В Казахстане внедрят рейтинг качества дорог

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - В скором будущем казахстанцы и туристы смогут через смартфон оперативно узнавать о пробках на автомобильных дорогах, получать сведения о безопасности передвижения и составлять удобные для себя маршруты по всей республиканской сети. Кроме того, будет составляться рейтинг качества дорог, который напрямую повлияет на оценку работы акимов. Об этом и других грядущих изменениях в автодорожной отрасли в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» рассказал заместитель генерального директора РГП «Национального центра качества дорожных активов» Тимур Абенов.
None
None

- Ваша организация была создана не так давно, это связано в том числе и с необходимостью усиления работы в этой сфере, ведь сегодня по поводу качества дорог высказывается много жалоб. Что принципиально будет меняться в этой работе с вашим приходом?

- Наша организация создалась в марте текущего года путем преобразования действующих лабораторий и учреждений, которые раньше подчинялись непосредственно Комитету автомобильных дорог. Основными видами деятельности по уставу предусмотрены проведение экспертизы качества работ и материалов, проведение ведомственной экспертизы на средний ремонт, это техническая регламентация, осуществление мероприятий по подготовке, диагностика и инструментальное обследование, мониторинг безопасности дорожного движения, а также внедрение новых технологий. Основной вид деятельности – это экспертиза материалов и качества строительства дорог. Одна из больших задач - проведение оцифровки всех автомобильных дорог. Мы, конечно, постараемся улучшить контроль и, соответственно, качество наших дорог, которые являются кровеносной артерией всей нашей экономики.

- Что подразумевает собой оцифровка дорог?

- Это проведение диагностики, паспортизации дороги для последующего мониторинга именно при помощи информационных систем. То есть, это данные обо всех активах, которые находятся на дороге.

- Ранее ведь тоже проводилась диагностика, что конкретно изменится в этой сфере?

- Проверка качества тоже производилась, но это, в основном, касалось только республиканских дорог. Теперь мы стремимся охватить всю местную сеть. Как известно, у нас только областных дорог порядка 76 тыс. км, которые раньше не проверялись. То есть сейчас вся эта работа будет проводиться одним оператором, мы позиционируем себя именно как оператора качества.

- Сегодня немало жалоб на качество дорог, порой только что построенные дороги разрушаются. В чем основная причина такого положения дел?

- В основном, причина в применении при строительстве некачественного материала, нарушении технологий укладки асфальта. Соответственно, это означает, что нет должного контроля со стороны принимающих органов. В основном, это проявляется на дорогах областного значения.

- А вот с вашим появлением ситуация как-то поменяется?

- Да, сейчас мы усиливаем работу в этом направлении. Мы постоянно проводим проверки, увеличиваем количество контрольных выездов, проводим отбор проб и материала и в результате мы начали еще больше выявлять нарушений. Мы начали работать с местными исполнительными органами. В областях уже появляется заинтересованность региональных органов власти в привлечении нас к этой работе: мы начали «вытаскивать» то, что они сами не могут увидеть, потому что нет специалистов.

- Какие новые технологии или методы вы внедряете для улучшения своей работы?

- Будут применяться новые технологии применительно к дорожной сфере, в том числе по проверке качества дорожного полотна, используемым материалам. Мы также будем проводить мониторинг того, как новые технологии при строительстве дорог приживаются к нашей среде.

- С марта вы провели уже немало проверок, много ли нарушений выявляется?

- Нарушений выявляется много именно на дорогах районного и областного значения, по республиканской сети нарушений меньше.

- Какую работу вы проводите по цифровизации, как сегодня производится диагностика и паспортизация автомобильных дорог?

- Диагностика и паспортизация автомобильных дорог осуществляется при помощи специализированных передвижных лабораторий, которые оборудованы специальными датчиками, и при помощи специального программного обеспечения мы проводим обработку данных. В кузов автомобиля встроены датчики, которые измеряют колебания кузова при движении по этой дороге, таким образом измеряются изменения полотна. Также проводится видеодифлектовка - видеосъемка дорожного полотна, позволяющая определять дефекты дорожного покрытия. Затем с помощью специального программного обеспечения мы определяем площадь дефектов. Это позволяет нам высчитать примерную стоимость ремонта на этих участках. Также идет паспортизация: машины укомплектованы камерами панорамного видения, которые проводят съемку, и через программные средства инженер начинает заполнение паспортных данных. Вносится в карту все - начиная от столбов, пешеходных переходов - до пунктов отдыха. Таким образом, создается такой большой паспорт автомобильной дороги, включая ширину дороги, ширину проезжей части, полос, обочины, чтобы мы в последующем все это видели. Это необходимо не только для учета дорожных активов, но также отражается на уровне безопасности дороги. Это важно, так как, к примеру, ширина проезжей части является одним из основных коэффициентов, указывающих на безопасность движения.

- А вы можете определить, сколько потрачено на строительство дороги?

- Мы можем рассчитать приблизительную стоимость ремонта дороги или участка. То есть, диагностика проводится для выявления дефектов на дороге. На основании этих дефектов мы можем просчитывать бюджет ремонта. Мы делаем экспертизу на средний ремонт, в части того, насколько он применим и, соответственно, смотрим сметную стоимость, соответствует ли она заявленной сумме.

- Как проходит процесс внедрения интеллектуальных транспортных систем в Казахстане?

- Они уже у нас внедряются, но везде по-разному, это комплекс разработок и решений, которые используются для предоставления конечным пользователям на дороге объективной информации, в том числе по безопасности движения на том или ином участке. Эти системы в идеале должны внедряться не только на республиканских дорогах. Это комплекс работ, которые должны использоваться как в городах, так и в регионах. Такие системы уже работают на платных дорогах. Это позволяет в том числе мониторить транспортные потоки, видеть их изменения, в их состав также входят весовые станции, которые тоже ведут мониторинг, так появляется возможность собирать аналитику по транспортному проезду. То есть, с их внедрением можно будет управлять транспортными потоками и прогнозировать их объем. Они также позволяют заблаговременно оповещать участников дорожного движения о произошедшем ДТП либо закрытом проезде, гололеде и т.д.

- В будущем эти системы будут внедряться везде?

- Если говорить о наших планах, то они амбициозны и, мы считаем, вполне осуществимы. Мы ставим цель оцифровки всех республиканских дорог и создания гид-системы, то есть большой карты для пользователей, которые будут иметь к ней доступ и видеть все ограничения и изменения на республиканских дорогах. В будущем у нас в планах оцифровка областных и районных дорог. Мы будем оповещать об изменениях и уровнях безопасности дорог, граждане будут знать, какие дороги безопасны. Это необходимо для тех же туристов, которые едут своим ходом: чтобы они знали, на каких дорогах ситуация лучше, где дороги перекрыты, и могли исходя из этого составлять свой маршрут. В этом году мы собрали данные порядка 1,5 тысячам километров дорог в Павлодарской области, затем будем внедрять эту информацию в общую базу данных. То есть Павлодарскую область можно назвать пилотной, мы там республиканскую сеть оцифровали. Эту работу мы будем наращивать и охватывать все регионы. Конечно, это будет зависеть и от финансирования.

- Можно ли сегодня говорить об улучшении качества дорог?

- Да, это связано с усилением контроля и с тем, что возводятся новые дороги, производится ремонт. Возможно, первоначальные оценки были по старой сети дорог.

-Меняются ли сегодня требования, предъявляемые к дорожному строительству?

- Стандарты менять сегодня смысла нет, надо все привести в соответствие с имеющимися. В ходе проверок мы приглашаем все стороны, принимающие участие или имеющие отношение к строительству этой дороги, отобранные заборы проходят экспертизу в лаборатории. Мы можем в любое время повторно выехать на этот объект. В результате все материалы передаются заинтересованным органам, после могут через суд наложить штраф или вообще лишить лицензии. Сейчас на нашем контроле находится вся республиканская сеть, это более 24 тыс. км, и потихоньку мы заходим на региональную сеть областных дорог. По республиканской сети бывают замечания, но они быстро устраняются. Что касается регионов – еще не все акиматы заключили с нами договора. Но со следующего года все акиматы намерены заключить их.

- Планируете ли вы составлять рейтинг регионов по качеству дорог?

- В ближайшем будущем мы планируем создать рейтинг качества дорог по регионам и, думаю, он будет влиять на оценку работы акимов. Об этом было заявлено и высшим руководством страны. После оцифровки мы сможем прогнозировать трехлетний бюджет на ремонт дорог, проверять уровень безопасности дорог, уровень состояния мостов, что очень критично на сегодня. То есть будет цветная карта - от зеленой до красной отметки. Мы планируем в ближайшую пятилетку оцифровать и областные дороги. Это все даст возможность точного анализа реальной ситуации. Мы будем также следить и за приживанием новых материалов в строительстве дорог.

-Как обстоят у вас дела с технически оснащением, нет ли проблем с кадрами?

- Оборудования не хватает, но мы сейчас проводим все мероприятия для того, чтобы завершить оснащение. Есть оборудование, которое требует к себе постоянного внимания. Те же керноотборники - они выходят из строя, мы сейчас их дооснащаем, чтобы с запасом можно было без остановки выезжать. Мы сейчас, согласно новому штатному расписанию, увеличили штат филиалов в регионах, чтобы охватить местную сеть. Потому что один инженер не справится со всей работой. По мере выделения средств мы начинаем привлекать сотрудников. Что касается кадров, у нас есть институты, которые выпускают специалистов нашего профиля. Мы сейчас начинаем точечно работать с вузами, привлекать к себе выпускников. Раньше к нам с неохотой шли опытные специалисты, в основном приходили молодые, которых приходилось дополнительно обучать. Сейчас, с открытием РГП, мы увеличили зарплаты, инженер или лаборант получают от 180 до 200 тыс. тенге. Специалисты в дорожной отрасли есть, но необходимо обучать молодежь и готовить новые кадры.

Сейчас читают