Соответствуют ли казахстанские кемпинги заявленным стандартам
На территории Актюбинской области наблюдаются проблемы со связью вдоль автодорог. В настоящее время это одна из основных проблем. Кроме того, придорожному сервису всё ещё остро не хватает квалифицированных работников. Корреспондент агентства Kazinform выяснял, как обстоят дела с обслуживанием на трассах.

Потребности водителей и предложения владельцев кемпингов
Через автодорогу Актобе — Атырау ежедневно проезжает около 8 тысяч транспортных средств, а по трассе Самара — Шымкент — от 12 до 15 тысяч машин в сутки. И это лишь два направления. К ним можно добавить и автодороги областного значения, по которым также наблюдается значительный трафик.
В настоящее время междугородние автобусы и службы такси делают остановки у нескольких кемпингов вдоль этих трасс в зависимости от пожеланий пассажиров. Большинство путешественников заходит поесть или при необходимости воспользоваться санитарными удобствами.
— Я работаю таксистом на междугородних маршрутах. Для нас водителей, в первую очередь, важно, чтобы дороги были в хорошем состоянии. На территории Актюбинской области очень много выбоин и ям. Кроме того, связь на трассах по всей стране оставляет желать лучшего — во многих местах полнейшая тишина, как будто вокруг никого нет. Что касается кемпингов, то сам я редко ими пользуюсь. Но, если говорить о том, что видел во время остановок, после 23:00 горячей еды нигде не найти. Негде поесть, магазины закрываются рано. Кемпинги же предлагают только ночлег. Поэтому, если приходится ехать ночью, ужин лучше продумать заранее и взять с собой, — поделился водитель Сырым Есенжанов.
На территории Карабутакского сельского округа вдоль трасс Самара — Шымкент и Костанай — Карабутак расположено 10 кемпингов.

Особенно активно развивается инфраструктура в селе Карабутак — здесь ежегодно строятся новые объекты. После начала строительства трассы Актобе — Карабутак — Улгайсын заметно возросло количество желающих получить земельные участки вдоль дороги.
Однако земля предоставляется исключительно через аукцион.
— В настоящее время действует мораторий, так как трасса Актобе — Карабутак — Улгайсын будет расширена до четырёх полос. После утверждения проектно-сметной документации процесс выделения участков будет возобновлён. Сейчас на территории сельского округа действуют два кемпинга в селе Белкопа, два — в Жароткеле и шесть — в Карабураке. Кемпинг категории «А» — всего один. Некоторые владельцы кемпингов расширяют спектр услуг: строят бани и улучшают условия. Однако предприниматели, развивающие придорожный бизнес, сталкиваются с нехваткой рабочей силы. Один из них даже привёз квалифицированного повара из другого региона. Работники трудятся вахтовым методом. Уже сейчас открыты вакансии охранников, уборщиц, посудомоек. Автомобильный поток здесь очень интенсивный. По неофициальным данным, ежедневно по трассе проезжает от 13 до 15 тысяч автомобилей, — рассказал аким Карабутакского сельского округа Кеншилик Байдрахманов.
По его словам, активное развитие придорожной инфраструктуры началось лишь за последние 10 лет. Именно тогда вырос спрос на земельные участки вдоль трасс.
— От предпринимателей поступило предложение централизовать систему канализации и водоотведения. В настоящее время проект подготовлен, и его реализация запланирована на текущий год. Проект включает в себя три резервуара. Сточные воды сначала поступают в первый резервуар, затем проходят фильтрацию во втором, после чего в третьем испаряются в виде пара. До этого мы договаривались с жителями села: специально выкапывали отдельные ямы и сливали туда сточные воды, — пояснил Кеншилик Байдрахманов.

Категории кемпингов: особенности и стандарты
В Казахстане кемпинги классифицируются по пяти категориям: A, B, C, D и E. Каждая категория отличается как по перечню предоставляемых услуг, так и по инфраструктурным требованиям.
Категория A
Это объекты, способные обслуживать до 7 000 транспортных средств в сутки. В обязательном порядке кемпинг должен включать: автозаправочную станцию; гостиницу минимум на 25 мест; туалеты и душевые; магазин; пункт общественного питания, рассчитанный минимум на 40 человек одновременно.
Также предусматриваются: станция технического обслуживания автомобилей; автомойка; охраняемая парковка с отдельными зонами для автобусов, легковых и грузовых автомобилей; охрана; пункт первой медицинской помощи.
Дополнительно необходимо наличие зоны отдыха для посетителей. В помещении обязательно должны быть отапливаемые туалеты и общественные душевые.
Категория B
Кемпинги данной категории рассчитаны на обслуживание до 1 000 автомобилей в сутки. Наличие заправочной станции необязательно. Количество спальных мест должно составлять не менее 10. Все остальные параметры и требования аналогичны категории A.
Категории C, D и E
Такие кемпинги способны обслуживать более 100 автомобилей в сутки. Обязательным требованием для всех этих объектов является наличие магазина.
Однако в категориях C, D и E не предусматриваются: пункт первой медицинской помощи; зона отдыха; охрана; автомойка; техническое обслуживание автомобилей; общественные душевые.
Из этих трёх категорий только категория C требует наличие пункта общественного питания. Наличие спальных мест — по желанию, необязательно.
По данным управления предпринимательства Актюбинской области, кемпинги категорий A, B, C и D могут использоваться как пункты обогрева в период неблагоприятных погодных условий.

В настоящее время придорожный бизнес в Актюбинской области развивается стремительными темпами. Сегодня здесь функционируют 118 объектов придорожного сервиса, в том числе:
Категория A — 5 объектов (5%);
Категория B — 4 объекта (4%);
Категория C — 61 объект (60%);
Категория D — 48 объектов (45%, соответствуют национальному стандарту).
— В ряде районов уже началось строительство новых объектов придорожного сервиса. Так, в Темирском и Каргалинском районах ведётся строительство автозаправочных и газозаправочных станций. На трассе Актобе — Астрахань выделено три земельных участка под возведение кемпингов. В Алгинском районе в этом году завершатся работы по строительству кафе, зоны отдыха и автозаправочной станции. На сегодня жалоб от пассажиров и водителей не поступает, обстановка стабильная. Это свидетельствует о том, что предоставляемые услуги соответствуют требованиям качества и безопасности. Все пожелания и предложения со стороны водителей и пассажиров своевременно принимаются во внимание и рассматриваются должным образом, — рассказал руководитель управления предпринимательства Актюбинской области Алмас Салыков.

Связь вдоль автотрасс: есть проблемы
В случае дорожно-транспортных происшествий или в условиях бурана связь становится жизненно важным фактором, способным спасти человеческую жизнь. Однако в реальности качество связи на трассах по-прежнему оставляет желать лучшего — во многих местах наблюдается полное отсутствие сигнала.
— На сегодня придорожные зоны не обеспечены стабильной мобильной связью. Основная причина — отсутствие необходимой инфраструктуры для установки базовых станций. С целью обеспечения бесперебойной связи вдоль автодорог республиканского значения в девяти районах Актюбинской области определены 17 точек (из них 8 — частные, 9 — государственные), где планируется установка АМС — автоматических межпланетных станций. Проектно-сметная документация уже разработана и в настоящее время проходит государственную экспертизу. Положительное заключение уже получено по 15 точкам, по оставшимся двум — ожидается, — рассказал Алмас Салыков.
Следует отметить, что в настоящее время вдоль дорог области действуют 32 автозаправочные станции, 8 автомобильных газозаправочных станций.
По данным департамента статистики Актюбинской области, за период январь — июнь 2025 года: грузооборот вырос на 108,7%, пассажирооборот — на 109,4%. Таким образом, по обоим направлениям зафиксирован устойчивый рост.
Ранее мы писали, как в Восточно-Казахстанской области усиливают меры по развитию придорожного сервиса.