Транзитный коридор: Планируем основные строительные работы закончить к концу 2012 года, по графику - представитель Минтраскома

Работы будут выполняться на семи отрезках. Подробнее об этом корреспонденту Казинформа рассказал начальник Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Замир Сагинов.
- Замир Садыкович, какова ситуация на сегодня?
- Сейчас мы стоим на участке обхода города Шымкент, где, как видите, работы начаты и так же ведутся сейчас еще на пяти участках. Мобилизовано порядка 200 единиц техники. Основные работы, которые мы собираемся вести, если погодные условия позволят, это снятие плодородного слоя и устройство земляного полотна. Дальше будем продолжать работу по заготовке строительного материала: щебень, песчано-гравийная смесь. Будем работу вести по мобилизации другой дорожно-строительной техники - к этой работе подключатся цементно-бетонные, асфальтобетонные заводы, бетоноукладочные комплексы. Соответственно, мобилизация персонала, время на отвод земли - эти вопросы мы вчера обсуждали в акимате области, и эти задачи будут в течение декабря-января решены.
- Вы говорите о мобилизации персонала, хотя почти все подрядчики - иностранные компании. Поясните, пожалуйста.
- Одна компания - казахстанская, вторая - тоже зарегистрирована в Казахстане, но там в основном иранцы работают. Три компании южно-корейские, одна - китайская. В целом с этими компаниями сейчас уже договора-намерения заключены, и они будут работать с местными компаниями. Здесь мощностей хватает - есть местные компании, у которых имеется своя техника, и они могут свободно работать на земляных работах и на работах по устройству основания. У них так же имеются действующие карьеры, и они могут поставлять весь инертный материал, который необходим для этой дороги.
- И сколько южан будет задействовано на этой стройке?
- В целом за строительный сезон мы планируем более 16 тыс. человек задействовать в Южно-Казахстанской области. Если говорить по практике, получается так: в этом году на строительство дороги в других регионах мы задействовали более 30 тыс. человек. Из них иностранного персонала было 500 человек. В контрактах у иностранных компаний указано черным по- белому, что они имеют право привлекать персонал только первой-второй категории. Это только инженеры с высшей квалификацией. Остальной персонал - это будут казахстанцы.
- Строительство намечали на вторую половину лета. Но увязли в выкупе частных земель, попавших под трассу. Решен ли этот вопрос?
- В конце октября этот вопрос был рассмотрен Правительством, он актуален. Тогда 23 участка были в залоге. Сейчас из 23 участков 20 уже сняты с залога, с тремя ведется работа. Порядка 63 участков - не было правоустанавливающих документов, этот вопрос уже снят. Но появляются новые вопросы. Например, некоторые собственники не согласны с оценкой. Сколько таких - окончательно установить трудно. Кто-то соглашается, число их меняется, работа ведется постоянно. Как и положено, местный акимат предоставляет другую - равноценную землю. Поэтому сказать, сколько человек недовольны - невозможно, с ними ведется работа. Если они не согласны, тогда все решает суд.
Но точно могу сказать: та работа, которая была проведена, на сегодня позволяет беспрепятственно строить на всем протяжении южного отрезка. Есть маленькие участки, над которыми мы работаем. И в целом мы думаем где-то до середины следующего года проблемы с выкупом решить.
- Будут ли использованы местные строительные материалы?
- Обязательно! По инертным материалам мы в ЮКО проблем вообще не видим. Да и по смесям тоже - цементо-бетонным, асфальто-бетонным. Один вопрос, который мы сейчас хотим отработать, - это новый цементный завод, который у вас построен. Лаборатория сейчас изучает, сможет ли он такой качественный цемент поставлять нам для устройства цементо-бетона. Это важно, так как основная часть работ до Туркестана будет выполнена в цементо-бетоне.
- То, что сроки на юге сдвинулись, - не повлияет ли в целом на график строительства дороги?
- Нет, не повлияет, потому что мы планировали по этому коридору в нынешнем году сделать 378 километров дороги в одну линию. Но благоприятные погодные условия, хорошая мобилизация подрядчиков в других областях дали возможность нам сделать 417 километров. Поэтому в целом по проекту отставания нет. Да и по Южно-Казахстанской области мы проблем не видим. Здесь климат такой, что строительство можно вести 11-12 месяцев в году.
- Когда будет готова дорога?
- Планируем основные строительные работы закончить к концу 2012 года, а в целом всю дорогу закончить в 2013 году.
- Это будет платная трасса?
- Дорога будет бесплатная, кроме участка, который строится на концессионной основе. Это будет участок Шымкент-Ташкент, 109 километров. Другой дороги в этом направлении не будет - согласно законодательству нет необходимости строительства альтернативной дороги.
- Этот участок тоже включили в общий проект?
- Да, мы эту часть дороги тоже считаем в целом причастной к коридору «Западная Европа - Западный Китай». Потому, что она охватывает не только выход на Европу. Она охватывает в целом выход на другие страны: Кыргызстан, Узбекистан. Потом она идет на соединение со второй дорогой, которую мы строим на порт Актау - оттуда выход на Иран. То есть мы планируем весь транзит пустить через нас, чтобы он все эти регионы захватил.
- Спасибо за интервью!