Законы могут приниматься быстрее — европейский взгляд на однопалатный Парламент
Наличие единой законодательной палаты может снизить операционные расходы — сокращение штата, инфраструктуры и упрощение администрирования. Так европейские эксперты прокомментировали Kazinform инициативу об упразднении Сената, высказанную Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана.
Сторонники данной реформы утверждают, что ликвидация этого непрямого органа не только упростила бы институциональную структуру, но и укрепила роль политических партий в Казахстане как центральных инструментов демократического представительства и подотчетности. Такое мнение выразил Альберто Тюркстра, проектный директор издания «Дипломатический мир» (Бельгия). По его словам, помимо демократической легитимности, предложение Президента Касым-Жомарта Токаева о переходе Казахстана к однопалатной парламентской системе имеет потенциал для существенной оптимизации законодательного процесса. Поскольку устраняя необходимость в координации между двумя палатами, законы могут приниматься быстрее и с большей эффективностью, что является преимуществом в сегодняшних быстро меняющихся геополитических и экономических условиях, говорит эксперт.
— Запланированные широкие общественные дебаты и референдум, о которых объявил Касым-Жомарт Токаев в своем Послании, демонстрируют приверженность инклюзивному управлению, основанному на широком участии. Привлечение гражданского общества, экспертов и законодателей гарантирует, что переходный период будет не только законным, но и основанным на консенсусе и национальных интересах, — сказал Тюркстра.
Кроме того, по его мнению, путем объединения законодательной власти в единую палату можно повысить прозрачность и подотчетность, поскольку гражданам становится легче доводить политические решения непосредственно до избранных представителей.
— Во всем мире несколько успешных демократических стран функционирует в рамках однопалатных систем. На сегодняшний день почти 60% национальных законодательных органов являются однопалатными, в то время как примерно 40% национальных законодательных органов являются двухпалатными. Наблюдается тенденция к некоторому росту однопалатной модели, — сказал Тюркстра.
Эксперт приводит в пример Бельгию, которая в настоящее время переходит от двухпалатности к однопалатности. После Шестой государственной реформы в 2014 году роль Сената была сведена к непостоянному консультативному органу с ограниченным влиянием, главным образом по конституционным вопросам, который собирается всего 10 раз в год. Ежегодные расходы Сената Бельгии в размере 40 млн евро оказались под пристальным вниманием на фоне растущего государственного долга (королевство занимает четвертое место по величине госдолга среди стран — членов ЕС).
— Эффективность любой системы зависит не столько от количества палат, сколько от качества институциональной структуры, сдержек и противовесов и приверженности демократическим нормам, — резюмировал Тюркстра.
По мнению выпускницы Свободного университета Брюсселя, репортера издания «EUReflect», эксперта по странам Центральной Азии Дерья Сойсал, однопалатный парламент предлагает ряд преимуществ с точки зрения эффективности законодательства и демократического реагирования, в том числе ускорение процесса принятия законов; устранение необходимости прохождения законопроектов через две палаты (Мажилис и Сенат).
— Посмотрите, содержание двухпалатной системы требует больше административных ресурсов, инфраструктуры и зарплат. В этом плане однопалатный парламент сократил бы государственные расходы, — говорит Сойсал.
Как говорит эксперт, поскольку все депутаты избираются по партийным спискам, более мелкие или формирующиеся партии, такие как экологические или молодежные движения, могут легче получить в Казахстане представительство, способствуя политическому разнообразию. В свою очередь, двухпалатный режим часто предполагает длительные переговоры и компромиссы между палатами. Однопалатная система позволяет быстрее реагировать на неотложные вопросы и обеспечивает более гибкое управление.
Сойсал приводит в пример европейские государства. Это страны Северной Европы: Швеция, Дания и Финляндия, которые перешли от двухпалатной к однопалатной системе и широко рассматриваются как образцы демократического управления. Другие европейские примеры: Исландия (где находится старейший парламент в Европе), Люксембург, Португалия, Болгария, Хорватия, Эстония и Греция также работают в рамках однопалатных систем.
— На мой взгляд, потенциальный переход Казахстана к однопалатному парламенту отражает его продолжающийся путь к более эффективной и инклюзивной демократической системе. Опираясь на успешные международные модели, эта реформа может повысить оперативность законодательной деятельности и сократить расходы — при условии, что она будет осуществляться в условиях прозрачности, участия общественности и институциональных гарантий, резюмировала Сойсал.
Темур Умаров, научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии говорит, что это продолжение политических реформ Президента Казахстана.
— Это продолжение политики Касым-Жомарта Токаева по построению модели: «Сильный Президент — влиятельный Парламент — подотчетное Правительство». Как я понимаю, однопалатность сделает будущий парламент более эффективным, менее затратным. И те решения, те законы, которые принимаются, будут теперь быстрее проходить, с меньшим количеством бюрократических проволочек, — сказал Умаров.
Эксперт допускает, что региональные представительства в новом Парламенте могут сократиться.
Ранее азербайджанские эксперты особо выделили инициативу Президента Касым-Жомарта Токаева по переходу к однопалатному Парламенту. По их мнению, этот шаг рассматривается в Баку как закономерное продолжение политической модернизации, начатой еще на уровне местной власти.