Необходимость обналичивания денежных средств для оплаты взяток дает работу многочисленным лжепредприятиям - финпол РК
Об этом сказал начальник информационно-аналитического департамента Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Олжас Бектенов на заседании общественного совета по противодействию коррупции и теневой экономике.
Он отметил, что сфера госзакупок традиционно является одной из наиболее подверженных коррупции областей. Многочисленные меры, направленные на урегулирование процедур закупок, не решают вопрос снижения коррупционных рисков до минимума.
Как показывает оперативно-следственная практика органов финансовой полиции, преступный умысел на хищение бюджетных денег начинается с момента формирования государственных расходов. Именно на этом этапе в бюджет закладываются суммы будущих взяток. Преступная связка «организатор государственных закупок - аффилиированный поставщик» продолжает сотрудничество при формировании конкурсной документации, проведении закупок, реализации договора. Необходимость обналичивания денежных средств для оплаты взяток дает работу многочисленным лжепредприятиям.
Начальник информационно-аналитического департамента Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью отметил, что в целях кардинального изменения ситуации необходимо принятие решительных мер. Предлагается предусмотреть в законопроекте следующие меры:
- Предусмотреть административную ответственность за необоснованное планирование либо завышение государственных расходов (с отнесением их к категории коррупционных правонарушений). Причем, ответственность должна распространяться не только на должностных лиц государственных органов-заказчиков, но и на соответствующие государственные органы, согласовавшие бюджет (МФ, МЭБП);
- Наделить Счетный комитет и региональные ревизионные комиссии полномочиями по контролю за формированием бюджета (по опыту РФ, Турции, Великобритании);
- Внедрить «Единую информационную базу цен на товары и услуги» - единый перечень товаров и услуг, с указанием цены за единицу, применение которого должно быть обязательным при формировании годовых планов закупок, а также норм, нормативов на услуги и работы по государственным закупкам на базе веб-портала государственных закупок с учетом показателей государственной статистики;
- Распространить действие Закона «О государственных закупках» на национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные управляющие компании, национальные компании.
Касательно процедур проведения государственных закупок, предлагается полностью изменить их организацию, исходя из лучшей мировой практики Южной Кореи, США, Канады.
- Предлагается централизовать все закупки путем создания единого оператора государственных закупок. Сформировать реестр лиц, аффилиированных с должностными лицами единого оператора;
- Необходимо внедрить систему ранжирования потенциальных поставщиков единым оператором, с присвоением соответствующей категории квалификации, зависящей от опыта работы, внедренных систем контроля качества и лицензий, наличия и квалификации сотрудников, наличия и оснащенности материально-технической базы, иных критериев. Это облегчит участие поставщикам в государственных закупках, поскольку не будет необходимости подтверждать квалификацию на каждом конкурсе, а также исключит отклонение добросовестных поставщиков по надуманным основаниям;
- Лишить заказчиков права устанавливать квалификационные требования к потенциальным поставщикам в конкурсной документации, как коррупциогенного фактора, используемого для отклонения неугодных поставщиков. Оставить лишь право подготовки технической спецификации закупаемых товаров, работ, услуг. Оценка сложности технической спецификации должна проводиться единым оператором, с присвоением категории сложности, согласно системе ранжирования;
- После определения категории сложности закупок, единый оператор через портал (goszakup.gov.kz) в автоматическом режиме должен рассылать приглашения всем потенциальным поставщикам, обладающим соответствующей категорией квалификации;
- Участие в госзакупках должно сводиться лишь к подаче ценового предложения на портал потенциальными поставщиками, наименьшая из которых должна определяться в автоматическом режиме;
- В целях защиты интересов субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), целесообразно наделить их правом объединения в консорциумы, посредством которого потенциальные поставщики смогут повышать совместную категорию квалификации для участия в более сложных или крупных закупках;
- Такие документы, как договор государственных закупок, договор субподряда, соглашение о консорциуме будут заключаться в бездокументарной электронной форме на портале единого оператора. По завершении реализации договора распределение денежных потоков будет сверяться с отчетом, представляемым поставщиком;
- Обязать участников госзакупок представлять информацию о конечных бенефициарах. Формирование подобного реестра позволит веб-порталу единого оператора автоматически исключать участие поставщиков, аффилиированных между собой, а также с лицами, аффилиированными с должностными лицами единого оператора. Помимо этого, выявятся потоки бюджетных средств, уходящих в оффшорные зоны.