Давно назрела необходимость подготовки своеобразного канонического произведения - цельного, концептуального труда по истории Казахстана - профессор Буркитбай Аяган

None
None
АСТАНА. 11 апреля. КАЗИНФОРМ - На сегодня в Казахстане действует ряд государственных программ, среди которых можно особо отметить Государственную программу развития образования до 2020 года, где предусмотрена модернизация всей системы образования страны. Не только профессионализм педагогов и высокое качество современных методов и технологий обучения определяют уровень системы образования, особое место в этом ряду занимают, конечно же, учебники.

Не преуменьшая значения математики, физики, химии и множества других дисциплин, хотелось бы акцентировать внимание на истории страны и учебниках по этому предмету. Проблема преподавания истории Казахстана в средних школах в соответствии с требованиями времени сегодня особенно актуальна. Ведь тот, кто не знает своего прошлого, истории своего государства, нации, не имеет будущего. Об этом и состоялся наш разговор с директором Института истории государства, доктором наук, профессором Буркитбаем Аяганом.

- Недавно Вы провели в стенах своего Института «круглый стол», на котором обсуждались актуальные проблемы состояния учебников и преподавания истории Казахстана в средних школах, расскажите о целях этого мероприятия.

- Мы задались целью провести анализ типовых программ и учебников для средних школ и колледжей. Для этого наш Институт специально пригласил преподавателей и учеников школ и пригласил их к открытой дискуссии. Буквально через несколько месяцев начинается сдача ЕНТ, и поэтому для нас крайне важно выслушать их замечания о том, насколько учебники отвечают запросам времени.

Вместе с тем мы специально пригласили с докладами для учителей средних школ и самих авторов учебников, которые не работают в стенах Института, в частности: профессора Зиябека Кабулдинова из Евразийского национального университета им. Л.Гумилева; прекрасного методиста, профессора Бауыржана Сарсекеева из Евразийского гуманитарного института. Это обоюдный процесс - с одной стороны, нам интересны мнения учеников и непосредственно учителей школ, а с другой стороны, мы хотим разъяснить им и свои позиции, свои методологические принципы. Ведь наша основная цель - это подготовка своеобразных канонов или концептуальных основ истории Казахстана в целом, начиная с древнейших времен. В науке неизбежны дискуссии, кстати, дискуссии ведутся и по истории Древнего Рима и Древней Греции, и это нормально. Другой вопрос - общество должно четко расставить акценты, к примеру, по датам, по событиям. Например, в истории есть такие понятия, как справедливые, несправедливые, захватнические и иные войны, которые надо бы разграничить. То есть такие вот методологические принципы должны найти отражение и в научных трудах, и в учебниках.

- Как Вы относитесь к созданию в России единого учебника истории, возможно ли такое в Казахстане?

- На мой взгляд, историки России пошли немного не тем путем. Но у России есть большая проблема: там каждый университет, каждый федеральный округ и каждая республика выпускает свой учебник, где одни и те же события трактуются совершенно по-разному. В связи с чем россияне и пошли по «федеральному» пути создания единого учебника.

В Казахстане проблема создания единого учебника не стоит. У нас еще в 1990-х годах было принято решение об этом. В Казахстане существует множество альтернативных учебников. То есть каждый учебник для любого класса средней школы имеет альтернативы, работа над которыми ведется разными коллективами авторов.

Для нас основной и серьезной проблемой является подготовка своеобразного канонического произведения - цельного, концептуального труда, базового документа, в котором нашли бы отражение все спорные вопросы.

- Каков будет, на Ваш взгляд, итог работы по созданию данного концептуального труда?

- Работа займет несколько месяцев, в ней примут участие все научные институты, ведущие кафедры истории Казахстана всех университетов страны, и это само собой будет коллективный труд. Конечно же, будет подготовлено несколько вариантов, которые в обязательном порядке будут опубликованы в прессе. Мы хотим, чтобы обсуждение было, скажем так, всенародным. Затем, уже осенью текущего года состоится Конгресс историков Казахстана, на котором будет приниматься решение о том, брать за основу этот труд или нет.

Данный документ, прежде всего, необходим учителям средних школ и ученикам, поскольку одни и те же события в истории страны не должны трактоваться слишком уж широко. Могут быть научные дискуссии, они неизбежны среди профессионалов и ученых, но для среднего образования должны существовать четкие критерии, базовые принципы.

- Ожидаются ли изменения в содержании существующих учебников?

- В целом, как это ни покажется странным, учебники истории Казахстана выстроены линейно и отвечают самым строгим требованиям. Как вы знаете, была и существует критика в адрес учебников, но в них я вижу в основном расхождения в датах или отдельных вопросах. В целом, по концепции освещения вопросов, скажем, революции, войны, коллективизации в Казахстане или же дореволюционного периода содержание существующих учебников не подвергается критике.

Но бросается в глаза, что разнятся даты или какие-либо цифры. Взять, например, образование Казахского ханства - это 50-60 годы 15 века. Один автор, Мухаммед Хайдар Дулати говорит, что это происходило в 1456 г., а другой автор средневековья считает, что это было несколько позже, и таким образом появляются 3-4 версии по данному вопросу. На самом деле этот процесс ведь был не однодневный, и поэтому может существовать несколько точек зрения, причем каждая из них имеет право на существование. Именно поэтому создаваемый нами базовый документ, о котором я говорил выше, должен все-таки установить некую единую дату. Потому что с тех пор прошло 500-600 лет, и, естественно, трудно назвать бесспорно точную дату, и чтобы не путать учеников, необходимо попросту остановиться на каком-то конкретном периоде, дате. Другой вопрос, что ученые могут и дальше заниматься этим вопросом углубленно и находить, скажем, новые архивные документы, делать археологические открытия и писать работы по данной тематике, вести дискуссии.

Точно также можно говорить о количестве заключенных в лагерях ГУЛАГа, цифры колеблются от 4 до 17 млн. человек. Мы до сих пор не знаем даже точного количества погибших в Великой Отечественной войне: в 1945г. И.Сталин назвал цифру - 7 млн., через несколько лет, на встрече с Д.Эйзенхауэром, Н.Хрущев озвучивает цифру в 12 млн. погибших, а в 1991г. Министерство обороны СССР вынесло вердикт в своем последнем документе, что СССР в этой войне потерял порядка 28 млн. своих граждан. Представляете, какая амплитуда расхождений - от 7 до 28 млн. человек, при этом некоторые зарубежные ученые, к примеру, такие, как немецкий историк М.Хайнес, считает, что мы потеряли 40 млн. человек.

То есть в истории часто встречаются такие вот вопросы, на которые невозможно ответить однозначно. А ведь это совсем недавняя история, но никто не знает точного ответа на эти вопросы. И рубить сплеча здесь опасно и ненаучно. Впрочем, я никогда не поддерживал историков, которые говорят безапелляционно, указывая на конкретные цифры или даты.

В Казахстане нет жестких, сталкивающих мировоззрения концепций. Мы стараемся быть толерантными. Вообще любой автор учебников для школ должен в первую очередь быть не только ученым, а гуманным человеком с широким кругозором и современным мышлением.

Сейчас читают