Силой, цементирующей единство казахского этноса, выступала и выступает женщина - мажилисмен Камал Бурханов
женщина», где он выступил с докладом «Ислам, женщина и государство в Казахстане: прошлое и настоящее». По его словам, становление казахского этноса проходило в теснейшей взаимосвязи с духовностью. В отличие от многих народов как Центральной Азии, так и мира в целом, казахи изначально были единобожниками, верили во властелина неба Тәңірі, а также в духов своих предков, почему на могилах особо почитаемых людей возвышались степные пирамиды - курганы.
Древние казахские государства, периодические образовывавшиеся на территориях великого Тюркского каганата, придерживались этих традиций. Крупнейшее племя найманов, впоследствии вошедшее в состав казахского этноса, исповедовало христианство несторианского толка, что предполагало принципы единобожия. Предки казахов свято верили в древние сказания, передаваемые из поколения в поколение. Одно из них гласило, что казахи, как и весь тюркский народ, произошли от брака израненного юноши, племя которого было уничтожено врагами, и волчицы. Она спасла жизнь юноше, зализывая его раны, принося ему пищу.
Арабы не могли завоевать Великую степь, и ислам в Казахстане внедрялся только мирным путем, в отличие от многих стран. Это и преопределило значительную самостоятельность казахов в принятии доктрины ислама, что вылилось в особенном характере принятой казахами мусульманской религии, которая значительно отличалась по форме и содержанию не только от ортодоксального ислама Северной Африки и Передней Азии, но и от соседних этносов.
Казахи приняли течение ислама ханафистского мазхаба (ханафизм исповедуют около 80% мусульман мира). Особенности принятия ислама в Великой степи стали основой зарождения уникального, так называемого «казахского ислама». Казахи, признавшие Коран как божественную книгу, признав единого бога - создателя всего и вся, тем не менее, называя его Алла (по-арабски означает «бог»), часто употребляли слово «тәңірі». Это говорит о тесном сплетении религии казахов доисламского периода и после его принятия. Казахи признали великого пророка Мухаммеда последним посланником создателя, признали хадисы. Принятием этих главных постулатов ислама заканчиваются мусульманские основы казахского этноса.
Это предопределило ряд особенностей ислама в Казахстане. Казахи, как и в домусульманские времена, продолжали свято чтить духов своих предков - аруахов (у арабов этого нет), продолжали строить на могилах мавзолеи, надмогильные сооружения, делая их местами поклонения. Сохранили свой рацион и продолжали употреблять конину и пить бозу и кумыс - молочные спиртные напитки (эти продукты категорически запрещены к употреблению).
Казахи, приняв ислам, приняли философию, идеологию шариата, но не сам шариат. В Казахстане шариат не действовал ни одного дня. Независимые казахские судьи - бии вели правосудие на основе адата или обычного права, уходящего своими корнями во времена великого кагана Культегина - основателя Тюркской империи. Впоследствии они перешли в «Яссы» Чингисхана, более усовершенствованные параметры - это законы Касымхана («Касым ханнын каска жолы»), Есимхана («Есім салған ескi жол»), «Жеты жаргы» хана Тауке и т.д. В Казахском государстве действовала куновая система, когда за все совершенные деяния люди расплачивались куном, то есть скотом. Размеры куна были определены в вышеназванных законах. Но ни один бий не требовал отрубать провинившимся конечности, выкалывать глаза, забивать камнями, как того требует шариат.
Казахи также полностью сохранили свои традиции. Среди них - соблюдение принципа «семи колен» (люди одного рода не могли вступать в брак, если их родители пересекались до седьмого колена), институт амангерства (вдову и детей погибшего мужчины присоединяли к семье его младшего брата), празднование Наурыза (о его существовании арабы даже не подозревали).
Кроме того, в казахском обществе не произошло никаких существенных изменений в государственном устройстве. Ислам и мусульманское духовенство плавно заняло свою нишу, абсолютно не вмешиваясь в политику, в судебную систему биев. Участие духовенства в жизни казахского общества и государства ограничивалось присутствием в ханском совете, курултаях, пропаганде их решений и основополагающих принципов казахской государственности.
И казахи, приняв ислам, сохранили свое уважительное отношение к женщине. Не исключено, что это было отголоском на генетическом уровне сказания о матери-волчице, которая не только сохранила жизнь праотцу тюрков, но и родила от него десять праотцов десяти тюркских народов, являясь, таким образом, проматерью всех тюрков.
В социальной структуре казахского общества статус женщины оставался таким же, как и в доисламские времена. Женщина в казахском обществе не была предметом купли-продажи, никогда не была в положении рабыни. Это было невозможно в принципе - ни в теории, ни на практике, потому что за ней стоял ее род, ее племя, с которым она никогда и с ней никогда не теряли связи. Более того, казашка имела особый статус в обществе, отличный от классического мусульманского Востока, где женщина рассматривалась как вещь, принадлежавшая мужу в числе другого его имущества, как ковер или верблюд. В казахском обществе женщина - это мать, хранительница домашнего очага, почитаемая и уважаемая личность, которая никогда не была в униженном, забитом положении.
Казахи сохранили свою самобытность и в быту. Мужчины одевали удобную для верховой езды одежду, теплую в холодное время. Именно наши великие предки - гунны, придя в Европу, научили европейцев носить брюки, а через Европу - и весь мир. Ранее римляне, греки, германцы и т.д. носили покрывала или юбки. И, если сегодня мужчины Шотландии носят юбки, то только из-за того, что кони гуннов не смогли переплыть Ла-Манш. Женская одежда казахов также оставалась в своей основе сакской - красивой и удобной. В сложных спартанских условиях степи другое было и невозможно. Никаких хиджабов наши праматери не одевали, не знали и не понимали. Потому что это - одежда арабских женщин, изобретение арабского этноса, составляющая часть его культуры, ментальности, традиций, а также соответствующая климату арабских стран. Абсолютная закрытость арабских женщин говорила о ее принадлежности конкретному хозяину!
Эти основополагающие принципы, заложенные тысячу с лишним лет назад, - взаимоотношений Казахского государства, ислама, общества и женщины, дошли до советских времен. Начало грандиозного социального эксперимента, который был организован группой радикальных социалистов во главе с Ульяновым-Лениным, ввергло народы, проживавшие на просторах огромной Российской империи, в пучину анархии и хаоса, братоубийственную войну и массовое истребление своих граждан. При этом казахский народ более всех пострадал от тоталитарного режима.
Сначала пострадала экономическая элита - посредством конфискации имущества и выселением в Сибирь она была уничтожена физически. Истреблению подверглись интеллигенция в лице лидеров партии «Алаш» - наиобразованнейших людей своего времени (не случайно некоторые из них были депутатами Госдумы России) и исламское духовенство. Затем дело дошло до партийных и государственных деятелей, верой и правдой служивших режиму.
Трагедия советской эпохи для казахов не только в этом, но и в отрыве народа от его тысячелетних корней, от религии, традиций, культуры, языка. И эта тенденция продолжалась бы, если бы не рухнул Советский Союз со всеми его плюсами и минусами. Казахский народ во главе со своим лидером Н.Назарбаевым достойно принял дарованную ему богом независимость. Но целенаправленная политика тоталитарного режима, разрушавшая духовные основы, дала свои плоды. В независимость казахи пришли, плохо зная свой родной язык, забыв прежние религиозные постулаты. Канули в Лету многие традиции и ценности. Даже дети стали обращаться к своим родителям на «ты», что в казахском обществе раньше было исключено.
Сильной стороной казахского этноса является его одаренность, восприимчивость к новому. Он может быстрее многих освоить язык, культуру, науку, политическую систему, продиктованную временем. Далеко за примерами ходить не надо. Мы в кратчайшие сроки изучили русский язык так, что стали говорить и писать едва ли не лучше самих русских - в ущерб своему родному языку. Но эта восприимчивость к новому - одновременно и слабая, уязвимая сторона нашего этноса. С обретением независимости, открытием границ наше общество оказалось абсолютно безоружно, уязвимо для религиозных миссионеров всех конфессий и мастей. Наша молодежь, и не только, оказалась под влиянием самых разных религий, сект и псевдо-религиозных объединений.
С исчезновением коммунистической идеологии общество возлагало надежды на возвращение к своим корням, к исламу. Наша молодежь устремилась в мусульманские государства изучать Коран, основы ислама. И оказалась «в объятиях» различных мусульманских течений, не имевших ничего общего ни с казахами, ни с их традициями и ментальностью. Сегодня мы пожинаем результаты этой неразборчивости - у нас появились религиозные течения экстремистского и террористического толка, к тому же политизированного, чего в Великой степи никогда не было. И это чревато не только кровопролитием, гибелью наших молодых парней, попавших в лапы отъявленных пропагандистов экстремистского ислама, но и тем, что юноши и девушки стали принимать совершенно чуждые формы ислама - отращивать бороды, носить хиджабы.
Согласитесь, сегодня, когда наша родина состоялась как сильное и уверенное в своем будущем государство, устремленное вперед на основе Стратегии «Казахстан-2050», - заворачиваться в хиджабы, принимать средневековый образ мыслей и жизни нелепо. Мы должны готовить нашу молодежь к цивилизованной жизни.
Еще великий Конфуций 2,5 тысячи лет назад говорил: «Кто не движется вперед, тот идет назад», то есть если мы остановимся в своем развитии хотя бы на нынешнем этапе, - то отстанем от жизни, от времени, ото всех. А если пойдем в средневековье, то есть назад, то обрушим себя, свою молодежь, а значит, и свое будущее - в пропасть темноты, невежества, нищеты и забвения. А этого допустить нельзя. Мы должны двигаться вперед, опираясь на помыслы и деяния наших великих и мудрых предков, и растить современную, конкурентноспособную, законопослушную, трудолюбивую, чистую в нравственном отношении, горячо любящую свою независимую родину, устремленную в великое, процветающее будущее молодежь.