«IV Гражданский форум - начало второго этапа развития гражданского общества в Казахстане» - депутат Мажилиса А.Соловьева
25 Августа 2009 18:34

«IV Гражданский форум - начало второго этапа развития гражданского общества в Казахстане» - депутат Мажилиса А.Соловьева

АСТАНА. 25 августа. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Предстоящее председательство Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе делает особенно важными вопросы развития гражданского сектора страны. На предстоящем в октябре текущего года IV Гражданском форуме, ставшем эффективной диалоговой площадкой для

государственных органов и неправительственных организаций, будут обсуждаться наиболее актуальные проблемы гражданского сектора.

О том, как сегодня строятся отношения между властью и НПО, какие вопросы должны, в первую очередь, обсуждаться на IV Гражданском форуме, в беседе с нашим корреспондентом говорит депутат Мажилиса Парламента РК, руководитель НПО «Гражданский альянс Казахстана» Айгуль Соловьева.

- Айгуль Сагадибековна, чем отличается нынешний Гражданский форум от предыдущих?

- IV Гражданский форум подводит итоги первого этапа, предусмотренного Концепцией развития гражданского общества в нашей стране. Давайте вспомним историю. Первый Гражданский форум был инициирован Главой государства, на нем, фактически, неправительственный сектор Казахстана был признан как движущая сила демократического процесса. Основным заявлением на I Форуме стало начало партнерства власти, бизнеса и НПО. На II Гражданском форуме был создан Гражданский альянс Казахстана, была принята Концепция развития гражданского общества в Казахстане, которую утвердил Президент РК Нурсултан Назарбаев. Был также разработан и принят План мероприятий по реализации этой Концепции, которую утвердил Премьер-Министр страны.

III Гражданский форум прошел под лозунгом дальнейшего развития партнерства в рамках дальнейшей демократизации общества и хода реализации Концепции. Ведь, как это зачастую у нас бывает, наличие документа еще не предполагает наличие самого процесса. Поскольку неправительственный сектор Казахстана считает этот документ для себя основным, важно было заслушать руководителей государственных органов, которые были в числе исполнителей этого Плана.

Какие шаги были предприняты этими органами для реального партнерства? Выяснилось, что 3-4 министерства работают по Плану, что-то делают, а остальные даже не знакомы с ним, не говоря уже о выполнении Плана. На III Гражданском форуме мы дали рекомендации Правительству, в соответствии с которыми в существующий План были внесены изменения, затрагивающие около 80 процентов всего, что там было прописано.

Теперь мы готовимся к IV Гражданскому форуму. О чем мы сейчас можем говорить? Во-первых, о том, что количественно неправительственный сектор вырос. Во-вторых, партнерство между властью и НПО, в общем, состоялось. В-третьих, идет совершенствование законодательной базы для реализации этого партнерства. В Конституцию внесены поправки, согласно которым снят запрет на государственное финансирование общественных организаций. Понятие «общественный мониторинг» внесено в Бюджетный кодекс. Принят Закон «О государственном социальном заказе». Поэтому мы считаем, что в 2008 году первый этап становления неправительственного сектора в Казахстане завершен. Мы достигли поставленных целей. Международные организации дают высокую оценку нашему законодательству в этой сфере - оно считается одним из лучших в СНГ.

- Какие цели неправительственный сектор ставит перед собой теперь?

- На втором этапе на передний план выходят вопросы качества. Хорошее законодательство - это еще не значит, что оно в полной мере успевает за развитием гражданского общества. Как мы оцениваем качество работы неправительственных организаций? На мой взгляд, главное, это чтобы мы могли оказывать влияние на процесс принятия решений - как на региональном, так и на центральном уровнях. Являясь посредниками между индивидуумом и государством, мы должны транслировать мысли, потребности и ожидания людей на самый высокий уровень, четко формулируя их. Как мы можем это сделать? Одним из инструментов такого подхода является общественный мониторинг - определение социального самочувствия граждан, то есть мы проводим своеобразную диагностику социальных ожиданий людей, выясняем их ощущения от работы исполнительной власти по различным отраслям. Например, как идет процесс распределения медицинских препаратов? Мы создаем «горячие линии», спрашиваем людей, доступна ли им эта медицинская помощь. Ведь государство выделяет на эти цели огромные деньги и результатом должна стать доступность этих препаратов гражданам. Собранную информацию мы анализируем, потом проводим общественные слушания, по результатам обсуждений вырабатываются рекомендации.

Другой пример - реализация Дорожной карты, на которую Правительством также выделены огромные финансовые средства. У Правительства есть свои параметры и индикаторы для оценки эффекта - освоение средств, количественные показатели. А мы спрашиваем людей, удовлетворены ли они качеством ее реализации. У партии «Нур Отан» есть программа повышения благосостояния граждан, и мы оцениваем этот процесс именно с этой позиции. А люди на наши вопросы отвечают по-разному. Кто-то говорит, что почувствовал улучшения от мер, принятых исполнительной властью, другой не видит такого улучшения, третий затрудняется ответить. Это и есть общественный мониторинг, когда мы отражаем мнения людей, и превращаем их в определенные социальные замеры.

Мы оцениваем не только работу власти, но и свой вклад через измерение и оценку. Насколько активно работают НПО в своих секторах - это тоже выясняется через общественный мониторинг. У нас просматривается тенденция к развитию волонтерского движения - его тоже необходимо учитывать.

- Что еще будет обсуждаться на IV Гражданском форуме?

- Вопросов много. Например, о социальных стандартах: как госорганы должны представлять социальные услуги, по мнению наших людей? У нас активно реализуется инструмент социального заказа, на который государство выделило уже полтора миллиарда тенге в совокупности с региональным уровнем, и через который возможно развитие делегирования нам некоторых социальных функций. Многие виды услуг НПО могут оказывать качественнее и дешевле, чем государственные учреждения. Этот инструмент нужно совершенствовать.

Еще вопрос - у нас создано Электронное правительство. А насколько оно доступно гражданам, все ли могут воспользоваться этой услугой?

Есть определенные проблемы с государственным социальным заказом. Потому, что сейчас этим занимается, в основном, Министерство культуры и информации. А мы хотим, чтобы все министерства и ведомства вели эту работу - в своей отрасли. А на региональном уровне, в свою очередь, соответствующие департаменты. Мы хотим, чтобы у нас была система отраслевого социального заказа, потому, что это будет эффективнее. Если неправительственная организация работает в сфере здравоохранения - заказ она должна получать от Минздрава. Если в сфере экологии - от Министерства охраны окружающей среды.

И еще один вопрос, связанный с тем, что у нас теперь принимается бюджет сразу на три года. Нужно, чтобы социальный заказ также планировался на трехлетний период. Это позволит НПО работать более спокойно и стабильно.

Мы надеемся, что все эти вопросы могут быть решены на втором этапе реализации Концепции, который будет способствовать качественному росту.

- Сообщалось о том, что в рамках Форума будет проведен конкурс среди НПО. С какой целью он организуется?

- Конкурс «Таным» будет проводиться с целью публичного поощрения неправительственных организаций, которые достигли хороших результатов в своих сферах. У нас есть НПО, которые работают уже много лет - в таких сферах, как защита прав инвалидов, детей, престарелых, профилактика СПИДа, реабилитация наркоманов. В Костанае, Актюбинске и других городах НПО работают с наркоманами, привлекая их к своей деятельности, оказывает им психологическую и адаптационную помощь - это хорошее подспорье после медикаментозного лечения в наркодиспансере. И они добиваются успеха в этом деле - возвращают к нормальной жизни наркоманов со стажем, которые считались безнадежными.

- А что еще будет на Форуме?

- Планируется устроить выставку - чтобы все наши НПО могли показать, чем они занимаются, чего достигли. Например, в Павлодаре создан хоспис по уходу за больными, и задействованы в этом процессе волонтеры. Есть центр по защите прав детей, центр для детей-инвалидов. НПО собирают таких детей, организуют мероприятия, чтобы они могли между собой общаться и решать совместно общие задачи. Есть гендерные организации, экологические - наши НПО занимаются широким кругом вопросов.

- Каков план работы Форума?

- Предполагается, что на Форуме будет высокое представительство от государственных органов и международных организаций. Будет пленарное заседание, где мы будем «сверять часы» с Правительством и региональными властями: что они сделали в рамках Концепции развития гражданского общества? В рамках Форума будет действовать семь дискуссионных площадок. Там будет представительство власти, бизнеса и НПО. Хочу отметить, что с бизнесом у нас партнерство реализуется не в полной мере. Власть, как я уже говорила, доверяет нам и работает с нами как с партнером. А бизнес только начинает этот процесс. У нас, до сих пор, говорилось о корпоративной социальной ответственности - когда бизнес предоставляет своим работникам весь социальный пакет. А мы говорим о социальной ответственности, которая предполагает устойчивое развитие общества и региона, где этот бизнес работает. Конечно, и сейчас бизнес участвует в этом процессе, и зачастую осуществляет эту ответственность напрямую - но это ведь не главная задача бизнеса. Бизнес должен думать, прежде всего, о доходе. А участие в развитии региона бизнес мог бы реализовать через заказы неправительственным организациям.

В заключение хочу отметить, что тема предстоящего председательства в ОБСЕ будет проходить красной нитью через работу всего IV Гражданского форума - на всех дискуссионных площадках.

- Спасибо за беседу.

Читайте также
Новости партнеров

Лента новостей

Тенденции

Архив