Необходимо создать транспортную связь между регионами Казахстана через Жезказганский регион и Улытау - мажилисмен А.Бегенеев
Депутат Мажилиса Андрей Бегенеев в беседе с нашим корреспондентом отметил как очень важные для дальнейшего развития не только Жезгазганского региона, но и всей страны те вопросы интервью Президента, которые касаются развития транспортной системы Казахстана.
- Андрей Анатольевич, Президент в беседе с журналистами «Хабара» назвал историческим событием открытие железнодорожных магистралей Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь. Почему так важно развитие транспортной сети в центральной части Казахстана? - Нурсултан Абишевич не случайно уделил такое внимание этому вопросу. Он ведь напомнил, что в советское время все железнодорожные линии вели в сторону России и практически не строились дороги, связывающие местные населенные пункты. Сегодня наша экономика позволяет строить железные дороги, и, я считаю, совершенно правильно, что средства были вложены, в первую очередь, именно на эти направления. Дело в том, что современный Казахстан представляет собою страну с разветвленной железнодорожной сетью, созданной преимущественно в советские времена. Но железнодорожные магистрали были проложены двумя нитками вдоль всей казахстанской степи. А поперек - не было проложено ничего, и только по этой причине огромные территории в сердце Сарыарки до сих пор как следует не освоены. Большинство сел и даже городов, как, например, Жезказган, оказались в транспортном тупике. Новые линии Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь позволяют, в значительной степени, исправить эту ситуацию. Хотелось бы напомнить, что в древности, как отмечал и Глава государства, Жезказганский регион, Улытау - это были очень оживленные места. Караванные пути шли из Средней Азии через Туркестан и Сарыарку, выходили в Западную Сибирь, начиная с Омска. Караванная трасса, рассчитанная казахами, совпадала с меридианом и всегда шла вдоль водных источников. Эти караваны в районе современной Астаны переходили вброд Ишим, от тех времен осталось название Караоткель - на этом месте сейчас построен мост. Мы все это знаем из истории. Как подчеркнул Президент Н.Назарбаев, открытие новых железнодорожных магистралей позволит оживить экономику целого ряда районов в четырех областях. Кстати, в прошлом году я обращался к Правительству с депутатским запросом по поводу создания еще одной магистрали, которая, на мой взгляд, может сделать регион Жезказгана, включая Улытау, намного более доступным из всех регионов страны. - В каком направлении должна быть построена железная дорога, о которой Вы говорите? - Жезказган - Кызылорда. Это позволит связать Жезказган и Улытау с еще одним священным для казахстанцев местом - Туркестаном. Если взглянуть на карту, становится ясно, что при наличии такой железной дороги будет возможным, например, разработать маршрут для внутреннего туризма - с посещением Улытау и Туркестана из северных регионов. При этом путь окажется в разы короче, чем теперь. Ведь не зря Президент сказал, что теперь Улытау станет «центром туризма, сюда будут приезжать люди, дабы поклониться памяти великих предков». Улытау расположен недалеко от Жезказгана и, при соответствующем развитии инфраструктуры, туристы могут совершать поездки по Улытау из этого города. Эта железная дорога может быть построена параллельно существующей автомобильной трассе, что упростит и удешевит строительство. В книге «В потоке истории» Нурсултан Абишевич писал о необходимости расширения транзитных возможностей страны. Возрождение древнего пути по меридиану может стать одним из путей реализации этой задачи. Я предложил назвать эту дорогу, если она будет построена, «Турксиб-2». На это предложение Правительство дало ответ в том духе, что этот вопрос может быть рассмотрен позднее. Надеюсь, что в контексте размышлений Главы государства, приведенных в интервью, о котором мы сейчас говорим, строительство дороги Жезказган - Кызылорда будет представляться более актуальной задачей. - Что еще Вам запомнилось из интервью Главы государства? - Президент образно говорил о том, что для нас моря - это Китай и Россия. Чтобы успешно сотрудничать и торговать с этими государствами, нам нужны выходы к ним, иначе невозможно будет развиваться. Действительно, если мы не будем доставлять наши товары, нашу продукцию к берегам этих «морей» - то есть, к нашим границам с Китаем и Россией, как будет расти наша экономика? Конечно, мы участвуем в создании крупного транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай», который свяжет многие наши регионы с этим «морями». Но хороший выход к «морям» должен быть у всех наших регионов. В том числе и у Жезказганского, где есть огромный потенциал для производства, например, сельскохозяйственной продукции. Поэтому, кроме собственно строительства дорог, как железных, так и автомобильных, необходимо развивать придорожный сервис, поскольку без этого сообщение между нашими регионами - а у нас огромные расстояния, и Президент на это указывал, - будет затруднительным. Здесь я больше имею в виду сервис на автомобильных дорогах, потому, что на железных сервис у нас, относительно, неплохой. А вот на автодорогах, я знаю по личному опыту, иногда можно проехать сотни километров, и не встретится ни один нормальный пункт питания, не говоря уже о месте для отдыха с душем и кондиционером. Нам необходимо разработать государственные стандарты в этой сфере, ориентируясь на европейские стандарты. Кроме того, нужно развивать предпринимательство в этой сфере, используя механизмы государственно-частного партнерства. Возвращаясь к теме нашей беседы, напомню: Президент также говорил о том, что развитие транспортной сети дает работу множеству людей. И развитие придорожного сервиса также позволит создать много рабочих мест. В будущем, возможно, проблема занятости населения будет решаться и на основе перетока населения из густонаселенных южных регионов с последующей оседлостью вдоль транспортных артерий, с неизбежным в таких случаях развитием социальной инфраструктуры. - Спасибо за беседу.