«СТРАТЕГИЯ -2050»: Без знаний, позволяющих начать свое дело, бизнес обречен на провал -управляющий директор Фонда развития предпринимательства «Даму» Габит Лесбеков

АСТАНА. 21 октября. КАЗИНФОРМ - В последние годы развитие малого и среднего бизнеса стало одним из самых актуальных направлений политики нашего государства. Ведь именно этот сектор должен стать одной из основных движущих сил отечественной экономики. О том, как на сегодня осуществляется государственная поддержка МСБ, в том числе при помощи нефинансовых инструментов, рассказал в интервью нашему корреспонденту
None
None

управляющий директор Фонда развития предпринимательства «Даму» Габит Лесбеков

- Габит Абдимуталипович, решение о выделении нефинансовых инструментов в отдельное направление «Дорожной карты бизнеса - 2020» было принято несколько позже по сравнению с остальными направлениями. Чем можно объяснить этот временной разрыв? Насколько вообще критичен для отечественного бизнеса вопрос восполнения пробелов в знаниях?

- Действительно, в «Дорожной карте бизнеса - 2020» четвертое направление, название которого звучит как «Усиление предпринимательского потенциала», появилось спустя год после начала реализации программы, хотя фонд «Даму» давно работает над повышением компетенций предпринимательского сектора. Данную работу мы начали еще в 2007 году, разработав концепцию создания центров развития предпринимательства. Эта инициатива обсуждалась на уровне областных акиматов, Правительства, но, вероятно, в силу близости финансового кризиса проект так и не был запущен - возможно, на тот момент необходимость его запуска не казалась очевидной, к тому же проект требовал серьезных финансовых вложений, около 4 млрд тенге только на начало реализации.

Между тем, результаты проведенных нами исследований показали, что для большинства предпринимателей нематериальная поддержка со стороны государства гораздо важнее финансовой помощи в виде льготных кредитов, субсидий, рыночных грантов. Важно обладать суммой знаний, чтобы начать свое дело и довести его до состояния успешного. Без этого бизнес обречен на провал. Как отмечали предприниматели, им пошло бы на пользу, если бы государство обучало их основам бизнеса, консультировало; благодаря такой поддержке люди получили бы уверенность в том, что малый и средний бизнес востребован государством, что усилия госорганов, направленные на регулирование бизнес-сектора, нацелены на профилактику, а не на наказание после выявления нарушений.

Более активную работу в этом направлении фонд начал в 2009 году, разработав концепцию программы «Бизнес-советник» и представив ее уполномоченным госорганам, Совету директоров фонда «Даму». Совет директоров одобрил концепцию, после чего была разработана программа «Бизнес-советник». Таким образом, 2009 год стал годом зарождения нефинансовых программ поддержки предпринимательства. В 2009 и 2010 годах реализация программы осуществлялась за счет собственных средств фонда, затем ее проанализировало действовавшее на тот момент Министерство экономического развития и торговли, и с 2011 года финансирование программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета по «Дорожной карте бизнеса». Тогда же данная программа была выделена в подпроект четвертого направления, направленный на обучение стартап-предпринимателей.

- Расскажите, пожалуйста, о программах четвертого направления «Дорожной карты бизнеса»

- «Бизнес-советник» - это хорошая помощь для тех, кто планирует начать свое дело. В рамках краткосрочного двухдневного курса люди проходят теоретическое обучение, получают практическую помощь - первичный пакет документов для открытия бизнеса, маркетинговые исследования, типовой бизнес-план по различным отраслям. Программа осуществляется с выездом в районные центры, на сегодня в ней задействовано 209 райцентров. В каждом из них предварительно принимаются заявки действующих бизнесменов и населения с предпринимательской активностью. С 2009 года обучение прошли свыше 60 000 граждан, которые хотят начать свое дело, и действующих предпринимателей; порядка 8% слушателей запустили собственные бизнес-проекты, а 20% действующих предпринимателей смогли качественно улучшить свой бизнес. Мы считаем, что это хороший результат.

- Один из пунктов четвертого направления «ДКБ-2020» связан с сервисной поддержкой бизнеса. Насколько востребовано данное направление среди предпринимателей, с какими сложностями связана его реализация?

- Данный проект широко востребован среди предпринимателей в регионах, где благодаря его внедрению начал развиваться рынок консалтинговых услуг. Если в областных центрах средний бизнес может позволить себе заплатить и получить определенный вид услуги, то представителям малого бизнеса, особенно работающим в райцентрах, это не по карману.

Это направление было внедрено в 2011 году, и сначала мы столкнулись с проблемами, которые происходили из несовершенства системы госзакупок, не позволяющей максимально учесть качественную сторону услуг. В некоторых регионах акиматы проводили тендер только в конце года, и выделенные деньги не осваивали, в результате предприниматели не получали сервисную поддержку, проходили судебные процессы, связанные с конкурсными процедурами. Фонд «Даму» активно боролся за то, чтобы получить операторскую функцию. Однако совсем недавно был подписан Закон о создании Национальной палаты предпринимателей, которая теперь и будет осуществлять операторские функции. То есть средства (а это порядка 1,5 млрд тенге в год) будут выделены не местным исполнительным органам, а Национальной палате предпринимателей, которая, в свою очередь, будет проводить конкурс по коммерческим процедурам. Мы надеемся, что в процессе проведения конкурсов будет взят на вооружение опыт «Даму», и качество услуг удастся повысить. Фонд сохранил за собой функцию мониторинга реализации проекта, поскольку мы являемся единым национальным институтом, который должен отвечать как за финансовую, так и нефинансовую поддержку предпринимателей. Услуги по их сервисной поддержке носят такой же массовый характер, как и программа «Бизнес-советник». На сегодня консультации получили свыше 25 000 предпринимателей, число оказанных услуг превысило 83 000.

- Основываясь на своем опыте поддержки стартап-инициатив, можете ли вы перечислить ключевые проблемы отечественного стартап-бизнеса и объяснить причины неудач многих стартап-проектов?

- На мой взгляд, для ответа на этот вопрос надо обратиться к недавнему прошлому. В 2007 году, на пороге кризиса, тем, кто работает в бизнесе, приходилось нелегко, тогда же банковские институты резко прекратили кредитование стартап-бизнеса. До сих пор большинство банков не очень охотно идет на этот шаг; сегодня они больше озадачены очищением своего старого портфеля, стараются больше работать с физическими лицами. Для банков кредитование стартап-проектов, во-первых, рискованно. Во-вторых, это мелкие проекты, а расходы на их анализ высоки. Других институтов, кредитующих стартап-бизнес, фактически нет. Обычный бизнес берет деньги в микрокредитных организациях, в ломбардах, но там очень высокие ставки, и для стартапов этот вариант неприемлем. Начинать стартап-проект, заложив в ломбард золото - значит, заранее обречь себя на провал. Единственный банк, который согласился на такое кредитование, - «Банк ЦентрКредит». Мы разработали совместную программу, запустили совместный сайт www.startme.kz . В рамках программы фонд «Даму» пошел на беспрецедентный шаг, обеспечивая банку гарантию до 70% от суммы займа. То есть, если проект обанкротится, мы выплатим банку 70% от его стоимости. Сегодня стартап-инициативы продвигаются более активно, начинающие предприниматели стремятся получить гранты в рамках «ДКБ-2020». Но, прежде чем получить грант или кредит у банка-партнера, инициаторы стартап-проектов должны пройти обучение, ведь нефинансовые инструменты не менее важны, чем материальная поддержка.

Сейчас читают