Президент выступает с очень мощными инициативами, и наши дипломаты должны способствовать их реализации - Б. Султанов

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Новая реальность требует оптимизации всех отраслей. Усовершенствовать работу посольств Казахстана в других странах поручил Президент Нурсултан Назарбаев в ноябре, проводя расширенное заседание Правительства. Глава государства поставил тогда перед послами задачи по привлечению инвестиций, а также заявил, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о сокращении числа представительств.

Ситуацию прокомментировал директор Исследовательского института международного сотрудничества, заслуженный деятель Казахстана, заслуженный работник дипломатической службы РК, доктор исторических наук Булат Султанов.
- Булат Клычбаевич, как уменьшить количество официальных представительств Казахстана за рубежом без ущерба для качества работы МИДа?

- Я думаю, абсолютно правильно Глава государства ставил вопрос об оптимальном количестве дипломатических представительств Казахстана за рубежом. Потому что мы особенно, как говорится, в тучные годы, начали страдать от гигантомании. Иметь посольство в каждой стране - это нецелесообразно, и особенно в период кризиса, когда Президент призывает ужиматься и сокращать расходы. Полагаю, правильно было бы сократить количество дипломатов, но сохранить посольства в ключевых государствах мира, которые оказывают большое влияние на развитие международной обстановки.
Нет сомнений в том, что казахстанское посольство должно быть в США, в Пекине, в Москве, в Париже, в Лондоне, в Брюсселе и так далее. А вот в таких регионах, как Латинская Америка или Африка можно было бы использовать старую практику, когда посол в одной стране является по совместительству послом в ряде других стран.
- Глава государства требовал также изменений в самом подходе к работе послов. Какие, по вашему мнению, задачи они должны выполнять?

- Мир кардинально меняется. Мы сейчас находимся на переломном этапе перехода от однополярного мира к многополярному. Мы должны четко и ясно понимать, что многополярная внешняя политика Казахстана полностью себя оправдала. Но при этом многополярная дипломатия должна иметь приоритеты. Например, для Казахстана главными приоритетами должна быть внешняя политика в отношении России, Китая, стран Центральной Азии, Европейского Союза, США, Исламского мира и Азиатско-Тихоокеанского региона. Вот в этой последовательности мы должны и строить свою внешнюю политику. Поэтому Президент правильно ставит задачу о том, чтобы мы сейчас развивали внутрирегиональную интеграцию. То есть в странах Центральной Азии.
- Действительно, Президент не раз говорил об усилении внутрирегионального сотрудничества.

- Для нас сейчас важно придерживаться такой мудрости: мыслить глобально, действовать локально. Я имею в виду центральноазиатскую интеграцию. Понятно, что нам нужно сейчас развивать Евразийский экономический союз. Нам надо содействовать развитию зон свободной торговли ЕАЭС с другими странами. И нам сейчас нужно поддерживать усилия Главы государства по стыковке Евразийского экономического союза с экономическим коридором Шелкового пути. Продолжая идти параллельно в рамках этого процесса, вместе с тем развивать процесс стыковки программы «Нурлы жол» и «Экономического пояса Шелкового пути». То есть объединить два в одном. Нам нужно развивать отношения с Китайской Народной Республикой, потому что ситуация там будет отражаться и на событиях в центральноазиатском регионе.
- Получается, что наши послы должны обладать довольно мощным арсеналом знаний и опытом?

- Разумеется, и в этом аспекте я хотел бы вот на что обратить внимание. К сожалению, мы по-прежнему осуществляем подготовку специалистов по советским лекалам. Мы готовим специалистов по Северной Америке, мы готовим специалистов по Европе, но мы совсем не готовим специалистов по Центральной Азии. Мы не готовим специалистов по Евразийской интеграции. Практически не готовим специалистов по Китаю.
То есть нам нужно в Казахстане наладить подготовку регионоведов. Нам нужно начать подготовку специалистов дипломатов-конфликтологов, которые знают, в чем причина конфликта.
- Тем более, что в пяти институциональных реформах заложена важнейшая задача - обеспечить прозрачность распределения должностей и контроль за деятельностью каждого служащего.

- Президент правильно говорит о пополнении кадрового потенциала. Я полностью согласен с Главой государства в том плане, что, конечно, возраст есть возраст. И по нашим законам в 63 года наши дипломаты должны покидать службу, освобождая место для новых поколений, и это нормально. Нужно омолаживать специалистов, но в этой плоскости я бы хотел поставить и такой вопрос: а что делать с опытными дипломатами, которые достигли пенсионного возраста, но обладают знаниями, опытом и могут передавать свои знания более молодым дипломатам? Здесь надо подумать, наверное, об институте наставничества, о каких-то других формах работы.
И, в то же время, подумать о пенсионном обеспечении ветеранов дипломатической службы. Хотя бы приблизить их к пенсионерам системы Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Надо думать и о моральных, и о материальных принципах.
- А чем еще должны заниматься послы?

- Напомню, наш Президент очень сильно выступил на Генассамблее ООН. Он выдвинул там очень мощные инициативы. Например, президентские инициативы о том, что к 100-летию образования ООН нужно разработать стратегию 2045. Или, например, я думаю, блестящая инициатива о том, чтобы перенести штаб-квартиру ООН в азиатскую страну. Я думаю, наиболее подходящим азиатским городом для этого является Астана. Она находится в сердце Азии, на стыке Европы и Азии, и там есть большие площади для того, чтобы развернуть строительство дипломатических учреждений. Почему об этом никто не говорит?
Или вот сейчас Корейская Народно-Демократическая Республика информировала мировую общественность, что собирается провести испытания баллистической ракеты большой дальности и вывести искусственный спутник Земли. Это вызывает беспокойство в регионе. Поэтому инициатива Президента, которую он и высказал на Генассамблее ООН, - о создании антиядерного движения, о заключении соглашения, направленного против испытаний ядерного оружия, направленного на создание безъядерных зон, - это же прекрасная форма пропаганды внешней политики Казахстана и нашего государства.
Президент выступает с очень мощными инициативами, и эти инициативы наши дипломаты должны показывать, как мессиджи нашего государства. Поэтому, думаю, что мы, гордясь нашей дипломатической службой, признавая те успехи, которые достигнуты нашим МИД, а успехов много: это и председательство Казахстана в ОБСЕ, и председательство в Организации исламского сотрудничества, это наша энергичная деятельность в СВМДА, ШОС и других организациях, - мы должны, тем не менее, понимать, что мир меняется, и мы все должны меняться. Чтобы идти не просто в ногу со временем, а опережая время!
- Спасибо за интервью!

Сейчас читают