Сегодня каждый договор между учреждениями технического и профессионального образования и предприятиями содержит элементы внедрения дуального обучения - вице-министр Саят Шаяхметов

None
None
АСТАНА. 29 января. КАЗИНФОРМ - В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» Президент Нурсултан Назарбаев дал ряд поручений, касающихся реформы профессионального образования, улучшения системы подготовки специалистов для всех отраслей экономики. Одним из важнейших направлений в современной системе образования, подготовки

кадров для промышленности, с учетом взятого курса на индустриально-инновационное развитие страны, является техническое и профессиональное образование.

В беседе с нашим корреспондентом вице-министр образования и науки РК С.Б.Шаяхметов рассказывает о том, что изменилось в системе подготовки рабочих кадров в Казахстане, и о планах на будущее.

- Саят Болатулы, в последние годы, в связи с реализацией планов по модернизации экономики Казахстана, уделяется большое внимание подготовке рабочих кадров для промышленности. В каком состоянии сегодня отечественная система технического и профессионального образования?

- В настоящее время в Казахстане работает 888 организаций технического и профессионального образования, в которых обучается около 600 тысяч человек. Обучение ведется по 185 специальностям. В целом модернизация системы ТиПО проводится в рамках реализации Госпрограммы развития образования РК. При активной поддержке государства в данной сфере происходят системные изменения.

В соответствии с последними поправками, внесенными в Закон «Об образовании», все профессиональные лицеи преобразовываются в колледжи. На обновление учебно-материальной базы лицеев, реорганизуемых в колледжи, за последнее три года выделены более 5,45 миллиарда тенге. На обеспечение стипендией, выплаты на проезд студентам и на повышение зарплаты преподавателей предусмотрено более 10,2 миллиарда тенге из республиканского бюджета.

Изменилась и структура управления системой ТиПО. Решением Правительства создан Национальный совет по техническому и профессиональному образованию во главе с Премьер-Министром, созданы также региональные советы во главе с акимами областей, и отраслевые советы, возглавляемые министрами. В прошлом году состоялось первое заседание Национального совета, скоро состоится второе. На повестку дня выносятся самые актуальные вопросы развития технического и профессионального образования. Очень важна также работа региональных и отраслевых советов. Так, региональными советами рассматриваются вопросы формирования государственного заказа на техническое и профессиональное образование. Если раньше органы управления образованием были вынуждены в одиночку решать, какому колледжу, в каком объеме дать заказ, то теперь это обсуждается региональным советом, в состав которого входят представители ассоциаций работодателей, органов управления образованием и организаций образования. Самое главное - удалось переломить такой стереотип, что подготовкой кадров должны заниматься только государственные органы и колледжи. На самом деле, в этом процессе должны участвовать все заинтересованные стороны и, возможно, даже в большей степени, работодатели, для которых эти кадры и готовятся. В мировой практике именно партнеры-работодатели решают - чему, каким навыкам нужно обучать будущих специалистов.

В прошлом году около 5 миллиардов тенге были выделены на приобретение оборудования организациям ТиПО, в том числе более 2,4 миллиардов тенге - из республиканского бюджета.

- Глава государства в своих выступлениях говорил о внедрении современных методов подготовки специалистов, в частности, о развитии дуального образования и давал соответствующие поручения. Как они выполняются?

- Вообще, в мире есть несколько систем подготовки технических специалистов. Например, считается прогрессивной сингапурская система - в ней условия рабочего места создаются непосредственно в организации образования. Но это очень затратная система. Представьте, что нам необходимо готовить шахтеров - значит, нужно создать реальный шахтный шурф в учебном заведении. Чтобы готовить специалистов для нефтеперерабатывающих заводов, нужно, соответственно построить при колледже минизавод по переработке нефти.

Дуальная система обучения, которая у нас создается по поручению Президента, внедрена во многих странах континентальной Европы. Эта система сложилась исторически на протяжении столетий, когда ремесленники брали себе помощников и обучали их непосредственно на рабочем месте. Есть еще, например, скандинавская система наставничества. В принципе, все эти системы объединяет то, что учащийся определенное время тратит на теоретическую подготовку и определенное время - на практику.

В дуальной системе до 70 процентов учебного процесса приходится на производственную практику, и около 30-40 процентов - на занятия в организации образования. То есть при дуальной системе не нужно моделировать рабочую ситуацию в стенах учебного заведения. Студент практикуется в реальном цехе, на реальном станке. Здесь выигрывают все стороны. Учащийся получает хорошую подготовку, выходит из колледжа уже специалистом, готовым приступить к работе. Работодатель получает специалистов, умеющих работать именно с оборудованием этого предприятия. Это очень важно потому, что, в отличие от советского времени, когда все предприятия одной отрасли оснащались одинаковым оборудованием, сейчас каждый собственник приобретает оборудование, исходя из своих возможностей и своих задач. Теперь, если говорить о поручениях Главы государства, то очень важным для нас является внедрение такого международного опыта, как создание так называемых «точек роста». Президент еще в 2011 году дал поручение по созданию колледжей мирового уровня. Нами проведена большая работа по исполнению этого поручения, и мы уже серьезно продвинулись в этом направлении. Создан холдинг «Касипкор», который в системе технического и профессионального образования является как раз такой «точкой роста», или, можно сказать, «локомотивом». Данный холдинг будет включать в себя 4 колледжа мирового уровня, и 4 межрегиональных центра по подготовке преподавателей технического и профессионального образования. Кроме того, мы выбрали 9 колледжей, в которых будет в первую очередь внедряться международный опыт.

- Какие еще новшества появятся в системе технического и профессионального образования?

- Важным нововведением является сертификация выпускников, то есть будущих специалистов. Раньше квалификация молодого специалиста - выпускника, - подтверждалась комиссией по итоговой аттестации организаций образования. Сегодня Законом РК «Об образовании» процедура присвоения квалификации выпускникам отделена от учебного процесса. С прошлого года, в соответствии с поручением Главы государства мы начали работу по передаче данной функции в конкурентную среду, ассоциациям работодателей. Уже созданы три сертификационных центра - в туристической, горнодобывающей и нефтегазовой отрасли. Эти центры и будут теперь сертифицировать специалистов. Хочу отметить, что внедрение такой системы, например, в Южной Корее, позволило этой стране за самый короткий срок добиться увеличения ВВП в десятки раз. Самое главное, что в процессе сертификации принимают активное участие работодатели. Но это требует законодательного обеспечения. За последние годы, совместно с Министерством труда и социальной защиты населения, с отраслевыми министерствами, в этом плане была проведена определенная работа. Утверждена Национальная рамка квалификации, а сейчас ведется работа по утверждению отраслевых рамок квалификации и по разработке профессиональных стандартов.

Как говорит наш министр, в свое время «лошадь была поставлена позади телеги». То есть мы не имели профессиональных стандартов и были вынуждены выпускать специалистов без учета требований заказчиков-работодателей к работникам. Теперь ситуация в корне меняется. В 2012 году в Трудовой кодекс были внесены дополнения, обязывающие работодателей, отраслевые госорганы разрабатывать профессиональные стандарты. Благодаря реализации проекта Всемирного банка, совместно с Минтруда и отраслевыми министерствами, разработаны первые профессиональные стандарты по наиболее приоритетным специальностям. В прошлом году были разработаны профстандарты по 81 специальности, сейчас ведется работа по их утверждению и регистрации. В 2013 году под координацией Минтруда разрабатываются профессиональные стандарты по всем отраслям экономики, в дальнейшем на их основе будут разработаны образовательные стандарты. То есть теперь - «лошадь впереди телеги».

Мы работаем и над классификатором специальностей, потому что нужно проводить диверсификацию в системе подготовки кадров. Дело в том, что у нас готовят специалистов для основного производства, например, в нефтегазовой отрасли, а по сервисным специальностям их почти не готовят. А есть очень узкие специализации, ориентированные на определенные предприятия, и вот этой ориентации у нас до сих пор не было.

- Расскажите об учебных заведениях ТиПО, работающих по-новому.

- Как я уже отмечал, для перевода работы учебных заведений ТиПО на новые стандарты создан холдинг «Касипкор». В прошлом году в Атырау был сдан в эксплуатацию межрегиональный Центр по подготовке специалистов для нефтегазовой отрасли, построенный по поручению Главы государства. Первый этап набора учащихся в этот учебный центр прошел в декабре, а теперь идет второй этап. В начале февраля пройдет тестирование. Обучение будет вестись на английском языке. Поэтому первый год обучения станет подготовительным, обучающиеся будут изучать язык и соответствующие дисциплины на английском языке. Следует отметить, что в этот Центр поступает много молодых людей с высшим техническим образованием. То есть, люди уже уверены, что обучение в Центре - это залог успешного трудоустройства.

Для создания этого центра в Атырау мы привлекли, в качестве стратегического партнера, канадский Институт технологий Южной Альберты, который является лидером в подготовке специалистов для нефтегазовой отрасли. Этот Институт не только помогает нам в разработке и внедрении образовательных программ. Мы смогли договориться с партнерами о выдаче двух дипломов: казахстанского и канадского. Это означает, что они будут более конкурентоспособными на рынке труда. Это важно, потому что в нефтегазовом секторе много иностранных компаний, которые предъявляют высокие требования к работникам - в части знания английского языка, наличия международных сертификатов. Мы думаем, у выпускников Центра будет стопроцентное трудоустройство.

Еще можно привести в пример колледжи «Казахмыса». Их два - один в городе Сатпаев, другой в Балхаше. Эти колледжи раньше сохранялись в структуре Министерства цветной металлургии. Вначале стоял вопрос о передаче колледжей местным исполнительным органам, но «Казахмыс» сохранил их и вложил средства в их развитие. Сегодня «Казахмыс» выделяет на обучение в колледжах больше средств, чем местные исполнительные органы по государственному заказу. Это говорит о том, что частный работодатель хорошо понимает необходимость затрат для подготовки высококвалифицированных специалистов. Из колледжа в Сатпаеве уже состоялось несколько выпусков, и 98 процентов выпускников были трудоустроены. А 2 процента - это те выпускники, которых «Казахмыс» направил на учебу в вузы, то есть они станут инженерами.

- Как воспринимают новшества компании-работодатели?

- Следует отметить, что новая система подготовки начала внедряться благодаря партнерству, сближению организаций образования, работодателей и органов управления образованием. Сегодня каждый договор между учебными заведениями ТиПО и предприятиями содержит элементы внедрения дуального обучения. По итогам работы 2012 года было подписано более 122 тысяч договоров, которые дают возможность 170 тысячам студентов пройти учебную практику на предприятиях. Около 5 тысяч студентов обучаются и получают стипендии за счет работодателей.

В прошлом году, в целях реализации поручения Президента, шестью крупными компаниями группы ФНБ «Самрук-Казына» были подписаны соглашения с 22-мя учреждениями ТиПО о совместной работе и внедрению основных принципов системы дуального обучения. Такое взаимодействие дает бизнесу возможность активно участвовать в подготовке квалифицированных специалистов для своих отраслей. Работа в этом направлении будет продолжаться, и мы планируем, что еще около 20 предприятий группы «Самрук-Казына» заключат договора с колледжами в этом году.

- Спасибо за беседу.

Сейчас читают