1 мая. От солидарности трудящихся к единству народа
В независимом Казахстане многие праздники советской эпохи ушли в прошлое или претерпели изменения. О том, какой эволюционный процесс прошел праздник 1 мая - в материале аналитического обозревателя Kazinform.

Испытание временем
В советские времена 1 мая был сугубо идеологизированным праздником и назывался по-другому - Днем международной солидарности трудящихся. Его отмечали с коммунистическим размахом, колонны людей с плакатами ушедших вождей и красными флагами шествовали вдоль правительственных трибун, с которых звучали клишированные лозунги. И уже в конце 80-х годов прошлого века Первомай утратил свое политическое значение. Перестройка и гласность изменили вектор общественного сознания, запустив серьезнейшие процессы трансформации. Архивные материалы запечатлели меняющееся отношение к этому празднику, который, как и вся наша страна, проходил испытание временем.
В 1990 году Казахстан еще праздновал по инерции этот праздник, но уже с оговорками.
«Реют красные знамена над площадью. Их кумач больше не напоминает разлив золоченного бархата прошлых показушных шествий», - писали журналисты агентства, вдохновленные эпохой перемен в материале «За мир, гуманизм, демократию!»
В этом же материале в ряду самых значительных событий накануне Первомая упоминалась введенная первой сессией Верховного Совета республики полномочная президентская власть. «Это теперь, когда повсеместно сильно хромают дисциплина и порядок, приобретает исключительное значение», - отмечалось в статье.
Текст вызывал диссонанс, поскольку с одной стороны упоминались трудности на потребительском рынке, рост инфляции и другие невзгоды, а с другой рассказывалось о ликующих людях, которые несмотря ни на что убеждены: идея обновления восторжествует. Текст все еще изобиловал идеологическими клише, рассказывал о том, как выполнили и перевыполнили планы коллективы заводов и фабрик.

В 1991 году, а это время СССР еще существовал, официальная пресса была не очень ласкова с организаторами Первомая. В подборке материалов корреспондентов агентства под общим заголовком «Весна надежды» собкор из Джамбула, как тогда называли Тараз, сделал весьма едкое замечание:
«Как стремительно меняются нравы! Еще два года назад Первого мая меня с корреспондентским удостоверением, но без специального пропуска не подпустили бы к центральной площади города на пушечный выстрел. Сегодня я, как впрочем, и многие другие, потенциальной опасности для Первомая не представляю».
Далее журналист описывал пустую площадь, констатируя, что уже нет нужды демонстрировать собственную лояльность и политическую зрелость. «Никто никому не грозит в случае «неявки» лишить стипендии».
Хватит идеологии
Идеологам коммунизма, как писали СМИ в то время, не удалось выхолостить главный смысл этого праздника, призывающего людей к миру, единению, свободе, «потому что в любом человеке никогда не умирает желание жить в согласии с другими людьми»...
И уже в 1993 году наметился новый тренд. Лишенный былой идеологической «начинки», освобожденный от заштампованных призывов и лозунгов, праздник получил вторую жизнь.
Заголовки газет говорят сами за себя «В атмосфере человеческой теплоты, мира и дружбы прошел в Казахстане Первомай», «Хватит идеологии, да будет мир и счастье!»,
«Первомай – это не анахронизм, не память о прошлом, а нынешнее богатство республики, символизирующее единство всех этносов, ее населяющих» - писали журналисты агентства.
Изменился и формат празднования. На смену парадам, пришли театрализованные представления.
«Из-за красиво украшенных юрт появляется кавалькада джигитов в национальных костюмах и, следуя казахским обычаям, под звуки домбры приносят бата – благословение весеннему празднику. Народная артистка Бибигуль Тулегенова, которую заслуженно называют «казахским соловьем», исполняет весенний вальс, под звуки которого плавно кружатся десятки юных пар, - сообщил корреспондент.
На площади исполняли народные танцы, перед гостями праздника выступали учащиеся спортивных школ – «олимпийские надежды», гимнасты, фехтовальщики, борцы.
«Точно в центр площади приземлялись парашютисты, в чистом солнечном небе над нею фигуры высшего пилотажа демонстрировали воздушные ассы», - писал журналист.
Так праздник входил в новую колею, обретал новое содержание и привычные для нас смыслы. С 1996 года 1 мая праздновался уже как День единства народа Казахстана (согласно Указу Президента от 18 октября 1995 года). Чуть ранее 1 марта 1995 года вышел Указ Президента об образовании АНК. Это был очень важный призыв – давайте строить наш общий дом вместе, что было крайне важно в трудных условиях становления казахской государственности.
На смену идеологическому вакууму, наступившему после развала СССР пришли простые и понятные всем ценности – мир и общественное согласие, общенациональная идентичность, независимость и территориальная целостность нашей страны.
«Побыв некоторое время в тени Первомай опять занял место в ряду государственных праздников», - писали СМИ в 1997 году.

Созидательная сила единства
С первых лет независимости в Казахстане шла тонкая настройка общественных процессов, проектировалась социальная среда, в которой бы учитывалась полиэтничность общества. Многое было сделано для поэтапного развития государственного языка, создавались условия для возвращения в страну казахов, проживающих за рубежом. Благодаря принятым мерам только с 1991 по 1999 год на историческую родину вернулось более 700 тыс. человек, в целом же за годы независимости - более 1 млн 151 тыс. этнических казахов.
В это же время расширялись задачи Ассамблеи народа Казахстана. В последние годы она получила новый созидательный импульс. В уникальную инфраструктуру общественного согласия входят Дома дружбы, в которых идет большая созидательная работа, в том числе изучение казахского языка представителями этносов, проживающих в республике. Под ее началом действует более четырех тысяч общественных структур, молодежное крыло «Ассамблея жастары» и ее подразделения, институт этномедиации, научно-экспертные советы, сеть волонтеров.
- Возможно, для кого-то за рубежом этническое многообразие – это фактор риска, причина недоверия и нетерпимости, но для нас – это общенациональное достояние и стратегическое преимущество, - отмечал в своем выступлении на ХХХІV сессии АНК Президент Касым-Жомарт Токаев.
День единства народа в этом контексте – символ гармоничного сплава культур, религий и традиций многих этносов, населяющих Казахстан. Это воплощение созидательной силы, которую нам дает сплоченность, диалог, взаимное доверие, уважение и гражданская ответственность.
