Эксперт: Выборы в Казахстане показали высокую эффективность политического менеджмента страны
- Ерлан Бияхметович, прошли президентские выборы, какие особенности избирательной кампании Вы могли бы отметить?
- Во-первых, поздравляю всех казахстанцев с тем, что они сделали свой выбор. Особенностью прошедшей электоральной кампании стала высокая явка, консолидированное участие, чувство торжественности в день голосования. Прогнозы некоторых аналитиков, которые утверждали, что народ будет пассивным, а явка - низкой, не оправдались. Это произошло благодаря эффективному политическому менеджменту - люди почувствовали, что их голос будет решающим фактором в дальнейшем развитии страны.
Как так получилось? Избирательная комиссия в этих выборах точечно использовала информационные технологии, через социальные сети, телевидение, радио были запущены рекламные элементы, которые воздействовали на настроение населения. В условиях дестабилизации ситуации во многих регионах мира (Украина, Персидский залив, ИГИО и т.п.), люди начинают искать точку опоры. В Казахстане кроме государственной власти других опор не существует.
Символом этой опоры является избранный Президент страны Нурсултан Назарбаев. Никто, наверное, спорить не будет, что за последние 25 лет наша страна успешно развивается по «видению» и «опыту» Н.Назарбаева. Все эти факторы нужно было оформить в единую матрицу. Это было сделано политическим менеджментом страны, причем, хочу отметить, без административного ресурса. В день выборов я посещал некоторые населенные пункты Аршалынского района Акмолинской области. Люди с 7 утра в парадной форме, с детьми шли на избирательные участки. Чувствовалась торжественность процесса. Такого давно я не наблюдал. Вот так по всей стране. Это свидетельство высокой эффективности политического менеджмента РК. - Глава государства обозначил контуры предполагаемых реформ. Что дальше? - Да, Президент страны Н.Назарбаев обозначил направления предполагаемых реформ. Многие эксперты, как всегда, делают упор на их политическую составляющую. Не умаляя важность этого процесса, хотел бы остановиться на других аспектах институциональной трансформации. Судебная реформа. Когда мы говорим, о судебной реформе, многие правильно полагают, что речь идет о справедливости судейских решений от имени государства, когда они принимают тот или иной вердикт. Да, но не только. В Казахстан за последние 23 года привлечено свыше 170 млрд долларов зарубежных инвестиций. Рекордная сумма. Но, львиная доля этих сумм приходится на крупные транснациональные корпорации. Технологий, производств, ноу-хау, способных заинтересовать малый и средний бизнес нашей страны, пока мало или вовсе нет. Почему? Потому что наша судебная система не соответствует международным стандартам. Если этот вопрос решить, Казахстан может стать международным бизнес - инкубатором. У нас практически не введена в рыночный оборот сфера изобретений и патентирования. Это также связано с судебными издержками. Видите, какой потенциал мы просто не развиваем! То есть от судебной реформы можно получить мультипликативный экономический эффект! Теперь к процессу индустриализации. Государство выделяет колоссальные средства в этом направлении. Хотя многое идет со скрипом, эффект есть: вводятся новые производства, развивается инфраструктура, обновляется технологический парк. Но, в структуре экспорта страны углеводородное сырье не уменьшается, составляя около 80%. Мы должны привлекать из западных стран не производство и оборудование, а технологии, ноу-хау и инновации. Сейчас в Силиконовой долине США работает мнгожество наших граждан, молодые люди там создают стартап высоких технологий. Нужно их приглашать и вкладывать средства, в том числе на ноу-хау и технологии. Добавочная стоимость ноу-хау на порядок выше, чем традиционного производства, а их бренды повышаются в цене быстрее и эффективнее. На мой взгляд, в процессе индустриализации будет поворот в этом направлении. -А как быть с гражданским обществом, которое становится реальным фактором влияния на те или иные политические решения? - Да, общество становится самостоятельным игроком в общественно-политической жизни страны. За примерами далеко ходить не нужно. В критической ситуации в Карагандинской области, а также в деле восстановления справедливости в отношении потерпевшего парня общество сыграло огромную роль. Мне кажется, сейчас нужно добиваться всенародного обсуждения предстоящих реформ. Кстати, этот процесс может запустить само общество. Социальные сети становятся отдельным игроком в политической жизни страны. «Правда у всех своя, истина посередине», поэтому в процессе дискуссий мы придем к единому мнению. Это, наверное, понимают и власти. Я убежден, что всенародное обсуждение предстоящих реформ способно создать баланс между обществом и государственной властью. Каждая реформа требует усилий как со стороны власти, так и общества. Главное, нельзя оставлять этот вопрос на «самотек». Времена сложные и тревожные. Нужен крепкий, эффективный политический менеджмент, подобный тому, который был во время прошедшей избирательной кампании. Тогда успех гарантирован. - Спасибо за интервью.