Где училась казахская интеллигенция

Несмотря на то, что получила образование лишь в начальных школах, медресе или училищах, первая волна казахской интеллигенции сыграла большую роль в просвещении народа. О том, где училась казахская интеллигенция конца XIX – начала XX века, агентству Kazinform рассказал доктор филологических наук, профессор, академик Международной академии имени Ч. Айтматова Тынысбек Коныратбай.

Где училась казахская интеллигенция
Фото из архива Тынысбека Коныратбая

Профессор отмечает, что они издавали газеты и журналы, поднимали вопросы языка, культуры и национального самосознания. Представители старшего поколения казахской интеллигенции имели разный уровень образования. Большинство из них не получило высшего образования и не учились в стенах российских университетов. В основном они оканчивали лишь начальные (приходские) школы, училища или техникумы.

К примеру, Жүсипбек Аймауытов окончил учительскую семинарию в Семипалатинске, Ахмет Байтурсынов — учительскую школу в Оренбурге.

  • Миржакып Дулатов — школу в Тургае.
  • Магжан Жумабаев и Бейимбет Майлин — медресе «Галия» в Уфе.
  • Ильяс Жансугуров — двух годичные учительские курсы.
  • Сакен Сейфуллин — начальная приходская школа.
  • Темирбек Жургенев — русско-казахского училища в Перовске, Уфимское землемерное училище.
  • Алихан Бокейханов окончил Лесной институт в России.
  • Мустафа Шокай — юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

— Несмотря на отсутствие высшего образования, казахскую литературу того периода создавали именно они. Они же занимались изданием газет и журналов — «Қазақ», «Айқап», «Казахстан», «Ақ жол», «Бірлік туы», которые способствовали пробуждению национального сознания, формированию нового мышления. Алихан Бокейханов и Мустафа Шокай в своей политической деятельности поднялись до уровня Российской Думы. Конечно, специалистов с высшим образованием тогда было немного, но небольшая группа представителей старшего поколения сыграла свою историческую роль в развитии демократии и просветительства в Казахстане, — подчеркнул историк.

Тынысбек Коныратбай
Фото из архива Тынысбека Коныратбая

Также Тынысбек Коныратбай объяснил, почему среди казахской интеллигенции послереволюционного периода было мало выпускников классических вузов. Причины лежат на поверхности: социально-экономические условия казахской степи, отсутствие университетов и высокие расходы на обучение.

— Не было доступных классических университетов и институтов. К тому же не все имели возможность обучать детей в престижных вузах России. Тем не менее, отдельные представители молодежи получили высшее образование, — отметил профессор.

Темирбек Жургенов окончил журфак Оренбургского рабфака, Санжар Асфендияров — Военно-медицинскую академию, Иса Токтыбаев — Среднеазиатский университет в Ташкенте, а Султанбек Кожанов — курсы марксизма-ленинизма в Москве.

Казашки также редко получали формальное образование в этот период. Патриархальное общество оставляло им роль хранительниц очага.

— Многовековой феодальный уклад жизни не давал возможность обучаться и получать высшее образование девушкам-казашкам. Один из немногих примеров — Сара Есова, получившая образование в институте марксизма-ленинизма и затем долгие годы возглавившая журнал «Әйел теңдігі». Поэтесса Шолпан Иманбаева окончила курсы ликбеза, — сказал профессор Коныратбай.

Особенности обучения до революции

В XIX веке медресе Бухары, Ташкента и Уфы были главными центрами обучения казахской молодежи.

— Наиболее известные среди них — это медресе «Мири Араб», где обучался поэт Турмагамбет Изтлеуов. В Ташкенте функционировало медресе «Кокалдаш», в Уфе — «Галия». Во всех медресе обучались праву шариата. Все учебники опирались на историю ислама, которые именовались как «Пайгамбар заманы», «Кырагат». В отличие от религиозного обучения в российских школах (Оренбург) преобладало светское начало. Если в стенах медресе использовали арабскую графику, то в российских школах изучали кирилицу, — пояснил Тынысбек Коныратбай.

До революции просветительской деятельностью занимался и Калжан Коныратбаев, который в 1915 году в Троицке издал учебник «Пайғамбар заманы». Позднее стал членом ТуркЦИКа, КазЦИКа, репрессирован в 1937 году.

Вузы, сыгравшие важную роль в становлении казахской интеллигенции

Историк подчеркнул, что в зарождении и становлении казахской интеллигенции огромная роль отводится таким вузам, как Санкт-Петербургский университет, Среднеазиатский университет (Ташкент), КИНО (Кызылорда), Казинпрос (Ташкент), Пединститут имени Абая (Алматы), Казахский университет (Алматы) имени С. М. Кирова.

— Среди них Казинпрос был центром просветительской работы. Именно в его стенах работали многие представители «Алашорды» и просветители нового поколения, — подчеркнул Тынысбек Коныратбай.

В передовых вузах царской России обучение имело классическое направление. Каждый слушатель получал знание согласно избранной специальности.

Мустафа Шокай был одним из первых представителей казахской интеллигенции, кто получил высшее юридическое образование в Санкт-Петербургском университете. Отличившийся своей активной политической деятельностью Алихан Букейханов был выпускником Лесного института.

Тынысбек Коныратбай добавил, что отдельные авторы пытались представить его в качестве выпускника юридического факультета СПб университета, но в монографии В.Козодого «Алихан Букейханов: человек-эпоха» подобные неточности были скорректированы.

После революции, в начале ХХ века ситуация изменилась. В различных городах страны появились первые казахские вузы, где формировалось следующее поколение интеллигенции.

В Кызылорде открылся Кызылординский институт народного образования (КИНО). В Ташкенте открывает свои двери Среднеазиатский университет.

Другим просветительским очагом являлся Киргизский институт просвещения (КирИнПрос), где обучались казахская, кыргызская, узбекская и туркменская молодежь. Затем учебное заведение было преобразовано в КазИнПрос, который стал кузницей кадров для алашординцев и их последователей.

— Там работали почти все представители «Алашорды» — Жусупбек Аумауытов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев, Миржакып Дулатов, Сегизбай Айзунов, Мухтар Ауэзов. В 20-е годы в нем обучались представители нового поколения — профессор Ауелбек Коныратбаев, Абат Алибаев, Бейсембай Кенжебаев, Ж. Арыстанов. После размежевания Туркестанской республики в 1924 году, Казинпрос продолжил свою работу в Шымкенте, — продолжил историк.

Фото из архива Тынысбека Коныратбая
Алибек Коныратбаев (1907-1937)

Наряду с Казинпросом, отдельные представители казахской молодежи получали образование в Москве. Например, профессор Бейсембай Кенжебаев окончил Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве.

В 1928 году открылся первый казахский университет, который затем был преобразован в педагогический институт. Именно в стенах этого института обучались представители новой казахской интеллигенции 30-х годов. Абдильда Тажибаев, Мухтар Жангалин, Кажым Жумалиев, репрессивные писатели Рахим Уалиахметов, Алибек Коныратбаев были первыми выпускниками пединститута, который был преобразован в КазПИ. Позднее вузу было присвоено имя Абая.

— Все они за сравнительно короткий срок успели показать себя с творческой стороны. На поприще литературы ими были созданы десятки художественных произведений. Они довольно часто публиковались, находились в поиске. Однако многие из них были истреблены советской политикой 30-х годов. Против них были выдвинуты обвинения мифического характера. Все они в один миг оказались «немецко-японскими шпионами», якобы планировавшими террористические деяния против секретаря Казкрайкома Мирзояна, — подытожил Тынысбек Коныратбай.

Образец диплома Казахского педагогического института, 1932 г.
Фото из архива Тынысбека Коныратбая

Отметим, ранее в честь 105-летия агентство Kazinform опубликовало уникальный исторический снимок из собственного архива — групповую фотографию, на которой запечатлены казахские писатели, в том числе Габбас Тогжанов, Рахим Валиахметов, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Сабит Муканов и другие.

Напомним, в 2024 году в прокат вышел художественный фильм «Соңғы үкім» («Последний приговор») об Ахмете Байтурсынове. Фильм рассказывает об ярком жизненном пути учителя начальной школы, которого признавали своим наставником выпускники ведущих университетов Российской империи и Европы, блестящие представители первой волны казахской интеллигенции.

 

Сейчас читают