Как меры поддержки Правительства повлияют на бизнес и рынок недвижимости
По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева Правительство запустило пакет антикризисных мер в целях обеспечения экономической стабильности и нивелирования негативных последствий экономических реформ в Казахстане. О том, каких результатов ожидать бизнесу и гражданам, – в материале аналитического обозревателя Kazinform.

«С чистого листа»: чего ожидать предпринимателям
Напомним, 16 октября Правительство приняло решение исключить излишние ограничения на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Такая мера необходима, чтобы сделать более мягким переход к новому Налоговому кодексу для малого и среднего бизнеса.
Более того, с 1 января 2026 года налоговое администрирование будет проводиться «с чистого листа». В отношении микро- и малого бизнеса предполагается отмена налоговых проверок и камерального контроля, а также отмену подачи судебных исков о признании сделок, регистрации и перерегистрации недействительными.
Председатель Президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов подчеркнул, что введение принципа «с чистого листа» станет мощным стимулом для развития предпринимательства, создания рабочих мест и укрепления стабильности в экономике.
– В малом бизнесе только среди самозанятых работает около 2 миллионов человек. А официально, те, кто платят пенсионные взносы, – примерно 3 миллиона, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели. В целом почти 5 миллионов человек занято в микро- и малом бизнесе, – привел данные эксперт.

Налоговые проверки, камеральный контроль, списание штрафов и пени всегда требуют от бизнеса большого количества времени и ресурсов. Любая проверка, будь то камеральная или выездная, отвлекает предпринимателя от основной деятельности, уверен Раимбек Баталов. По его словам, признание сделок недействительными через судебные органы также занимает немало ресурсов.
– Обязательства становятся для предпринимателя лишней обузой и искажают статистику. Сейчас немало индивидуальных предпринимателей формально числятся действующими, хотя фактически уже не работают, – сказал Баталов.
Эксперт отдельно отметил, что упрощение налогового администрирования не окажет негативного влияния на госбюджет. Ведь основные поступления формируются за счет крупных компаний, тогда как малый и микро бизнес играет ключевую роль в обеспечении занятости. Поэтому рисков для макроэкономической стабильности он не видит.
– Зачем тратить на это время, если для бюджета эффекта практически нет? Более того, это часто становится почвой для коррупции. Поэтому я считаю, что решение о налоговом администрировании «с чистого листа» – оправдано и своевременно, – выразил точку зрения собеседник.
Для владельцев малого и микробизнеса принятые меры означают, прежде всего, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И пусть доля поступлений от этого сектора в бюджет невелика, его значение для занятости и устойчивости экономики трудно переоценить, считает Раимбек Баталов.
Член Регионального совета Палаты предпринимателей города Астаны Вячеслав Лазарев утверждает, что решение об исключении излишних ограничений на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации – большая победа бизнеса, депутатов и НПП «Атамекен».
– Более полутора миллионов субъектов малого и среднего бизнеса сегодня не готовы к переходу на новую модель с НДС. Это неизбежно вызвало бы рост инфляции, недовольство предпринимателей и, вероятно, уход части бизнеса в тень, – полагает он.
Лазарев подчеркнул, что плавный переход к новому Налоговому кодексу, позволит сбалансировать систему и адаптировать предпринимателей к изменениям без резких последствий.
– Такой подход помогает бизнесу спокойно перестроиться, продолжать развитие, а не сосредотачиваться исключительно на отчетности и уплате налогов. Ведь именно развитие предпринимательства должно оставаться приоритетом для страны, – резюмировал эксперт.
По информации Правительства, пени и штрафы по налогам будут списаны в случае погашения основной суммы долга до 1 апреля 2026 года. Налогоплательщики, превысившие порог для постановки на учет по НДС, не будут привлекаться к административной ответственности. Также будет проведена акция для налогоплательщиков по снятию с учета в налоговых органах и органах юстиции в упрощенном порядке без проведения камерального контроля и налоговых проверок. Это должно обеспечить поэтапное введение нового Налогового кодекса и упростить налоговое администрирование для налогоплательщиков.
По мнению Раимбека Баталова, помимо предпринятых мер, отдельно нужно говорить и о мерах стимулирования малого и микробизнеса. А они сейчас крайне необходимы, считает собеседник.
– Национальная палата подготовила соответствующие предложения для Правительства. Потому что нужны не только послабления, но и реальные стимулы для развития и выхода бизнеса из тени. Мы понимаем, что значительная часть малого и микробизнеса все еще работает нелегально. Нужны не репрессивные, а именно стимулирующие меры, – считает спикер.
Он отметил, что сегодня доступ к финансированию для малого бизнеса по-прежнему остается затрудненным: кредиты сопровождаются высокими ставками из-за повышенных рисков. По его словам, важно сосредоточиться на снижении этих рисков.
– Поэтому НПП «Атамекен» предлагает создать единую программу поддержки малого и микробизнеса с участием акиматов, правительства (в лице холдинга «Байтерек») и банков второго уровня. Такая совместная инициатива действительно необходима для эффективного развития предпринимательства, – считает он.
Он привел в пример программу «Одно село – один продукт», которая, по его словам, наглядно демонстрирует эффективность точечного подхода.
– Мы показали, что даже в одном ауле можно развить полноценный кластер. Таких мини-кластеров может быть множество по всей стране. Государство может сыграть большую роль, помогая с коммуникациями, инфраструктурой и обучением предпринимателей современным методам продвижения. Сегодня важно не только производить, но и грамотно продавать через соцсети, маркетплейсы, современную упаковку и рекламу. Именно такие инициативы, смогут дать мощный импульс развитию малого и микробизнеса, – уверен Раимбек Баталов.
Эксперт также подчеркнул, что цифровизация налоговых органов выходит на новый уровень. Такие системы, как ISNA и внутренние базы данных, уже практически полностью внедрены, что делает процессы прозрачнее и эффективнее.
– Так, например, цифровые решения уже охватывают основные внутренние процессы: электронные счета-фактуры, отслеживание движения товаров и услуг. Это значительно упрощает налоговое администрирование и создает прозрачные, понятные условия для бизнеса, снижая коррупционные риски и повышая качество администрирования, –подчеркнул Раимбек Баталов.
Станет ли жилье доступнее
Повышенная базовая ставка, установленная Нацбанком, отразилась и на доступности ипотечных программ. Часть банков временно приостановила их запуск. В результате рынок недвижимости заметно замедлил темпы.
В связи с этим Правительство приняло решение поддержать систему жилищно-строительных сбережений. С этой целью объем удешевленного ипотечного кредитования для населения будет увеличен в два раза. Это должно обеспечить доступность жилья.
При этом сейчас «Отбасы банк» останется основным и наиболее стабильным источником жилищного финансирования. Мера Правительства будет реализована через действующие программы «Наурыз» и «Наурыз-Жұмыскер» путем увеличения объемов кредитования до 500 млрд тенге. Кроме того, возобновляется востребованная программа «Әскери баспана», которая также позволит приобрести квартиру на вторичном рынке не менее семи тысячам семей военнослужащих ежегодно.
– Этот объем финансирования сопоставим с годовым объемом всего ипотечного рынка и способен поддержать строительный сектор, который сейчас испытывает спад. Такое решение поможет смягчить инфляционное давление и решить часть жилищных проблем, – считает экономист Олжас Худайбергенов.

Экономист Эльдар Шамсутдинов считает, что расширение льготной ипотеки – это сильный политико-экономический сигнал. По его словам, в ближайшее время такая мера действительно поможет сделать жилье доступнее для части граждан и поддержит строительную отрасль, однако у нее есть и своя цена – это не бесплатная поддержка для экономики.
– В макроэкономическом плане это стимул спроса, а не предложения. Опыт последних лет показывает, что каждый тенге льготного кредита примерно на 60–70 % капитализируется в росте стоимости квадратного метра. То есть выигрыш потребителя быстро съедается удорожанием жилья, – отметил экономист Эльдар Шамсутдинов.
По его словам, такой инструмент может создать и другие риски. Основная угроза это не только рост цен, но и закрепление структуры, при которой рынок жилья зависит от госпрограмм и дешевых денег.
– Льготная ипотека в условиях ограниченного предложения фактически повышает стоимость активов, не увеличивая объем строительства. При этом инфляция издержек, особенно на металл, цемент и импортные компоненты, способна обнулить эффект любой льготы. В итоге государство будет вынуждено либо компенсировать застройщикам потери, либо смириться с сокращением объемов ввода жилья, – считает экономист.

В Правительстве отмечали, со строительными компаниями будут заключены офтейк-контракты по строительству жилья, реализуемого в рамках данных программ. При этом застройщики принимают встречные обязательства по фиксации цен на три года.
– Фиксация цен на три года в текущей среде – амбициозный инструмент. При волатильности цен на стройматериалы, логистике и высокой инфляции себестоимости удержать цену без субсидирования невозможно. По сути, офтейк-модель работает только тогда, когда государство берет на себя часть ценового риска или гарантирует поставки материалов по фиксированной цене. В противном случае застройщики просто перестанут выходить на новые проекты. Поэтому реализация такой схемы потребует точного баланса между предсказуемостью для девелоперов и гибкостью бюджета, – уверен эксперт.
Как отметил собеседник, при активном расширении кредитных программ важно учитывать и возможные системные риски. Коэффициент долговой нагрузки населения уже близок к предельному уровню. Такой фактор требует осторожного подхода к дальнейшему стимулированию льготного кредитования. В противном случае может возрасти риск просрочек и снижения платежеспособности граждан.
– Золотая середина здесь в том, чтобы сместить акцент с накачки спроса на расширение предложения: стимулировать строительство, локализацию производства, развитие инфраструктуры. Тогда кредит станет инструментом доступа к товарам и жилью, а не источником инфляции и финансовых рисков, – подчеркнул Эльдар Шамсутдинов.
Чтобы система стала устойчивой, необходимо перейти от модели постоянного субсидирования к рыночной архитектуре, считает экономист.
– Это означает развитие институционального рынка арендного жилья, секьюритизация ипотечного портфеля и выпуск ипотечных бумаг, участие частных инвесторов через инфраструктурные облигации. Тогда жилье перестанет быть «социальным проектом» и превратится в полноценный финансовый инструмент, способный обеспечивать доступность без бюджетных вливаний. Ключевой элемент это предсказуемость предложения: строительство должно опережать кредитование, а не наоборот, – заключил Шамсутдинов.
Таким образом, как считают эксперты, если цель – долгосрочная и сбалансированная экономика, стимулирующие меры должны быть направлены не на конечный спрос, а на развитие предложения – промышленности, строительных материалов, инфраструктуры и технологий. Только в этом случае ипотека и льготное кредитование станут инструментом экономического роста, а не источником инфляционного давления.
Отметим, что Правительство ввело мораторий на повышение цен на дизельное топливо и приостановило рост коммунальных тарифов для всех категорий потребителей. О том, какой эффект эти меры окажут на казахстанцев и экономику страны, – читайте в материале.