В Астане прошла премьера первой казахской детской оперы «Канбак шал» (ФОТО)

Детская филармония стартовала новаторским для своего времени и до сих пор звучащим необыкновенно актуально произведением казахского композитора Жолана Дастенова. Национальные казахские фольклорные мотивы возведены в ней до высокого уровня оперного искусства. Это произведение, несомненно, могло бы украсить репертуар любого зарубежного театра, особенно в связи с актуализацией темы востока во всем мире, считают организаторы.
«Канбак Шал» в постановке режиссера Марины Гарбуз и музыкальной трактовке дирижера Ернара Нуртазина открывает собой новую для Казахстана форму «маленькой оперы», примеры которой встречаются в европейских странах. В ней серьезная и качественная музыка преподносится в доступной детям сокращенной форме. Так, например, в Венской опере можно было услышать «Кольцо Нибелунгов» (опера Вагнера, которая в оригинале идет 16 часов) в сокращенном получасовом варианте. Опера Дастенова, в оригинале исполняющаяся около двух часов, была сокращена до хронометража школьного урока. Исполнение оперы в филармонии определило жанровое своеобразие постановки. Это была своего рода промежуточная форма между концертным и сценографическим исполнением. С одной стороны, на сцене присутствовал оркестр и хор, солисты сидели на сцене в промежутках между своими партиями, которые они исполняли, иногда заглядывая в ноты на пюпитрах. Одна из солисток, Айзада Капонова, блистательно сыгравшая роль лукавой лисы, была в розовом концертном платье с роскошным черным бантом и боа. Декораций, как таковых, не было. Все это признаки концертного исполнения. С другой стороны, оперу необычайно украсили блистательные в своей необыкновенной выразительности танцы, поставленные молодым хореографом Даулетом Нуратпековым и студией эстрадного танца «Артист». Так, вначале был исполнен танец разыгравшихся темных сил. Резкая пластика изгибов, черные на красной подкладке костюмы, большое тонкое полотно, которое темной волной накрывало тела танцоров, появление на ее вершине одного, воздевающего руки, резкий прыжок танцоров со сцены в зал - все это придало напряжение и динамизм началу оперы. Следующий танец - танец пленников в необыкновенных, дизайнерски порванных костюмах, был и моментом первого появления на сцене маленьких актеров детской филармонии, которые буквально выкатились на сцену, делая акробатические трюки - колеса и кувырки. Другая часть детей более старшего возраста вышла цепочкой и закрутилось в своеобразной раскачивающейся «улитке». Дети убедительно выражали пластикой печаль от расставания с родителями, которых обвили веревкой и уволокли в плен. Далее были представлены выступления хора филармонии под управлением Гульмиры Куттыбадамовой, а также сольные партии и дуэты трех певцов - молодых солистов Асылжана Кайыпова (тенор, Канбак шал), Бахтияра Омарова (бас, дэв) и обворожительной Айзады Капоновой (сопрано, Лиса). Эта средняя часть, изображавшая в т.ч. и поединок - в силе ли, хитрости ли - между дэвом и Канбак шалом была менее динамичной и наиболее трудной для восприятия маленькими слушателями из школ столицы, не искушенных в особенностях оперной музыки. Но финал с радостным танцем освобожденного Канбак шалом народа вновь приковал неотрывное зрительское внимание к происходящему на сцене. Апофеозом стала сцена радостной встречи детей с родителями, где маленькую девочку, которая сначала считалась потерянной, кружила в воздухе обрадованная мама. Эти постановочные моменты необыкновенно украсили оперу, сделали ее зрелищной и новаторской в пластическом смысле.
На премьере присутствовали сын погибшего в 1991 году композитора Жолана Дастенова - Алиаскар Дастенов, его двоюродный брат Ермек Асылханов, родная сестра автора музыки и другие родственники. Многие из них говорили о глубоких чувствах, пережитых ими во время исполнения, о слезах радости и о том, что для них это была новая возможность встретиться с любимым и уважаемым человеком.