Реформа налоговой системы: что ждет казахстанцев
2 сентября Глава государства выступил с очередным Посланием народу Казахстана, подчеркнув необходимость стабильной налоговой политики, направленной на стимулирование качественного развития и ответственного поведения бизнеса. «Перезагрузить существующую систему призван новый Налоговый кодекс. Кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам. Крайне важно упростить Кодекс, сделать его положения понятными для всех экономически активных граждан, чтобы исключить возможности различного толкования норм», — заявил Касым-Жомарт Токаев. Корреспондент агентства Kazinform выяснял, какие конкретные доработки планируются в рамках нового Налогового кодекса до его принятия в 2025 году.
Какие налоговые льготы отменят для казахстанцев
В первую очередь предлагается упорядочить налоговые льготы и сократить их объем минимум на 20%. Как сообщили в Министерстве национальной экономики, совместно с госорганами, НПП «Атамекен», экспертами, экономистами проведена ревизия 744 льготных пунктов Налогового кодекса. По данным налоговых деклараций за 2022 год, их сумма составила 9,5 трлн тенге, из которых 459 норм на сумму 3,3 трлн тенге определены как льготы. На сегодняшний день предлагается отменить 110 налоговых льгот на сумму более 1 300 млрд тенге, включая льготы по НДС на реализацию жилья, льготы по НДС на лекарственные средства любых форм, медицинские изделия, а также льготы по КПН для организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере и так далее.
Отказ от карательного подхода при налоговом администрировании
- Следует отказаться от карательного подхода при налоговом администрировании. Считаю возможным увеличить порог налоговой задолженности, при котором будут направляться извещения без применения принудительного взыскания. В случае превышения порога налоговой задолженности ограничения должны налагаться только в пределах задолженности, то есть весь банковский счет блокироваться не будет. При крупной налоговой задолженности следует предоставлять рассрочку по уплате без залогового обеспечения. Надо стремиться к полному отказу от налоговых проверок по плану, — заявил в Послании Президент.
В настоящее время при наличии налоговой задолженности способы и меры принудительного взыскания применяются на сумму от 1 тенге и выше с учетом результатов системы управления рисками, за исключением приостановления расходных операций по банковским счетам, где обременение на счета накладывается при налоговой задолженности свыше 6 МРП.
Отмена плановых налоговых проверок
В проекте нового Налогового кодекса также предлагается введение дифференцированного подхода при применении способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности с исключением привязки к степени риска. Как сообщили в Комитете государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на запрос корреспондента редакции, комитет одним из первых реализовал применение системы управления рисками для отбора налоговых проверок, что происходит в автоматизированном режиме.
- В целях улучшения данных мероприятий изучаются передовые практики стран по применению Системы управления рисками, где основной акцент направлен на усиление роли государства в контрольно-надзорной деятельности и вовлечение в орбиту налогового контроля только недобросовестных предпринимателей. Также, анализ результатов проверок и судебных решений показывает, что следует отказаться от планирования и заблаговременного извещения предпринимателей, — отмечают специалисты.
В этой связи, для повышения эффективности результатов налогового контроля, перестраивается работа по применению системы управления рисками при назначении проверок с внедрением «точечных» критериев в разрезе сфер предпринимательства.
В министерстве национальной экономики считают, что новые налоговые меры не приведут к увеличению расходов для малого и среднего бизнеса. В проекте Кодекса заложена сервисная модель налогового администрирования, начиная с регистрации налогоплательщика, представления налоговой отчетности и заканчивая процедурой ликвидации.
Также сокращаются сроки проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса путем ограничения возможности приостановления проверки не более двух раз. Кроме того, в настоящее время прорабатываются дополнительные налоговые меры.
Отсрочка при наличии задолженности около 5 миллионов тенге
Еще одно нововведение нового Налогового кодекса — это пункт о предоставлении отсрочки при наличии задолженности в размере около 5 миллионов тенге.
Согласно действующей норме Налогового кодекса, обязательным условием для получения отсрочки или рассрочки является залог имущества налогоплательщика и (или) третьего лица, либо предоставление налогоплательщиком банковской гарантии.
Для получения рассрочки должник обязан предварительно произвести оценку залогового имущества и застраховать его от утраты и повреждения.
Предлагается ввести возможность получения рассрочки без залога для налогоплательщиков с задолженностью до 1500 МРП, испытывающих временные финансовые затруднения. Это освободит должников от проведения оценки залогового имущества и его обязательного страхования, а также сократит временные рамки по предоставлению рассрочки.
Стимулирование инвестиций
Для всех категорий налогоплательщиков, независимо от размера субъектности, предлагается предоставление «универсальных» стимулов для инвестиций. Это инвестиционные налоговые преференции в виде единовременного 100% вычета затрат на приобретение или строительство зданий, сооружений, машин, оборудования, программного обеспечения без привязки к их функциональному назначению.
Кроме того, для производства и реализации продукции собственного производства предлагается пониженная ставка подоходного налога. Будут сохранены льготы по НДС для стандартных инвестиционных контрактов, специальных инвестиционных контрактов, транспортных средств, сельскохозяйственной техники, бытовой техники.
В качестве дополнительных стимулов для инвестиций в науку предлагаются «супервычеты» по расходам на финансирование научных разработок в размере 300%.
Как будет организована цифровизация налогового администрирования
— Для достижения успеха фискальной реформы нужно осуществить тотальную цифровизацию администрирования. Чтобы нивелировать коррупционные риски и обеспечить прозрачность, следует ускорить перенос процессов в налоговой сфере в электронный формат, — отметил Президент в Послании.
В целом, цифровизация налогового администрирования была начата еще в 1998 году, когда была создана Интегрированная налоговая информационная система. В 2008 году была внедрена ИС «Акциз», в 2009 году — Кабинет налогоплательщика и так далее, отмечают в Министерстве финансов.
С учетом увеличения объема базы данных и количества пользователей, а также устаревания технологий, на которых разрабатывались предыдущие системы, начата работа по созданию новых информационных систем, которые объединят функционал старых. С введением новых систем будут функционировать ИС «Электронные счета-фактуры», «Система управления рисками», «Интегрированная система налогового администрирования», «Интегрированная база данных», ИС «Keden».
Построение информационной архитектуры на основе указанных систем позволит перейти на сервисную модель оказания государственных услуг и вести дистанционное взаимодействие с налогоплательщиками.
— Минимизация участия работников органов государственных доходов в процессах обработки документов обеспечит высокий уровень доступности системы для 13 миллионов пользователей, повысится возможность одновременной работы для 250 тысяч пользователей, а процесс обработки документов сократится до одной минуты, — отмечают в Министерстве.