В Алматы обсуждают новые экологические правила — что ждет водителей и шашлычные
В Алматы планируют ввести новые правила охраны атмосферного воздуха и запустить зоны с низкими выбросами. О том, что сейчас обсуждается и какие меры предлагают внедрить, корреспонденту агентства Kazinform рассказала исполнительный директор фонда Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова.

6 апреля 2024 был приняты поправки, расширяющие полномочия маслихата и акимата по борьбе с загрязнением воздуха. С этого момента началась работа по разработке правил охраны атмосферного воздуха — документа, восполняющего пробелы в экологическом регулировании, в первую очередь, для источников III категории и передвижных источников.
Как рассказала Жулдыз Саулебекова, фонд уже год входит в рабочую группу при акимате Алматы и тоже внес свои предложения.
Изменения затрагивают два ключевых направления: объекты III категории и транспорт.
Эколог поясняет, что объекты III категории — это небольшие предприятия, которые по отдельности считаются «незначительными» источниками выбросов, но вместе дают весомый вклад в смог Алматы. Это кафе и шашлычные на угле, бани, стройплощадки и другие точки в жилых районах. Они часто даже не проходят обязательного скрининга, чтобы определить свою категорию.
— На старте предприятия могут задекларировать минимальные объемы выбросов, а потом выбрасывать гораздо больше — и никто это не проверяет. Другая проблема в том, что некоторые крупные компании специально дробят бизнес и меняют формулировки, чтобы попасть в III-ю категорию с мягкими требованиями, — говорит она.

В итоге тысячи «незначительных» источников выбросов превращаются в один большой источник загрязнения, при этом они часто расположены в жилых зонах с низкой продуваемостью.
— На основании нового документа для объектов III категории предлагается ввести достаточно жесткие экологические требования: обязательные фильтры и пылеподавление, замеры выбросов не реже одного раза в три года, выездные проверки, запрет угольных и дровяных мангалов без фильтров, переход общепита на газ, а также штрафы и блокировка работы нарушителей, — объясняет Жулдыз Саулебекова.
По ее мнению, в Алматы действует принцип Парето — около 20% старых автомобилей дают более 80% всех транспортных выбросов.
— Это значит, что точечное выведение старых машин из эксплуатации может дать сильный эффект для качества воздуха, — поясняет эксперт.
Главная мера — внедрение зон с низкими выбросами (LEZ). Въезд и эксплуатация автомобилей низких экологических классов в этих зонах будут платными, а тариф зависеть от эко-класса. Плата будет взиматься за эксплуатацию автомобиля в LEZ за каждые сутки. Также предлагается оснастить автомобили с ДВС автономными отопителями, чтобы не работать на холостом ходу.

Для дизельного транспорта Евро-4 и выше требуется использовать добавку, снижающую выбросы оксидов азота (например, AdBlue). Запрещается ввоз и продажа топлива ниже стандарта К4, а также работа двигателей на холостом ходу. Автопарки (коммунальные и коммерческие) должны будут закупать машины не ниже Евро-5 с переходом на электромобили или газомоторное топливо.
Помимо этих двух направлений, есть предложения обязать крупные предприятия установить системы автоматического мониторинга воздуха с онлайн-передачей данных в уполномоченные органы, внедрить пыле- и газоочистные фильтры с эффективностью более 95% и оснастить современными фильтрами все источники выбросов. В жилых домах предполагается запретить работу кафе и ресторанов с печами на твердом топливе. Перевозка сыпучих материалов будет разрешена только с пылеподавлением.
Жулдыз Саулебекова подчеркивает, что на данный момент все это лишь предложения, изменения еще рассматриваются и окончательное решение не принято.
Три этапа внедрения LEZ в Алматы
По данным эксперта, предлагается введение зон с низкими выбросами в три этапа:
- с 1 октября 2025 года в пилотном режиме, без платы, в центральной части города (улица Богенбай батыра, проспект Достык, проспект Абая, улица Желтоксан). Это тестирование работы знаков, контроля и систем администрирования.
- с 1 июня 2026 года зона расширится до проспекта Аль-Фараби, улицы Саина, проспекта Рыскулова и ВОАД.
- с 1 января 2027 года зона охватит всю административную территорию Алматы.

Внутри зон с низким уровнем выбросов также предлагается запретить разводить костры и сжигать траву, мусор, шины, пластик и другие отходы в любых местах, запускать пиротехнику (фейерверки), а также использовать твердое и жидкое топливо для отопления в газифицированных районах (кроме резервных источников в ЧС).
Размер платы за въезд в зоны определят до 30 апреля 2026 года. Она будет зависеть от эко-класса и типа транспорта: электромобили, водородные авто и Евро-5/6 освобождаются от оплаты.
Ориентировочные тарифы будут в таких диапазонах: для легковых — от 0,2 до 1,2 МРП в день, для грузовых — от 0,5 до 1,4 МРП (в зависимости от топлива и эко-класса, для грузовиков — выше).
— Поступления планируется направлять на администрирование зоны, выкуп старых авто и развитие общественного транспорта, — уточняет Саулебекова.
Ожидаемый эффект и вызовы
По оценке Саулебековой, если предлагаемые меры будут приняты, то первые заметные результаты можно будет увидеть через год-два, но при условии, что параллельно будут развиваться общественный транспорт и меры по обновлению автопарка.
Опыт других стран показывает, что сокращение выбросов может достигать 20–30%, а интенсивность трафика снижаться на 10–15%.
Однако главным вызовом остается восприятие обществом.
— Для этого нужна продуманная коммуникация и информирование горожан — без ясного объяснения причин и целей будет сопротивление. Нужны прозрачные правила и гарантии, что каждый тенге от сборов пойдет на выкуп старых машин, развитие общественного транспорта и экологические проекты. Не менее критично создать надежную систему для администрирования и контроля, запустить удобные транспортные альтернативы, чтобы горожане видели в новшестве не наказание, а реальный шаг к чистому воздуху, — говорит Жулдыз Саулебекова.

По опросу фонда, 51% алматинцев готовы поддержать идею внедрения зон с низкими выбросами, но при условии, что параллельно будет улучшен общественный транспорт и создана удобная инфраструктура для передвижения без личного авто. При этом 42% респондентов опасаются, что плата за въезд ударит по малообеспеченным и требуют гарантий, что средства пойдут именно на экологические проекты и модернизацию транспорта.
— Каждый четвертый автомобилист против внедрения зон с низкими выбросами, среди владельцев старых машин (до 2010 года) — почти каждый второй (40%). При этом таксисты же в большинстве «за» (59%). Если коротко, то главный страх — рост расходов, потеря мобильности. К этому добавляются опасения, что мера создаст коррупционные риски и косвенно ударит по всем — через рост цен на товары и услуги, то есть, затронет тех, кто не загрязняет воздух, — добавляет она.
По мнению эксперта, внедрение зон с низкими выбросами даст горожанам и бизнесу стимул отказаться от устаревших машин и обновлять автопарк — от грузовиков и автобусов до личных автомобилей. Постепенно с улиц исчезнет дымящий транспорт, а воздух станет чище, особенно за счет снижения концентрации диоксида азота (NO₂).
Мониторинг и корректировка
Эффективность мер планируется оценивать по трем направлениям:
- чистота воздуха — замеры концентраций NOx, SOx, PM2.5, PM10, подсчёт дней с превышениями норм, сравнение выбросов транспорта «до» и «после»;
- транспортные изменения — рост доли электромобилей и гибридов, больше поездок на общественном транспорте, меньше на личных авто, развитие вело- и пешеходной инфраструктуры, сокращение числа «грязных» машин, снижение потребления дизеля;
- здоровье горожан — падение числа заболеваний, связанных с загрязнением, рост продолжительности жизни и улучшение общего качества жизни.
Кроме того, ожидается улучшение здоровья горожан: снижение числа заболеваний, вызванных загрязнением, увеличение продолжительности жизни и общее повышение ее качества.

Ранее сообщалось, что управление экологии и окружающей среды подготовило проект правил, предусматривающих ряд ограничений: для предприятий, шашлычных и бань, образовательных учреждений, а также касающихся передвижения старых автомобилей, сжигания мусора и листвы, запуска пиротехники и введения платных зон. Общественное обсуждение документа продлится до 20 августа.
По данным руководителя департамента экологии Алматы Динмухамеда Лесбекова, находящиеся на обсуждении правила разработаны специалистами акимата при участии нескольких организаций. После публичного обсуждения будут утверждены механизмы их реализации. Главная цель — улучшить качество атмосферного воздуха Алматы.
До этого в Алматы представили результаты первого масштабного исследования уровня диоксида азота (NO₂) в Алматы. Выяснилось, что в прошлом году каждый третий день — 143 дня из 365 — воздух в городе был опасен для уязвимых групп населения: детей, пожилых и людей с заболеваниями дыхательных путей. Более того, с декабря 2023-го по февраль 2024-го не было зафиксировано ни одного «чистого» дня.
В четвертом квартале 2024 года уровень загрязнения воздуха в Алматы оценили как очень высокий.