11:52, 02 Январь 2009 | GMT +5
Своевременные меры НБК, АФН и Правительства обеспечили «мягкую» посадку отечественных банков - Д.Акишев
АЛМАТЫ. 2 января. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/ – Главным событием ушедшего года для мировой экономики стал глобальный финансовый кризис, который коснулся и Казахстана – полноценного участника мировой финансовой системы. Об основных итогах финансового развития страны за год, а также о мерах, которые предстоит предпринять республике по минимизации последствий кризиса в 2009 году, корреспонденту Казинформа рассказывает заместитель председателя Национального Банка РК Данияр Акишев.
? Прошедший год ознаменовался мировым финансовым кризисом и закрытием внешних рынков для Казахстана. Как Вы оцениваете устойчивость нашего финансового сектора к внешним угрозам?? Действительно, 2007 и 2008 годы, прошедшие в условиях мирового финансового кризиса, оставят свой след в экономике Казахстана. Уходящий год стал проверкой на прочность - как финансовой системы страны, так и отечественной экономики в целом. Сложности на мировом финансовом рынке сказались на экономике Казахстана, и в 2008 году наблюдается замедление экономического роста. Однако рецессии не наблюдается, и по итогам этого года экономический рост ожидается на уровне 5%. Основной причиной снижения экономической активности стало изменение цен на сырьевые товары, которые экспортирует Казахстан. Соответственно, это отразилось на объемах внутреннего производства, что повлекло за собой сокращение экономической активности в смежных отраслях. Другая причина ? проблема на мировых финансовых рынках, в результате чего отечественные финансовые институты не имеют доступа на мировые рынки капитала. Соответственно возникли проблемы с обслуживанием долгов в части того, что банки не могут рефинансировать внешние обязательства на тех же условиях, которые были раньше. Сейчас отечественные банки ужесточили свою кредитную политику, и того прироста кредитования, который происходил в последние годы, нет. Это отразилось на секторах, которые зависели от кредитования, ? строительство, операции с недвижимостью, МСБ. В условиях, когда существует недостаток финансирования, происходит сокращение экономической активности в этих отраслях. В целом, можно сказать, что внутренних источников замедления экономической активности нет. Это показывает, насколько экономика Казахстана уязвима к внешним шокам. Наша страна - часть мировой и финансовой и экономической системы. Мы - страна с открытой экономикой, доля нашего внешнеторгового оборота сопоставима с уровнем ВВП ? это порядка 80%, и в этих условиях невозможно полностью нивелировать все негативные шоки, которые происходят в мире.
Что касается устойчивости банковского сектора, то отечественные банки довольно успешно пережили шок, вызванный глобальным падением ликвидности. Ни один банк не допустил дефолтов ни по внутренним, ни по внешним обязательствам. Банки продемонстрировали способность не только отвечать по своим внешним обязательствам в условиях ухудшения доступа к внешним ресурсам, но и привлекать дополнительные ресурсы из-за рубежа. Так, активы банков за 11 месяцев т.г. увеличились на 2,3%, собственный капитал - на 8,9%. Естественно, эти позитивные моменты не состоялись бы без активной поддержки государства. Своевременные и адекватные меры, принятые НБК, АФН и Правительством в целях обеспечения финансовой стабильности, дали ожидаемый позитивный эффект и обеспечили так называемую «мягкую» посадку отечественных банков, о чем могут свидетельствовать в целом сохранение стабильной ситуации и отсутствие отрицательной динамики в ключевых показателях банковского сектора.? Насколько наши банки готовы работать и обслуживать внешние обязательства в следующем году в таких жестких условиях? Как государство будет поддерживать БВУ в ближайшее время? ? Вы знаете, что Нацбанк и АФН производят оценку обслуживания внешнего долга. Национальный банк, являясь госорганом, ответственным за формирование статистики по внешнему долгу, публикует такую информацию на постоянной основе в соответствии со всеми стандартами, принятыми в мире. Однако по предоставлению информации существует большая задержка, связанная с некоторыми особенностями. Мы обладаем информацией на 30 июня текущего года. Но с учетом нынешней ситуации не думаем, что эти цифры претерпят значительные изменения. Согласно прогнозу Нацбанка, на обслуживание внешнего долга казахстанских банков перед нерезидентами, имевшегося по состоянию на 30 июня т.г., в 2009 году потребуется 10,6 млрд. долларов США, из них на погашение основного долга ? 8,1 млрд. долларов, на будущие проценты ? 2,5 млрд. долларов.Продолжающийся мировой финансовый кризис служит своего рода естественным ограничителем для внешних заимствований коммерческих банков. Десять млрд. долларов ? сумма, с одной стороны, большая для банковской системы, но, с другой, в целом для экономики ? обслуживаемая. В нынешних условиях недостаток рефинансирования внешних займов может покрываться за счет собственных внешних долговых активов банков, оценивавшихся на 30 июня в 21,5 млрд. долларов, где 60,4% составляют ссуды, выданные нерезидентам, около 27% ? депозиты и 11,3% ? долговые ценные бумаги. Кроме того, на погашение внешних обязательств прямо или косвенно может быть использована часть средств, выделенных экономике в рамках мер, предпринимаемых Правительством, Нацбанком и АФН в целях обеспечения стабильности финансовой системы. Поэтому можно уверенно сказать, что банки будут закрывать внешние долги и не допустят дефолтов. ? Можно ли ожидать, что по итогам декабря инфляция выйдет на ожидаемый уровень в 10% в годовом выражении?? В настоящее время на потребительском рынке Казахстана отмечается замедление инфляции. Причем данное замедление началось уже в сентябре 2008 года. Так, за январь-ноябрь т.г. уровень инфляции в Казахстане составил 9,2%, тогда как в январе-ноябре 2007 года - 16,5%. Данная тенденция обусловлена отсутствием каких-либо значимых факторов, которые могли бы привести к усилению инфляционного давления, особенно в краткосрочном периоде.Мы периодически проводим обследование наших региональных центров с помощью своих филиалов. По итогам первой половины месяца мы ожидаем, что инфляция в Казахстане сложится в пределах 10%. Факторов, которые на фундаментальном уровне могли бы говорить об усилении инфляционного давления, сейчас не наблюдается. ? Какова ситуация по платежному балансу? - По предварительным итогам за 9 месяцев платежный баланс сложился с профицитом. Текущий счет составил порядка 9 млрд. долларов США. По итогам года мы ожидаем, что платежный баланс также сложится с профицитом. Текущий счет мы ожидаем на уровне 7 млрд. долларов. В 2009 году в условиях снижения цен на экспортные товары мы ожидаем ухудшения позиций платежного баланса. Согласно разным сценариям, при цене на нефть 40 долларов за баррель дефицит текущего счета может составить порядка трех процентов от ВВП. Но если цены на нефть снизятся до 25 долларов в среднем за год, то дефицит текущего счета может составить уже 10% от ВВП. Однако платежный баланс нельзя рассматривать отдельно от капитального счета. Здесь мы ожидаем положительное сальдо, которое будет в определенной степени покрывать дефицит текущего счета. ? Какие шаги по выходу из кризиса предстоит сделать Казахстану в следующем году в рамках антикризисной программы, выработанной Правительством, АФН и Национальным банком?? Как известно, Правительство, Нацбанк и АФН приняли План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. Согласно данному Плану, для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры. Во-первых, это дополнительная капитализация банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков. Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долларов США. Предполагается, что государство не будет оставаться долгосрочным участником капитализированных банков. По мере ослабления мирового финансового кризиса и открытия доступа к международным рынкам капитала Фонд «СамрукКазына» будет выходить из состава участников банков. Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов. Его деятельность будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге за счет средств госбюджета.В-третьих, будут предоставлены дополнительные источники ликвидности для обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным банком расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо. В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, госпредприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Нацбанка, будут размещены на депозитах отечественных банков. В-четвертых, будет усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе. В рамках пруденциального регулирования АФН продолжит работу по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования, будут оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики, усилены требования к системам управления рисками и внутреннему контролю в банках. В свою очередь, банки должны существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций.В целях защиты интересов вкладчиков пенсионных фондов Правительство обеспечит сохранность накоплений населения в пенсионной системе, высокий уровень прозрачности для вкладчиков, повысит их информированность и финансовую грамотность. Для диверсификации инвестиционных портфелей НПФ Правительство и Фонд «СамрукКазына» предпримут меры по привлечению пенсионных активов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов, а также обеспечат выпуск созданным Фондом стрессовых активов долговых ценных бумаг с инвестиционным рейтингом.Для решения жилищных проблем граждан и активизации рынка недвижимости в городах Астана и Алматы через Фонд «СамрукКазына» будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. На ее финансирование Фонд направит 5 млрд. долларов США, эта сумма будет сформирована за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов. Кроме того, в условиях сокращения финансирования экономики со стороны отечественных финансовых институтов продолжится оказание поддержки малому и среднему бизнесу, в 2009 году будет выделено 1 млрд. долларов США. Операторами всех программ по кредитованию МСБ выступят банки второго уровня. Лимит на финансирование одного проекта в рамках выделяемых Фондом «СамрукКазына» средств будет увеличен с 3 до 5 млн. долларов. В рамках указанного Плана будет предпринят и ряд мер по развитию агропромышленного комплекса и реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.? Какие уроки Казахстан может извлечь из сложившейся ситуации на мировых финансовых рынках?? Нынешний кризис ярко продемонстрировал, насколько взвешенной должна быть политика банков - как в отношении источников фондирования, так и по управлению кредитным портфелем. Это касается не только казахстанских банков. Мы надеемся, что банки извлекли необходимый урок и приведут свои системы управления рисками в соответствие с существующими реалиями. Я также думаю, что и реальный сектор сделает выводы в части повышения производительности труда, сокращения издержек, оптимизации своих бизнес-процессов. Я считаю, что государство, как консервативный участник этих процессов, должно закладывать изначально пессимистичный прогноз, чтобы не недооценить ситуацию. То есть, даже если есть прогнозы, что в 2010 году возникнут первые признаки оживления экономической активности, государство должно четко придерживаться антикризисной политики в течение более длительного периода времени. Если кризисные процессы окажутся глубже, то последствия могут оказаться гораздо более сложными и негативными, чем мы ожидаем. - Спасибо за интервью.