Сербия запустила производство электрокаров на фоне массовых протестов
В Сербии запустили производство электрокаров, но тысячи людей вышли на митинги в нескольких городах, протестуя против проекта по добыче лития, передает агентство Kazinform со ссылкой на Еuronews.

Первый электромобиль, серийно выпускаемый в Сербии, поступит в производство в октябре. Собирать Fiat Grand Panda, начиная с аккумуляторов, будут на заводе Stellantis в Крагу Еваце и затем поставлять в автосалоны Европы, Ближнего Востока и Африки.
На адаптацию завода, где ранее производился Fiat 500L, под производство электромобилей понадобилось два года и 190 млн евро инвестиций.
Запуск производства последовал за сделкой по литию, заключенной с ЕС в начале июля в Белграде, которая может снизить зависимость Европы от Китая и подтолкнуть Сербию, имеющую тесные связи с Москвой и Пекином, к сближению с Брюсселем.
По словам генерального директора Stellantis Карлоса Тавареса, его компания готова принять вызов китайских производителей электромобилей.
- Мы собираемся продемонстрировать им, что мы трудолюбивы, что у нас есть правильные технологии и являемся очень жесточайшими конкурентами, - сказал он.
Однако эта сделка подверглась резкой критике со стороны экологов и оппозиционных групп в Сербии, которые утверждают, что она нанесет непоправимый ущерб окружающей среде и принесет мало пользы гражданам страны.
В понедельник тысячи людей вышли на митинги в нескольких городах Сербии, протестуя против проекта по добыче лития, который правительство балканской страны недавно подписало с Европейским союзом. Акции протеста прошли одновременно в западном городе Шабац и центральных городах Кралево, Аранджеловац, Лиг и Бараево.
По данным Геологической службы США на 2023 год, в Сербии сосредоточено около 1,2 миллиона тонн запасов лития - важнейшего минерала для производства электрических аккумуляторов на фоне ускорения перехода на автомобили с нулевым уровнем выбросов. Самый большой запас лития находится в западной долине, богатой плодородными землями и водой.