Восточный Казахстан и соседний Китай реализуют несколько совместных взаимовыгодных проектов, дающих серьезный импульс для развития экономики - аким ВКО Бердыбек Сапарбаев

None
None
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК. 27 декабря. КАЗИНФОРМ - Ближайшими соседями Восточного Казахстана являются две большие страны - Россия и Китай. С Российской Федерацией Казахстан связывают давние добрососедские партнерские отношения во всех, без преувеличения, сферах. А вот как на сегодня складываются взаимоотношения с другим великим соседом - Китайской Народной Республикой,

и есть ли у нашихдвух стран взаимовыгодные совместные проекты?

Одним из самых крупных совместных проектов Восточного Казахстана и Китая в интервью корреспонденту Казинформа аким области Бердыбек Сапарбаев назвал проект «Тарбагатай Мунай Газ». Глава региона, доктор экономических наук, профессор, почетный член АСН РК Бердыбек Машбекович Сапарбаев отмечает:

- Китайская Народная Республика - наш ближайший сосед. Мы часто встречаемся, много общаемся. В целом у нас сложились хорошие отношения, особенно с Синьцзян-Уйгурским автономным округом (СУАР КНР). К примеру, благодаря совместному проекту в приграничном Зайсане «Тарбагатай Мунай Газ» добывает природный газ, и впервые в истории в Восточном Казахстане появился газ. Китайская сторона за счет своих средств построила газопровод, протяженностью 93 км, газораспределительную станцию. Сегодня уже одна школа Зайсана отапливается газом, подают газ и нескольким жилым домам города Зайсан.

У нас уже есть договоренности с китайской стороной, что в следующем году они аналогичную работу проведут во всех населенных пунктах, расположенных вдоль этого газопровода. Пока речь идет о Зайсанском районе. Сейчас мы работаем с ними в отношении использования нашей, казахстанской, доли. Как Вы знаете, согласно подписанному между двумя государствами протоколу, мы должны использовать этот проект поровну, «50 на 50». К сожалению, мы пока не используем свою долю, и на данный момент ищем и предлагаем китайской стороне различные варианты строительства завода по выработке сжиженного газа. В этом случае мы могли бы газ «протянуть» в Тарбагатайский и Курчумский районы, Жарминский, возможно, и до Усть-Каменогорска. Одним словом, казахстанская сторона сегодня активно работает над возможностями этого проекта.

Кроме того мы активно работаем над реализацией еще одного интересного проекта - строительства совместного завода по сборке мини-сельхозтехники и отдельных запасных частей и оборудования. Именно в Зайсанском районе, именно в Майкапчагае, на базе здания бывшего казахстанского таможенного поста. На сегодня уже все договоренности об этом проекте есть, работа началась.

- А рабочие кадры чьи будут?

- Наши, казахстанские. Конечно, на первых порах, пока местные кадры будут обучаться, работать будут китайские специалисты. Наша задача на этот момент - создать совместное предприятие по сборке малогабаритной сельхозтехники в Казахстане, то есть мы должны создать весь требуемый механизм для работы этого предприятия. Первое оборудование будем возить из Китая, а затем, поэтапно и ежегодно, будем увеличивать «казахстанскую составляющую» в этом проекте.

Вы же сами видите, что сегодня у крестьян много тракторов, но они стараются чаще использовать удобную маломерную сельхозтехнику. И крестьянские хозяйства, особенно небольшие, стараются закупать малогабаритную сельхозтехнику, покупают, к примеру, небольшой мобильный трактор за 3- 5 тысяч долларов США. А если мы у себя на востоке страны начнем собирать подобную мобильную технику, то она будет намного дешевле для наших фермеров, словом - экономически это выгодно и интересно.

- На прошедшем международном медовом фестивале в Усть-Каменогорске, ставшем уже традиционным, говорилось о налаживании экспорта местного меда. Удалось ли добиться этого?

- Да, удалось. В этом году впервые мы начали экспортировать наш восточно-казахстанский мед в Китай. Кстати, при большой поддержке нашего Посольства и казахстанских министерств мы получили сертификат, разрешение. Вот сейчас наша компания «Пасека» поставила в соседний Китай тысячу тонн меда. Но у нас есть договоренности, что мы и впредь будем поставлять им мед.

- Бердыбек Машбекович, что за «плодоовощной» проект в регионе планируют запустить в Бахты? Тем более, что буквально накануне на этом участке открыт «зеленый коридор», но мой вопрос о проекте ...

- Сейчас в приграничном поселке Бахты открывается еще одно совместное казахстанско-китайское предприятие по перевозке и сортировке плодоовощной продукции из Китая. Все ввозимые овощи и фрукты будут «калиброваться» в Бахты, складироваться, базироваться и потом оттуда транспортироваться по всему Казахстану.

Мы уже получили разрешение на строительство необходимой инфраструктуры - складов, хранилищ и т.д. Этот проект даст серьезное удешевление продукции, без всяких посредников и перекупщиков, напрямую из Бахты она будет поступать в наши магазины и рынки, в торговую сеть Павлодарской и Карагандинской областей.

-Безусловно, в «экономическом портфеле» региона найдется немало интересных идей для совместных проектов с китайскими партнерами. Можете озвучить их или еще рано говорить об этом?

- Есть, не скрою. К примеру, в Урджарском районе работает одна компания по выращиванию сои, там у них неплохая технология по выращиванию. Пока у нас, к сожалению, нет предприятий по переработке сои, а в Китае - есть. Так что мы сейчас работаем в отношении отправки нашей продукции для переработки в Китай, но это не идея, а конкретный и реальный проект.

Что же касается нашего, как Вы его назвали, «портфеля», то есть еще один серьезный проект-замысел, который просчитан и проанализирован для двух вариантов его реализации. Причем, оба варианта приносят мультипликативный эффект - это строительство железной дороги.

Первый вариант - это строительство железнодорожной ветки Майкапчагай-Зыряновск. Вы хорошо знаете, что на территории Зыряновского, Курчумского, Катон-Карагайского районов много земель, где есть богатые месторождения полезных ископаемых, но, к сожалению, они не осваиваются, потому как нет транспортных линий, дорог. Более того, к примеру, в Зайсанском районе есть запасы сланцев (порядка 4 млрд. тонн - это хороший источник энергии), что также, к сожалению, не осваивается, потому как очень дорогая получается себестоимость. Если там будет построена железная дорога, то все это можно было бы использовать.

Тем не менее, мы уже договариваемся с китайской стороной, что они строят железную дорогу со своей стороны до границы, а мы - со своей, тоже до границы. В этом случае мы, со стороны Майкапчагая, могли бы завозить по железной дороге все, что нужно нам, и наоборот. Более того, эта железная дорога дала бы серьезный толчок к развитию этих районов, что архинеобходимо, поверьте.

Второй вариант - строительства железнодорожной ветки со стороны Бахты, и увязать ее с Аягозом. Мы отрабатываем оба варианта, анализируем преимущества и экономическую отдачу каждого из вариантов.

Далее, еще одна сфера сотрудничества, которая имеет большой экономически выгодный потенциал - это развитие туризма между нашими странами. Сейчас мы работаем над вопросом открытия авиарейса Урумчи - Усть-Каменогорк - Талдыкорган, с использованием больших самолетов, чтобы летали туристы наших стран. То есть наши контакты с китайской стороной по поиску взаимовыгодных отношений - это регулярное и плодотворное общение.

-Спасибо за интервью, Бердыбек Машбекович, и - с наступающим Новым, 2014 годом!

P.S. Как уже сообщалось, на границе Казахстана и Китая через пункты «Бахты» и «Покиту» открылся «зеленый коридор» для ускоренного пропуска грузов сельскохозяйственного назначения. Специалисты таможенных служб Казахстана обращают внимание, что ускоренное прохождение процедур не означает бесконтрольное перемещение грузов через границу. Кроме того, по информации администрации ВКО, сейчас решается вопрос об открытии безвизового режима, действующего в течение суток, - для жителей приграничных регионов двух стран.

Сейчас читают