Зачем Казахстану отдельный закон об искусственном интеллекте – ответ депутата
Сейчас параллельно с Цифровым кодексом разрабатывается и закон «Об искусственном интеллекте», который уже до конца сентября будет направлен в Сенат, а затем – Главе государства. О том, что принесут эти законодательные инициативы, в новом выпуске подкаста BIZDIÑ ORTA рассказала депутат Мажилиса Парламента РК Екатерина Смышляева, передаёт корреспондент Kazinform.

Если раньше цифровая трансформация в увязке с большими данными происходила по общему цифровому законодательству и отраслевому, то сегодня появилась необходимость с внедрением ИИ предусматривать свои тонкости, отметила Екатерина Смышляева.
– К примеру, в здравоохранении одни требования, в транспорте – другие. Поэтому мы ожидаем большой поток изменений в отраслевых законах: это Кодекс о здоровье, закон о транспорте, законы, связанные с правоохранительной сферой. И если все это наложится на общий массив цифровых законов, то возникнут сложности, поскольку единой терминологии и единообразного понимания многих явлений сегодня просто нет. Именно поэтому появилась необходимость сформировать Цифровой кодекс, – поясняет депутат.
Кодекс предполагает регулирование базовых, верхнеуровневых отношений, распространяющихся на все сферы экономики, которых так или иначе коснется цифровизация. При этом он никоим образом не заменяет действующие цифровые законы, добавила мажилисмен.
Депутат напомнила, что последние 20 лет активно формируется цифровое право, которое всегда развивается параллельно с новыми технологиями. По ее словам, как только появляется новая технология, возникает и потребность в создании «регуляторных коридоров».
– Первая цель регулирования –не столько ограничение, сколько стабилизация и формирование позиции государства в отношении новых технологий, чтобы это понимали и инвесторы, и компании, готовые развивать отрасль, – пояснила Смышляева.
Она отметила, что на сегодняшний день накопился целый «клубок» регуляторных предложений, которые иногда противоречат друг другу. На сегодняшний день существует пять-шесть законов, напрямую касающихся цифровой сферы, но на них накладываются и отраслевые решения, что приводит к разбалансировке, добавила депутат.
– База в Цифровом кодексе обеспечивает технологическую нейтральность. Кодекс не указывает и не регулирует конкретные технологии, а регулирует общественные отношения в цифровой среде в новой плоскости. Он описывает процедурные и процессные аспекты, общие требования, рамки и принципы, которым мы следуем и которые готовы расширять, чтобы в общественную жизнь могли интегрироваться новые технологии, – сказала спикер.
При этом депутат добавила, что кодифицировать все цифровые законы подряд нецелесообразно, так как эта сфера слишком динамична, а ее нормы быстро меняются. По ее словам, кодекс является слишком жестким инструментом регулирования. Он накладывает единые требования на все отрасли, не оставляя возможности гибко регулировать отдельные технологии. Именно поэтому, как подчеркнула она, в современных условиях для поддержания инвестиционного и инновационного климата более приемлемым вариантом остается многоуровневое цифровое право, включая отдельный закон «Об искусственном интеллекте».
– Сейчас мы ведем работу над законом «Об искусственном интеллекте». Он не станет частью Кодекса по той простой причине, что мы не хотим чрезмерно зарегулировать сферу, которая только начинает формироваться и требует более гибкого подхода, чем тот, который предполагает Кодекс. Это будет отдельный законодательный акт, – объясняет депутат.
Закон регулирует базовые общественные отношения, связанные с ИИ: распределение компетенций, меры господдержки, а также устанавливает основные «красные флажки», за которые не будут заходить в части взаимодействия с новой технологией.
– Пока это рамочный документ, который будет дорабатываться. Главное его значение в том, что он задает профильную основу для отраслевых решений. Сегодня отраслевые инициативы не могут полноценно войти в правовое поле и применяться просто потому, что отсутствуют необходимые правила. Из-за нехватки понятийной и концептуальной базы госорганы не могут четко определить, какую систему можно допустить, например, для лечения людей или обучения, а какую – в целях безопасности – объективно нельзя, – говорит она.
По ее словам, закон «Об искусственном интеллекте» до конца месяца должен быть направлен в Сенат, а затем – на подпись Главе государства.
Напомним, Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании сделал особый акцент на развитие искусственного интеллекта. Как будут выполняться поручения Главы государства – читать здесь.