Где училась казахская интеллигенция
Несмотря на то, что получила образование лишь в начальных школах, медресе или училищах, первая волна казахской интеллигенции сыграла большую роль в просвещении народа. О том, где училась казахская интеллигенция конца XIX – начала XX века, агентству Kazinform рассказал доктор филологических наук, профессор, академик Международной академии имени Ч. Айтматова Тынысбек Коныратбай.

Профессор отмечает, что они издавали газеты и журналы, поднимали вопросы языка, культуры и национального самосознания. Представители старшего поколения казахской интеллигенции имели разный уровень образования. Большинство из них не получило высшего образования и не учились в стенах российских университетов. В основном они оканчивали лишь начальные (приходские) школы, училища или техникумы.
К примеру, Жүсипбек Аймауытов окончил учительскую семинарию в Семипалатинске, Ахмет Байтурсынов — учительскую школу в Оренбурге.
- Миржакып Дулатов — школу в Тургае.
- Магжан Жумабаев и Бейимбет Майлин — медресе «Галия» в Уфе.
- Ильяс Жансугуров — двух годичные учительские курсы.
- Сакен Сейфуллин — начальная приходская школа.
- Темирбек Жургенев — русско-казахского училища в Перовске, Уфимское землемерное училище.
- Алихан Бокейханов окончил Лесной институт в России.
- Мустафа Шокай — юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
— Несмотря на отсутствие высшего образования, казахскую литературу того периода создавали именно они. Они же занимались изданием газет и журналов — «Қазақ», «Айқап», «Казахстан», «Ақ жол», «Бірлік туы», которые способствовали пробуждению национального сознания, формированию нового мышления. Алихан Бокейханов и Мустафа Шокай в своей политической деятельности поднялись до уровня Российской Думы. Конечно, специалистов с высшим образованием тогда было немного, но небольшая группа представителей старшего поколения сыграла свою историческую роль в развитии демократии и просветительства в Казахстане, — подчеркнул историк.

Также Тынысбек Коныратбай объяснил, почему среди казахской интеллигенции послереволюционного периода было мало выпускников классических вузов. Причины лежат на поверхности: социально-экономические условия казахской степи, отсутствие университетов и высокие расходы на обучение.
— Не было доступных классических университетов и институтов. К тому же не все имели возможность обучать детей в престижных вузах России. Тем не менее, отдельные представители молодежи получили высшее образование, — отметил профессор.
Темирбек Жургенов окончил журфак Оренбургского рабфака, Санжар Асфендияров — Военно-медицинскую академию, Иса Токтыбаев — Среднеазиатский университет в Ташкенте, а Султанбек Кожанов — курсы марксизма-ленинизма в Москве.
Казашки также редко получали формальное образование в этот период. Патриархальное общество оставляло им роль хранительниц очага.
— Многовековой феодальный уклад жизни не давал возможность обучаться и получать высшее образование девушкам-казашкам. Один из немногих примеров — Сара Есова, получившая образование в институте марксизма-ленинизма и затем долгие годы возглавившая журнал «Әйел теңдігі». Поэтесса Шолпан Иманбаева окончила курсы ликбеза, — сказал профессор Коныратбай.
Особенности обучения до революции
В XIX веке медресе Бухары, Ташкента и Уфы были главными центрами обучения казахской молодежи.
— Наиболее известные среди них — это медресе «Мири Араб», где обучался поэт Турмагамбет Изтлеуов. В Ташкенте функционировало медресе «Кокалдаш», в Уфе — «Галия». Во всех медресе обучались праву шариата. Все учебники опирались на историю ислама, которые именовались как «Пайгамбар заманы», «Кырагат». В отличие от религиозного обучения в российских школах (Оренбург) преобладало светское начало. Если в стенах медресе использовали арабскую графику, то в российских школах изучали кирилицу, — пояснил Тынысбек Коныратбай.
До революции просветительской деятельностью занимался и Калжан Коныратбаев, который в 1915 году в Троицке издал учебник «Пайғамбар заманы». Позднее стал членом ТуркЦИКа, КазЦИКа, репрессирован в 1937 году.
Вузы, сыгравшие важную роль в становлении казахской интеллигенции
Историк подчеркнул, что в зарождении и становлении казахской интеллигенции огромная роль отводится таким вузам, как Санкт-Петербургский университет, Среднеазиатский университет (Ташкент), КИНО (Кызылорда), Казинпрос (Ташкент), Пединститут имени Абая (Алматы), Казахский университет (Алматы) имени С. М. Кирова.
— Среди них Казинпрос был центром просветительской работы. Именно в его стенах работали многие представители «Алашорды» и просветители нового поколения, — подчеркнул Тынысбек Коныратбай.
В передовых вузах царской России обучение имело классическое направление. Каждый слушатель получал знание согласно избранной специальности.
Мустафа Шокай был одним из первых представителей казахской интеллигенции, кто получил высшее юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. Отличившийся своей активной политической деятельностью Алихан Букейханов был выпускником Лесного института.
Тынысбек Коныратбай добавил, что отдельные авторы пытались представить его в качестве выпускника юридического факультета СПб университета, но в монографии В.Козодого «Алихан Букейханов: человек-эпоха» подобные неточности были скорректированы.
После революции, в начале ХХ века ситуация изменилась. В различных городах страны появились первые казахские вузы, где формировалось следующее поколение интеллигенции.
В Кызылорде открылся Кызылординский институт народного образования (КИНО). В Ташкенте открывает свои двери Среднеазиатский университет.
Другим просветительским очагом являлся Киргизский институт просвещения (КирИнПрос), где обучались казахская, кыргызская, узбекская и туркменская молодежь. Затем учебное заведение было преобразовано в КазИнПрос, который стал кузницей кадров для алашординцев и их последователей.
— Там работали почти все представители «Алашорды» — Жусупбек Аумауытов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев, Миржакып Дулатов, Сегизбай Айзунов, Мухтар Ауэзов. В 20-е годы в нем обучались представители нового поколения — профессор Ауелбек Коныратбаев, Абат Алибаев, Бейсембай Кенжебаев, Ж. Арыстанов. После размежевания Туркестанской республики в 1924 году, Казинпрос продолжил свою работу в Шымкенте, — продолжил историк.

Наряду с Казинпросом, отдельные представители казахской молодежи получали образование в Москве. Например, профессор Бейсембай Кенжебаев окончил Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве.
В 1928 году открылся первый казахский университет, который затем был преобразован в педагогический институт. Именно в стенах этого института обучались представители новой казахской интеллигенции 30-х годов. Абдильда Тажибаев, Мухтар Жангалин, Кажым Жумалиев, репрессивные писатели Рахим Уалиахметов, Алибек Коныратбаев были первыми выпускниками пединститута, который был преобразован в КазПИ. Позднее вузу было присвоено имя Абая.
— Все они за сравнительно короткий срок успели показать себя с творческой стороны. На поприще литературы ими были созданы десятки художественных произведений. Они довольно часто публиковались, находились в поиске. Однако многие из них были истреблены советской политикой 30-х годов. Против них были выдвинуты обвинения мифического характера. Все они в один миг оказались «немецко-японскими шпионами», якобы планировавшими террористические деяния против секретаря Казкрайкома Мирзояна, — подытожил Тынысбек Коныратбай.

Отметим, ранее в честь 105-летия агентство Kazinform опубликовало уникальный исторический снимок из собственного архива — групповую фотографию, на которой запечатлены казахские писатели, в том числе Габбас Тогжанов, Рахим Валиахметов, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Сабит Муканов и другие.
Напомним, в 2024 году в прокат вышел художественный фильм «Соңғы үкім» («Последний приговор») об Ахмете Байтурсынове. Фильм рассказывает об ярком жизненном пути учителя начальной школы, которого признавали своим наставником выпускники ведущих университетов Российской империи и Европы, блестящие представители первой волны казахской интеллигенции.