Зеленая логистика и новые коридоры: «KTZ Express» о будущем транзита через Казахстан
Как Казахстану в условиях растущей конкуренции и изменения мировой логистики удержать и укрепить статус моста между Востоком и Западом? На эти вопросы генеральный директор АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов ответил Олжасу Байдильдинову в подкасте Samruk Kazyna, передает агентство Kazinform.

Казахстан часто называют мостом между Востоком и Западом. Это не просто метафора: географическое положение страны позволяет ей играть ключевую роль в мировой торговле. Через Казахстан проходят важнейшие маршруты, связывающие Европу и Азию.
«КТЖ» и «KTZ Express»: в чем разница?
Для многих казахстанцев аббревиатура «КТЖ» связана исключительно с поездами и железной дорогой. Однако, важно понимать, что КТЖ и «KTZ Express» — разные компании.
— «KTZ Express» — это мультимодальная компания. Мы предоставляем комплексные решения под ключ: перевозка груза, таможня, терминальные услуги, логистика в портах. Клиенту не нужно искать десятки подрядчиков, он получает все в одном месте. Такой формат «единого окна» делает перевозки быстрее, прозрачнее и удобнее для бизнеса, — пояснил Дамир Кожахметов.
Как отметил спикер, сегодня в логистике ключевое значение имеет цифровизация. На сайте «KTZ Express» уже работает удобный калькулятор: он позволяет рассчитать не только сроки и стоимость перевозки, но и оценить выбросы СО₂.
— Это важный шаг: мы смотрим на устойчивое развитие и стараемся минимизировать углеродный след. Для многих клиентов экологический фактор становится решающим, особенно для европейских компаний, — сообщил спикер в подкасте.
Как от подчеркнул, таким образом, Казахстан стремится не просто перевозить грузы, а делать это максимально «зеленым» способом.
Казахстан как транзитный коридор
Географическое расположение страны — уникальное преимущество. Казахстан является «воротами» как для Китая в Европу, так и для Европы в Китай.
Как рассказал Кожахметов, первые серьезные шаги начались еще в 2012 году, когда были модернизированы пограничные переходы с Китаем. Тогда же заработала станция Алтынколь. А в 2014 году появился «сухой порт» Хоргос — крупнейший терминал в Центральной Азии.
По его информации, сейчас его мощности позволяют обрабатывать до 800 тысяч контейнеров в год.
Эти проекты, по словам генерального директора, создали основу для превращения Казахстана в транзитный узел Евразии.
Однако амбиции Казахстана сталкиваются с вызовами. В последнее время обсуждаются альтернативные маршруты из Китая в Европу, которые идут южнее Казахстана — через Иран, Турцию и Кавказ.
— Мы внимательно следим за конкурентами. Это рынок, где нельзя расслабляться. Чтобы оставаться привлекательными, мы должны устранять узкие места и предлагать быстрые и надёжные маршруты, — пояснил глава «KTZ Express».
Одним из таких решений стало строительство вторых путей на участке Достык-Мойынты, увеличивающих пропускную способность сети; обходной дороги вокруг Алматы, которая позводит транзитным поездам больше не заезжать в город.
Крупнейший проект последних лет — Трансказахстанский железнодорожный коридор (ТКЖК).
— Он соединит восточную и западную границы страны практически прямой линией. Это даст возможность перевозить грузы быстрее и в большем объеме, делая нас конкурентоспособными по сравнению с другими маршрутами, — отметил Кожахметов.
По его словам, этот проект рассматривается как «новая магистраль XXI века», которая обеспечит Казахстану лидерство в транзитных перевозках.
Особое внимание руководитель «KTZ Express» уделил реализации так называемого Среднего коридора (Trans-Caspian International Transport Route). Именно здесь за последние годы был достигнут ощутимый прогресс.
— Ранее из-за несогласованности действий с партнёрами и отсутствия синхронизации в работе отдельных стран перевозка могла занимать до 30 дней. Особенно это было заметно в постпандемийный период. Но ситуация кардинально изменилась. В прошлом году по поручению Главы государства при поддержке фонда «Самрук-Қазына» был открыт казахстанско-китайский терминал в Сиане. Теперь мы можем отправлять грузы напрямую из глубины Китая. В день открытия терминала первый поезд ушёл в Азербайджан и прибыл туда всего за 10–11 дней. Это настоящий рекорд, учитывая, что китайская часть маршрута всегда была для нас самым неопределённым звеном, — подчеркнул спикер.
По его словам, такие показатели позволяют Казахстану напрямую конкурировать не только с соседними странами, но и с морскими перевозками, которые традиционно доминировали на рынке.
— Мы всегда ориентируемся на показатель Shanghai — Rotterdam, который используется как индикатив для стоимости и сроков перевозок. Морем контейнер идёт от 45 до 60 дней. По железной дороге через Казахстан этот срок значительно сокращается. Это и есть наше главное преимущество, — резюмировал глава компании.
Международное измерение: работа на четырех языках
Кожахметов добавил, что для укрепления позиций важно выстраивать диалог с партнерами. Поэтому сайт «KTZ Express» работает на четырех языках — казахском, русском, английском и китайском.
— Китай — один из крупнейших экономических игроков. Говорить с партнерами на их языке — это вопрос доверия и практичности, — подчеркнул собеседник.
Действительно, мировая логистика меняется стремительно. И как заверил спикер, санкционные войны, рост цен на перевозки, цифровизация и экотренды формируют новые правила игры. Казахстану важно не упустить момент.
Эксперты отмечают, что страна имеет все шансы закрепиться в качестве ключевого транзитного узла Евразии. Но для этого нужно продолжать:
- строить новые транспортные коридоры;
- развивать цифровые сервисы;
- предлагать экологически устойчивые решения;
- усиливать международное сотрудничество.
— Мы должны действовать уже сегодня, чтобы завтра быть конкурентоспособными, — резюмировал Дамир Кожахметов.
Таким образом, Казахстан сегодня не просто наблюдает за конкурентами, а активно укрепляет свои позиции в транзитных перевозках. Новые проекты — от обходной линии вокруг Алматы до Трансказахстанского железнодорожного коридора и терминала в Сиане — позволяют стране сокращать сроки доставки, расширять географию маршрутов и предлагать рынку более привлекательные условия. Это значит, что даже при появлении альтернативных путей, Казахстан сохраняет за собой статус ключевого моста между Востоком и Западом.