ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ: Электронные госзакупки помогают эффективно структурировать отношения государства и рынка, стимулируя отечественных предпринимателей

None
None
АСТАНА. 24 мая. КАЗИНФОРМ /Жанна Коркитова/ - Как планируется в рамках Таможенного союза, со второго полугодия 2012 года все государственные закупки стран - участниц ТС (Казахстан, Россия, Беларусь) будут проходить в электронном формате. Открытие экономических границ будет означать равный доступ

предпринимателей трех стран к электронному рынку, соответственно, в виртуальном пространстве усилится конкуренция, но при этом для казахстанских бизнесменов откроется обширное поле деятельности. О том, насколько эффективна в современном Казахстане система госзакупок и как она повлияет на отечественных производителей в рамках Единого экономического пространства, корреспондентам агентства рассказал председатель правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжан Ахметов.

- Султанжан Асаевич, с 2008 года все государственные закупки в Казахстане проходят в электронном формате. Насколько эффективна эта система? Расскажите о ее преимуществах.

- В первую очередь, хочу отметить, что с экономической точки зрения электронные госзакупки стимулируют местный бизнес. Они помогают развиваться местным производителям. Сразу хотелось бы сказать, что мы вовремя запустили систему электронных закупок. Это мое личное мнение, которое сложилось за эти годы. Первый вариант мы запустили в 2008 году, в самый разгар кризиса, в 2009 он уже начал работать. И это помогло, в какой-то мере, продержаться на плаву малому и среднему бизнесу, тому бизнесу, который никогда до этого не имел доступа к госзаказу. Если раньше были так называемые компании - любимчики, которые существуют у каждого госоргана, мы эту устойчивую структуру очень быстро разрушили. Именно благодаря интернету и системе электронных закупок. После внедрения этой системы многие бизнесмены кардинально поменяли свою бизнес-модель. Сейчас многие из них рабочий день начинают с того, что проверяют веб-портал. Раньше они занимались поиском своих покупателей, у каждого из них есть свои узкие заказчики на рынке, в принципе, они этим и сегодня занимаются. Но теперь в виртуальном пространстве у них появилось больше возможностей. Теперь у каждого есть условно гарантированный объем, который они могут сбыть, благодаря своей расторопности. Ни от коммуникативных качеств, ни от уровня связей в госструктурах и т.д., а от того, насколько он быстро отреагировал на новую заявку, которую выложили в интернете, - зависит его благополучие. В данном случае мы можем говорить о том, что эта система помогает тем, кто действительно может и хочет работать и заниматься бизнесом.

- К 2012 году процедуры госзакупок в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) будут проводиться только в электронном виде. Насколько к этому готов Казахстан?

- Мы, по сути, были первыми, кто запустил этот электронный формат. Казахстан вообще один из первых на пространстве СНГ, который очень быстро инициировал и пустил в ход электронные закупки. Сейчас мы - «в самом разгаре».

Казахстан выбрал путь поэтапного перехода государственных закупок в электронный формат. С 1 января 2010 года все государственные закупки способом запроса ценовых предложений были переведены в е-формат. Со второго полугодия 2011 на этот формат будут переведены закупки способом конкурса. Отметим, что если в первом случае при закупке товара или услуги учитывается цена, то в конкурсах особое значение придается качеству.

Следующий этап «эволюции» - электронный аукцион. Во втором полугодии 2011 года этот метод будет запущен в пилотном режиме, а в полномасштабном режиме аукционы заработают в 2012 году. К аукциону будут допускаться компании, прошедшие предварительную проверку и отбор по критериям качества продукции и деловой репутации. И лишь потом они могут состязаться друг с другом по ценовым параметрам.

Но какая-то часть закупок останется в бумажном варианте, это будет не более 10% от всего объема. Безусловно, есть сложнейшие закупки, к примеру, строительство транснациональной дороги или развязок, там, конечно, можно провести электронный формат, но в качестве запасного варианта предусматривается право провести закупки и в бумажном виде. Но это будет небольшой объем.

-Сколько средств удалось сэкономить госучреждениям Казахстана в первом квартале 2011 при проведении электронных госзакупок?

- По последним данным, на 25 апреля текущего года благодаря электронной системе государственных закупок Правительство сэкономило порядка 10 млрд тенге бюджетных средств. В 2010 году эта цифра составила 32 млрд. тенге. В целом за три года работы электронной площадки экономия по электронным государственным закупкам способом запроса ценовых предложений составила более 48 млрд тенге.

- А какую экономию бюджету принесет введение аукционов?

- Аукционы - это завершающий этап в налаживании системы электронных закупок. В случае с ценовыми предложениями и конкурсами достаточно подать заявку и ждать результата. А аукционы проходят в режиме реального времени. Потенциальные поставщики должны все время быть в онлайне. Тот, кто быстрее реагирует на заявку, выставляемую на торги, и получает заказ. А строить препоны и преграды предпринимателям здесь практически негде. Такой метод делает конкуренцию честной, но более жесткой. В аукционах, я думаю, будет больше экономии, до 40% дойдет. Потому что это будет «живой торг», а он всегда предполагает некий азарт. Люди видят цены друг друга, и в какой-то момент один из поставщиков понимает, что, к примеру, суммы в миллион тенге и 950 тысяч тенге - отличаются не на много, и думает - «зато заказ получу». Соревнования продолжаются, и в итоге цена может упасть до 400 тысяч. Здесь работает уже психологический эффект. То есть борьба будет очень жесткая, интерактивная, почти что казино, только с обратным результатом. Я думаю, в перспективе аукционы станут методом, который будет наиболее часто использоваться.

- Как вы отметили, с введением ЭГЗ вы сломали устойчивую систему налаженной связи между определенными заказчиками и поставщиками. Можно ли сказать, что система госзакупок борется с коррупцией?

- Раньше система работала так, что у заказчика всегда был основной поставщик, и с ним шли еще несколько неосновных, которые ему «подыгрывали», создавали видимую конкуренцию. Все шло в рамках определенных, оговоренных сумм. Но в онлайн формате правила игры изменились. И тот, с кем не договорились, может внезапно появиться и поставить свою цену. Теперь любой поставщик может предложить свои услуги, независимо от знакомства и т.д. Мы, грубо говоря, нарушили устоявшуюся систему поставщиков и заказчиков, которая формировалась несколько лет, такие системы существовали годами. Когда мы запустили портал, мы сразу сломали эту систему. Практика показала, что экономия идет в 20-25 %. Это и есть тот потенциал, который вскрыли электронные закупки в части конкуренции. В данном случае влияние и роль электронных закупок кардинально меняет принцип, менталитет и образ мышления наших чиновников. Они начинают понимать, что здесь нужно думать. Если мы говорим о поставщиках, они тоже должны думать, как отстаивать свои позиции, действительно работать. Теперь бизнесмен должен действовать достаточно активно, и процесс полностью зависит от него. То есть все проходит прозрачно.

- Примерно через год, во второй половине 2012 года все государственные закупки стран - участниц ТС (Казахстан, Россия, Беларусь) будут проходить в электронном формате. Смогут ли наши поставщики работать на веб-порталах этих стран?

- Конечно! Для того, чтобы участвовать в ЭГЗ, достаточно иметь электронную цифровую подпись. Для того, чтобы казахстанские производители или поставщики участвовали в российских торгах, сейчас ведется обширная работа по так называемой унификации электронной подписи. Возможно, она будет единая, или будет какая-то настройка, которая позволит всем участникам ТС признавать цифровую подпись другой страны.

Хочу отметить, что казахстанские поставщики провели очень хорошую «домашнюю» работу, именно в использовании нашей электронной системы. В принципе, это система легкая, но определенной долей смекалки нужно обладать, чтобы уметь использовать такой инструмент, который позволяет фактически заключать онлайн - сделки с самим государством.

Кстати, статистика показывает, что уже сейчас наблюдается большой интерес к порталу электронных госзакупок со стороны предпринимателей соседних стран. Так, в апреле текущего года - около 30 тыс. посещений из России, 5,8 тыс. посещений из Украины, частыми гостями веб-портала госзакупок являются пользователи из Китая, США, Германии, Молдовы и Азербайджана.

-Как это повлияет на отечественных производителей, не пострадают ли наши поставщики в более сильной конкуренции с российскими и белорусскими «коллегами»?

- Понимаете, здесь все зависит от психологической установки. Все думают, что придут другие производители, и мы проиграем. Но при этом никто не думает, что для нас открываются два огромных рынка - Россия и Беларусь. Почему мы воспринимаем это как угрозу, почему мы не воспринимаем это как возможность? Словом, все зависит от предприимчивости людей.

Кроме того будет перечень товаров и услуг, которые по соглашению страна будет иметь право закупать только на локальном рынке. То есть будет определенный товар, который Казахстан может закупать только у своих производителей, в своей стране. Также будет и в России, и в Беларуси.

- Этот порядок будет постоянным?

- Возможно, он будет корректироваться, в соответствии с реалиями времени. Но он будет присутствовать всегда. Это делается для того, чтобы, если есть стратегическая отрасль, которую нужно развивать, безусловно, страна будет ее защищать. Ну, а в перспективе мы говорим о том, что рынки, стоимость и вообще подходы к ведению бизнеса должны будут синхронизироваться. Недаром мы объединяемся в Единое экономическое пространство. Правила должны быть везде одинаковые. А казахстанского производителя мы не только должны защищать, мы должны его стимулировать. Он должен быть экономически эффективным, для того, чтобы развиваться не только на локальном рынке.

- Насколько безопасна система? Насколько сильна защита?

- Сама система у нас создана таким образом, что невозможно единолично произвести какие-то действия, которые смогли бы навредить структуре данных. Кроме того мы используем весь спектр программного обеспечения, которые позволяют нам мониторить все вторжения в систему в режиме реального времени. С большой вероятностью мы даже можем определить, с какого места это происходит. Наша безопасность обеспечена не только на программно-аппаратном уровне, но и организационном, то есть у нас есть структура в компании, ответственная за это - департамент информационной безопасности. Если говорить о безопасности самой заявки поставщика, то она защищена в первую очередь цифровой подписью. Цифровая подпись - это в первую очередь криптоключ, который состоит из нескольких тысяч бит. Вы представляете, как можно подобрать пароль, который состоит из стольких символов. Это нереально. Даже если собрать мощности всех компьютеров мира, они не смогут это сделать. То есть если сам поставщик принимает все меры безопасности по сохранению своего ключа, то подделать подпись вообще нереально.

- Вы планируете дальше развивать портал?

-Безусловно, портал эволюционирует не от этапа к этапу, он развивается каждый день. Если мы выявляем какие - то слабые места, сразу их исправляем. Сама архитектура портала позволяет нам с достаточной уверенностью заявлять, что даже если портал будет взломан, это не означает, что будет взломано приложение или база данных. С точки зрения архитектуры, это абсолютно разделенные, отдельные комплексы.

И в конце хотелось бы сказать, что электронные государственные закупки - это новое веяние, и бизнесмены, которые хотят и могут здесь работать, - это понимают. Они понимают, что нужно идти в ногу со временем, нужно открывать новые горизонты своего бизнеса, и виртуальное пространство может принести реальные доходы. Нужно понимать, что ЭГЗ помогает верно структурировать и систематизировать подходы в отношениях с государством, и государству следует правильно работать с рынком.

Сейчас читают