Ставки за наружную рекламу в Шымкенте планируют повысить на 200%
Проект о новых ставках за размещение визуальной рекламы вызвал обеспокоенность бизнеса. По мнению предпринимателей, резкое повышение ударит по МСБ, может привести к демонтажу конструкций и сокращению рабочих мест, передает корреспондент агентства Kazinform.
На заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции обсудили проект решения маслихата «О ежемесячных ставках за размещение наружной (визуальной) рекламы на открытом пространстве за пределами помещений».
Документ предполагает повышение ставок сразу на 200% для территорий, входящих в перечень составных частей города. Для остальных зон, наоборот, предлагается снижение ставок на 50%.
В Палате предпринимателей отметили, что проведенный анализ проекта выявил правовые и регуляторные недочеты, а также высокие риски для предпринимательского сектора.
— Фактически это двукратное увеличение платежей, которое моментально ложится на предпринимателей дополнительными расходами. На наш взгляд, для малого и среднего бизнеса такие изменения означают резкий рост затрат на рекламу и продвижение товаров, снижение доступности наружной рекламы как инструмента конкуренции, кроме того, возможное закрытие или демонтаж конструкций из-за невозможности оплачивать новые ставки и сокращение рабочих мест в рекламном секторе, — подчеркнула заместитель директоры Палаты предпринимателей Майя Исаева.
По ее словам, статья 655 Налогового кодекса действительно позволяет повышать ставки до 200%, однако закон не обязывает использовать максимальный порог.
— Мировая практика исключает резкое повышение тарифов без этапности, чтобы бизнес мог адаптироваться. Здесь же предлагается одномоментное повышение, что неизбежно создаст экономическое давление и может вызвать недовольство, — добавила Исаева.
Она также предложила рассмотреть дифференцированный подход, аналогичный модели, действующей в Алматы, где ставки определяются в зависимости от типа территории, размеров и видов рекламных конструкций.
По мнению участников Совета, решение затронет не только рекламные компании, но и подавляющее большинство предпринимателей города, которые используют наружную рекламу для продвижения товаров и услуг — от магазинов и кафе до образовательных центров, СТО и производственных предприятий.
Участники отметили, что рост платежей неизбежно приведет к увеличению расходов у бизнеса и усилит финансовую нагрузку на МСБ.
— Повышение ставок до 200% отразится на тысячах предпринимателей. Для многих из нас это означает необходимость сокращать расходы, демонтировать конструкции, урезать штат. Платежеспособность снизится, что может привести к падению поступлений в местный бюджет в среднесрочной перспективе, — отметили представители рекламного сектора.
Со стороны управления архитектуры и градостроительства прозвучала иная позиция. По словам руководителя отдела Нургали Борибекова, в 2025 году доходы бюджета города по налогу на наружную рекламу прогнозируются на уровне 650 млн тенге.
— Если проект будет принят, поступления могут увеличиться почти до 2 млрд тенге. Это, в свою очередь, положительно скажется на бюджете города. При разработке проекта постановления мы изучили экономический опыт Астаны и Алматы, — уточнил Нургали Борибеков.
Депутаты маслихата предложили перенести принятие решения на следующий год, чтобы бизнес мог сначала адаптироваться к новому Налоговому кодексу, который вступает в силу с 1 января 2026 года.
По итогам заседания органу-разработчику — управлению архитектуры и градостроительства — рекомендовали отложить принятие проекта, провести полноценный анализ регуляторного воздействия, включая расчет финансовой нагрузки на предпринимателей, а также рассмотреть поэтапное или умеренное повышение ставок рынка наружной рекламы.
Маслихату Шымкента посоветовали учесть все замечания и предложения бизнеса при дальнейшем рассмотрении проекта.
Ранее был опубликован официальный список видов деятельности, которым запрещено применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Какие рекомендации дал глава Нацпалаты предпринимателей бизнесу, исключенного из перечня — по ссылке.