Все институциональные реформы в конечном итоге направлены на благо рядового казахстанца - М. Нургалиева

None
None
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ - Большой резонанс в обществе получила статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «План нации - Путь к казахстанской мечте». Наряду с другими казахстанцами и представители экспертного сообщества обсуждают идеи Президента и размышляют о том, что каждый из нас должен сделать для выхода страны на новый уровень развития.

Своим мнением о предстоящих реформах поделилась руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК в городе Алматы Мадина Нургалиева.
- Мадина Маратовна, как вы считаете, какая из пяти институциональных реформ будет реализована в первую очередь. Есть ли среди них более приоритетные?

- Стоит сказать, что 2015 год для Казахстана был богат на различные документы: «100 шагов», Послание Президента и много программ было принято. К 1 января 2016 года мы пришли с подготовленной базой. У нас принято 59 законов. Это новые либо обновленные законы, которые подготовили базу для того, чтобы все институциональные реформы могли максимально быстро и эффективно воплощаться.

Пять институциональных реформ, по заявлению Главы государства, с одной стороны, идут поэтапно, выполняются последовательно. Но, с другой стороны, этот процесс идет сразу - одновременно. Потому что есть определенные усилия, которые требуют технической подготовки, а есть шаги первоочередные и первостепенные. И, конечно, в соответствии и с Посланием, и со статьей Главы государства о казахстанской мечте, все институциональные реформы в конечном итоге направлены на благо рядового казахстанца.

Затрудняюсь сказать, какая из реформ или какой шаг конкретно, какой механизм будет первоочередным. Они все важны. Но, если подходить, скажем популярно, от кармана рядового казахстанца - то увидим, что с 2016 года идет определенный рост надбавок к базовым социальным выплатам, зарплатам бюджетников. Понятно, что в условиях кризиса, который и на всем мире, и на Казахстане тоже отразился, - приходится потуже затягивать пояса, и у нас идут большие сокращения расходов. Так, затраты на подготовку к ЭКСПО с приходом нового руководителя - Ахметжана Есимова были оптимизированы, и это позволило сэкономить существенные средства. Поэтому, мне кажется, что экономические моменты будут приоритетными для выполнения.

- Глава государства не раз отмечал, что для нормального развития экономики нам нужен профессиональный госаппарат.

- Да, ряд заявленных реформ направлен на обеспечение функционирования профессионального государства. Это значит, что порядок приема, квалификация государственных служащих, их заработная плата в том числе - будут подвержены регулярному мониторингу, контролю, улучшению. Важный элемент развития любого государства - это справедливая судебная система. Понятно, что перекосы могут быть в любой стране, но для Казахстана характерно наличие судебных дел с участием высокопоставленных чиновников. В связи с этим работа судов, шаги по их реформированию тоже находятся под прицелом внимания общественности. В этом проявляется рост гражданского общества, рост нашего самосознания, участия. С другой стороны - это показатель зрелости, прозрачности и готовности нашей судебной системы, скажем так, к обновлению.
- Как вы считаете, прозрачность госаппарата, на которую указывает Президент, потребует новых форм отчетности чиновников перед народом?

- Этот аспект тесно связан с пятой реформой, которая сконцентрирована на подотчетном государстве. В рамках этой реформы предполагается и планируется активное участие населения в принятии государственных решений, в мониторинге и контроле механизмов, которые инициирует государство. В частности, у нас оптимизируются общественные советы. Это форма участия граждан в жизни государства, и она уже специально регламентируется, стандартизируется, определённые нормы вводятся. В частности, две трети этих советов должны составлять общественные деятели, журналисты, писатели, деятели культуры.
Новым законом по информации вводится такое правило: любой гражданин может задать вопрос, и, если это не касается госсекретов и тайн, он должен в определённые сроки получить ответ. Это хорошо для журналистов, для аналитиков, имеющих возможность получить оперативную и, главное, актуальную информацию.
Очень часто предъявляются претензии и к органам статистики. Не только в Казахстане - в любой другой стране не всегда доверяют статистике. И большой упор сделан теперь на исправление искривлений, уточнение экономических показателей, ведь так важно иметь реальную, четкую картину. Еще один важный аспект: с 2016 года Казахстан председательствует в комиссии Евразийского экономического союза, а это значит, что статистика наша будет иметь более широкие масштабы.

- Есть ли примеры подобных реформ, проведенных ранее в других странах?

- В определенном смысле Казахстан можно назвать лидером реформ. Скептики ворчат: «Ну, куда нам столько документов, столько программ»? Но, на мой взгляд, это показатель того, что Казахстан не является закостенелым организмом, который остановился в своем развитии. Нам надо улучшать жизнь, много чего сделать, и это требует нормативно-правовых документов, определенных регламентов. И уже то, что РК пытается гибко пройти это нелегкое время, найти оптимальный путь развития, чтобы в конечном счете войти в 30-ку передовых стран - это показатель того, что страна активна и упорно рвется вперед.

- Глава государства заявил о том, что патриотический акт, о котором страна уже давно говорит, будет принят в ближайшее время...

- Наш казахстанский патриотический акт, в отличие от принятых в иных странах, - это абсолютно мирный, гражданский, абсолютно добрый - так скажем - документ. Он не является щитом от чего-то. Напротив - это документ, объединяющий как различные этносы, проживающие в Казахстане, так и различные социальные группы. Цель документа - укрепление и сплочение народа Казахстана. Казахстанское согласие, межэтническая стабильность - это уже бренд мирового образца. И это, действительно, то, чем Казахстан может похвалиться, тот бейдж маркет, который другие страны хотят перенять, взяв пример у Казахстана.

И в связи с этим большой акцент делается на Ассамблею народа Казахстана, большие планы на работу конкретно этой структуры. И один из проектов, который будет реализован в рамках реформы, - это «Большая страна - Большая семья». Такой, может быть, аналог большой семьи, в которой, как в системе Монтессори, каждому отведена своя роль, свой порядок. И очень важно понимать, что это абсолютно позитивный конструкт.
- Президент требует эффективности реализации реформ и подчеркивает, что имитация недопустима. Обещает, что тех, кто сопротивляется переменам, просто заменят другими исполнителями.

- Если отслеживать риторику Главы государства в Посланиях, заявлениях, на различных заседаниях, то можно заметить, что идет утяжеление аспектов, связанных с ответственностью и с наказанием за неправильное руководство на определенном участке. На мой взгляд, это связано с тем, что Глава государства держит руку на пульсе ситуации. Я уже говорила о большом числе коррупционных дел. Безусловно, и тот факт, что судебная система претерпевает серьезные изменения, говорит о том, что назрела реальная необходимость здесь поработать.

В высказываниях Елбасы можно заметить и определённые персональные мессиджи. Президент вынужден напоминать и постоянно указывать на необходимость работать строго в соответствии с законом, не выходить за рамки. И в этом ключе я связываю надежды с тем, что судебная система эффективно заработает и все административные, уголовные правонарушения будут справедливо и аргументированно рассмотрены.

Судебная система должна быть чистой и прозрачной, абсолютно! Сейчас связывают определенные надежды с ужесточением правил приема на должность судьи, потому что это место популярное, в определенном смысле, и есть желание у молодежи занять эту позицию. Это, с одной стороны, здоровые амбиции. Но, с другой стороны, надо понимать, что это достаточно ответственная позиция, поскольку решаются судьбы людей. И здесь, помимо образования, нужно иметь житейский, человеческий опыт, чтобы понимать, вникать в суть ситуации.
- Что бы вы хотели добавить, размышляя над Планом нации?

- Хочу отметить, что сегодня не все обращают внимание на предстоящее декларирование доходов и расходов. Сейчас по закону все госслужащие обязаны продемонстрировать свои доходы и заполнить декларацию. С 2020 года это коснется всех нас, и помимо декларации о доходах должна быть и декларация о расходах, чтобы сопоставить, насколько ваши доходы соответствуют вашим расходам и где, скажем так, сойдется дебит-кредит.

Важным, на мой взгляд, заявлением из статьи Президента для меня стало продление сроков легализации до 31 декабря текущего, уже 2016 года. Что говорит о том, что этот процесс еще не до конца пройден. Еще есть достаточно большой потенциал имущества, финансовых средств, которые необходимо легализовать. В том числе и находящихся за рубежом - об этом Президент говорил и на расширенном заседании Правительства, и в Послании.
Понятно, что в условиях современной экономической ситуации необходимо мобилизовать все ресурсы и грамотно их распределить. В связи с этим один важный момент - те поправки, которые вносятся в Земельный кодекс. В соответствии с ними достаточно большие земельные площади могут быть куплены, те земли, которые были в аренде - могут быть выкуплены или могут быть в рассрочку даны на 10 лет. Это значимый показатель. Поскольку земля - это стратегический ресурс, и, когда мы даем право выкупать землю гражданам Казахстана, это значит, что есть необходимость развивать эти земельные территории - осваивать, инвестировать и получать какой то доход. Очень много перспектив в этой связи с программой «Нурлы жол». Это тоже одно из важных направлений, которые Казахстан сейчас реализует. Развитие дорожной структуры, железнодорожных и автомобильных дорог, авиаперевозок. Потому, что это еще один, скажем так, источник дохода.
- Спасибо за интервью!

Сейчас читают