Реформа полиции: в чем рецепт успешных реформ

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - Казахстан улучшил на два пункта свою позицию по индикатору «Надежность полицейской службы» переместившись с 86-го места на 84-ое в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности 2018, однако это слишком далеко от поставленной в Государственной программе цели быть не ниже 56-го места в 2020 году, передает МИА «Казинформ» со ссылкой на организационный комитет Форума стратегических инициатив.

Выступая в октябре с ежегодным Посланием народу Казахстана, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул необходимость реформ в деятельности правоохранительных органов и, прежде всего, полиции.

«Нужны глубокие и качественные преобразования в работе правоохранительных органов. Безопасность является неотъемлемой частью качества жизни. Сотрудники органов внутренних дел находятся на «переднем фронте» борьбы с преступностью и защищают от нее граждан, нередко рискуя своими жизнями. В то же время общество ожидает коренного улучшения работы правоохранительных органов, в первую очередь полиции», - заявил Президент Казахстана.

Глава государства прямо указал, что «ключевыми параметрами оценки работы полиции должны стать уровень доверия со стороны общества и чувство безопасности у населения».

Напомним, что в настоящее время действует Государственная программа дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы. Где в числе других были заложены следующие целевые индикаторы: уровень доверия граждан к правоохранительным органам в 2020 году будет не ниже 60%, а также позиция Республики Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ) по показателю «Надежность полицейских услуг» в 2020 году улучшится до 56-го места.

Выбор в качестве ориентира показателей индикаторов ГИК, который проводит Всемирный экономический форум вполне понятен, поскольку, как считает директор национального партнера ВЭФ Центра стратегических инициатив Бакытжан Саркеев, «он оценивает конкурентоспособность экономики через широкий перечень факторов, охватывающих все сферы социально-экономической жизни и его результаты надо рассматривать как, информационно-аналитический инструмент, который позволяет нам увидеть наши слабые и сильные стороны. По итогам анализа результатов правительство принимает план мер по улучшению индикаторов, в котором за каждым госорганом закреплены конкретные мероприятия».

Согласно рейтингам Отчета о глобальной конкурентоспособности, Казахстан лишь в самом начале участия в рейтинге в 2005 году имел по показателю «Надежность полицейских услуг» результат близкий к заявленному в госпрограмме - 68-ое. Худший показатель - 111-ое место из 137-ти стран был в 2011 году. Два последних года по этому индексу страна занимает 86-ое и 84-ое место соответственно.

Принимая в 2013 году вышеупомянутую госпрограмму, был намечен ряд мероприятий по достижению поставленных в ней результатов.

«Предварительный анализ показывает, что во многих развитых странах уровень доверия населения является основополагающим критерием оценки правоохранительной деятельности. Для повышения этого доверия полицейские тратят значительную часть своего рабочего времени. При этом такая работа проводится ими, начиная с детского сада», - комментировал тогда положения программы бывший на тот момент первый заместитель Генерального прокурора РК Иоган Меркель. 

В программе четко говорилось, что причиной слабых показателей является «недоверие граждан к правоохранительной системе. Так, по результатам опроса, проведенного в 2012 году по государственному заказу Агентства РК по статистике, из 356 тысяч респондентов 12 тысяч, или 3,5%, заявили, что становились жертвами преступлений, из них только 46%, или 1,6% от общего числа опрошенных, обращались в правоохранительные органы».

Несмотря на проделанную Правительством и соответствующими органами работу ситуация поменялась незначительно. Поэтому Президент в Послании в очередной заявил: «Следует внедрить новые современные форматы работы с населением, кардинально изменить критерии оценки полиции. Нужно перевести работу полиции на сервисную модель. В сознании граждан должно укрепиться, что полицейский не карает, а помогает в трудной ситуации. При городских и районных органах внутренних дел нужно создать комфортные условия для приема граждан по принципу ЦОНов. Все города Казахстана необходимо обеспечить системами мониторинга общественной безопасности».

Ориентиры, указанные Главой государства, являются политическими. Для того чтобы реализовать их, нужен определенный технологический инструментарий. При этом надо четко отдавать себе отчет, что сама тема «доверия к полиции» является крайне сложной и противоречивой и неоднозначной. Так, каждый четвертый финн, по исследованию, проведенному Министерством внутренних дел Финляндии, считает, что в полиции есть коррупция, каждый шестой подозревает, что полицейские могут допускать неэтичное поведение по отношению к задержанным. В то же время это никоим образом не сказывается на уровне доверия граждан к блюстителям порядка. Согласно соцопросу, 94% граждан Финляндии вполне или в большой степени доверяют полиции. Кстати, страна традиционно занимает первые места по этому показателю в международных исследованиях по данной проблематике.

Серьезные усилия по этой теме предпринимает Россия. Так, согласно последнему инициативному опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, две трети россиян (67%) выражают доверие сотрудникам полиции - это на 20% больше, чем в 2016 году. Как говорится в результатах опроса, опубликованных на сайте центра, о доверии сотрудникам полиции собственного региона в 2017 году заявили 67% опрошенных, что является рекордным показателем (в 2015-2016 годах он составлял 46-47%). О недоверии полицейским заявили лишь 27% респондентов. К сожалению, в Казахстане нет открытых актуализированных статистических материалов по этой проблематике.

При этом надо понимать, что одним из крайне важных пунктов успешности реформ абсолютно все международные исследователи полагают открытость процесса. Поскольку «люди склонны верить тем, кого они понимают и кого могут хоть как-то контролировать». В этом смысле крайне актуальной может стать дискуссия, которая пройдет 7 ноября на панельной сессии Форума стратегических инициатив в Астане. Тем более что его организаторы сразу четко обозначили не политический, а технократический характер мероприятия.

«На форуме мы хотим не просто констатировать показатели и этим ограничиться. Целью будет обсудить, какие именно реформы позволят повысить это доверие. Причем речь не пойдет о политических реформах, это дело политиков. Мы хотим акцентировать внимание на конкретных прикладных реформах. Выделить конкретные секторы и отрасли, улучшение показателей которых приведет к повышению уровня доверия. Мы не хотим уходить в общую философию, политику, а использовать технократический подход. Будут предложены практические решения в конкретном секторе», - сообщил старший партнер Центра стратегических инициатив, который является организатором форума, Олжас Худайбергенов.

Сейчас читают