтобы достичь этих целей, мы должны восполнить нехватку квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве и решить проблему их закрепления на селе.

Сегодня, как сказано выше, мы можем полностью обеспечить себя продуктами собственного производства, за исключением фруктов и ягод, ранних овощей и сахарной свеклы. С целью ликвидации дефицита в 2007-2009 годах из республиканского бюджета было выделено 4,9 миллиарда тенге на посадку фруктовых деревьев и многолетних саженцев винограда и посажены фруктовые культуры на 7,6 тысячи гектаров, виноград - на 2,4 тысячи гектаров. В текущем году на эти цели из республиканского бюджета выделено 2,1 миллиарда тенге. Если субсидии на посадки и уход за фруктовыми деревьями и виноградом будут выделяться в достаточном количестве, к 2019 году национальная норма потребления фруктов и винограда в республике будет обеспечиваться за счет собственного производства.

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам продовольственной безопасности» от 11 декабря 2009 года предусмотрен новый вид государственной поддержки - субсидирование выращивания сельскохозяйственных культур на закрытом грунте. В связи с этим, начиная с текущего года, в рамках программы субсидирования производства приоритетных культур, для покрытия расходов на выращивание овощных культур на закрытом грунте будут выплачиваться субсидии из республиканского бюджета из расчета 1,3 миллиона тенге на 1 гектар площади теплиц. В текущем году севооборот, по меньшей мере, двух овощных культур на закрытом грунте, будет субсидироваться в периоды с 1 января до 15 июня и с 1 сентября до 31 декабря. На эти цели в 2010 году выделено 279,1 миллиона тенге.

В 2010 году предусмотрено расширение посевных площадей сахарной свеклы до 24,5 тысячи гектаров, это на 10,7 тысячи гектаров, или на 78,8 процента больше, чем в 2007 году. С целью расширения отечественной сырьевой базы для сахарного производства предусмотрено увеличение площадей под сахарную свеклу к 2014 году до 40 тысяч гектаров, а ее сбор - до 1,1 миллиона тонн. Это позволит довести долю сахара, произведенного из собственного сырья, до 25 процентов.

Для решения этой проблемы принимаются меры по совершенствованию механизмов государственной поддержки, для сахарной свеклы утверждены повышенные нормы субсидий. Норма субсидии установлена в размере 24,5 тысячи тенге за 1 гектар посевов сахарной свеклы, за 1 тонну произведенной и направленной на переработку сахарной свеклы - 400 тенге. Уверен, что все эти меры дадут возможность успешно решить имеющиеся проблемы.

- Создан Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, он уже начал работать. Готовы ли отечественные сельхозтоваропроизводители к настоящей конкуренции в рамках Таможенного союза?

- Конечно, сейчас, чтобы успешно конкурировать с российскими и белорусскими товарами, отечественные сельхозтоваропроизводители должны повышать качество продукции. В настоящее время 342 отечественных товаропроизводителя внедрили международные стандарты ИСО и ХАССП. Это не очень высокий показатель, но мы уверены, что у нас есть товаропроизводители, готовые к конкуренции, и что их число будет расти.

Экспортный потенциал Казахстана высок, но в то же время экспортные возможности животноводства, по ряду причин (в частности, это: низкий технический и технологический уровень производства; износ основных фондов; недостаточный ветеринарный контроль качества продукции, низкое качество сырья и высокая себестоимость продукции) - не используются в полной мере. Устранение этих причин позволит увеличить объемы переработки продукции животноводства, повысить качество консервирования и подготовки сырья и повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Главные преимущества нашей продукции - экологическая чистота и вкусовые качества.

- На совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса, прошедшем в конце прошлого года в Астане, министр сельского хозяйства Ахылбек Куришбаев предложил создать специализированную систему финансирования вАПК. Для чего нужна эта система, и какие у нее преимущества?

- Как Вы знаете, существующая система банковского кредитования, в связи с длительностью оборота капитала в агропромышленном комплексе и сельской местности, с высокими рисками, не может предложить соответствующий перечень финансовых услуг на необходимом уровне. Поэтому возникает необходимость создания специализированного аграрного банка, который позволит сформировать эффективную финансово-кредитную систему для агропромышленного комплекса, с использованием практического опыта финансовых институтов Национального холдинга «КазАгро».

Создание банка на основе дочерних предприятий холдинга, позволяет добиться ряда преимуществ. Во-первых, расширится доступ для жителей села и сельских предпринимателей к таким финансовым услугам, как открытие и ведение счетов, переводы денег, кассовые операции. Во-вторых, улучшится предложение финансовых услуг в одном месте, это удобно для сельхозтоваропроизводителей и уменьшит их транзакционные расходы. В-третьих, путем создания комбинированных кредитных продуктов достигается синергетический эффект. В-четвертых, увеличиваются возможности для привлечения инвестиций и на внутреннем, и на внешнем рынках. Кроме того, специализированные организации «КазАгро» показали себя как финансово устойчивые структуры в сложившейся макроэкономической ситуации. Дальнейшее усиление их работы позволит в будущем повысить эффективность инвестиций в агропромышленный комплекс. В настоящее время вопрос о создании специализированного аграрного банка обсуждается.

- Большое спасибо за беседу! Желаю успехов в Вашей работе.

Сейчас читают