Реализация Послания Главы государства: системный подход к модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства

None
None
АСТАНА. 23 июля. КАЗИНФОРМ /Мейрам Байгарин/ - Государство не может быть конкурентоспособным, не имея современного жилищно-коммунального хозяйства, поскольку его состояние, наравне с доходами, определяет уровень жизни населения. В своем Послании народу «Новое десятилетие - Новый экономический

подъем - Новые возможности Казахстана» Президент Н.А.Назарбаев уделил особое внимание государственной политике в области жилищно-коммунального сектора - этот вопрос выделен в специальный подраздел.

"Поручаю Правительству в 2010 году продолжить начатую по плану «Дорожная карта 2009» реконструкцию объектов жилищно-коммунального сектора, а к 2011 году разработать план масштабной модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Модернизация инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства должна сопровождаться снижением удельных эксплуатационных затрат и внедрением ресурсосберегающих технологий. Продолжить работу по обеспечению водопроводной водой в сельской местности. В малых городах 100 процентов населения должны иметь доступ к качественной воде", - говорится в Послании Главы государства.

Программу масштабной модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года, разработанную по поручению Президента, на прошедшем 20 июля заседании Правительства представил председатель Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин.

В своем докладе С.Нокин отметил, что в рамках "Дорожной карты" 2010 года на ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ выделено 50,4 миллиарда тенге, в том числе из республиканского бюджета 32,8 миллиарда тенге, из местных бюджетов - 17,6 миллиарда тенге. Всего в текущем году в рамках «Дорожной карты» по направлению ЖКХ запланировано реализовать 653 проекта. Из них 14 уже завершены, остальные 639 проектов находятся в стадии реализации.

Хотя с прошлого года в рамках "Дорожной карты" была проведена немалая работа, состояние жилищно-коммунального хозяйства в стране остается неудовлетворительным. С.Нокин сообщил, что ремонта требуют более половины сетей и сооружений ЖКХ. В частности, в системе водоснабжения этот показатель достигает 64 процентов, а в системе водоотведения - 66 процентов. Причем на развитие систем водоотведения акиматами областей в 2004-2010 годах было направлено около 43 миллиардов тенге. С.Нокин отметил также, что выделенные средства не во всех областях были использованы эффективно. Но в целом доступность услуг водоотведениия за этот период возросла на 4 процента, а количество аварий снизилось вдвое.

Председатель Агентства предложил строить новые сети и сооружения системы водоотведения за счет средств республиканского и местного бюджетов, вне зависимости от того, кто будет их эксплуатировать. Ремонт и реконструкция сетей и сооружений, находящихся в коммунальной собственности, будет производиться за счет собственных средств предприятий и бюджетных средств. Сети и сооружения, находящиеся в частной собственности, по словам С.Нокина, должны будут ремонтироваться за счет собственных средств предприятий.

Такой же системный подход к решению имеющихся проблем использован и в отношении других областей жилищно-коммунального сектора. Средства государственных и частных предприятий, направляемые на ремонт и реконструкцию, будут формироваться за счет внедрения новых механизмов тарифообразования. В результате, к 2020 году планируется полностью завершить ремонт и реконструкцию аварийных сетей и сооружений системы водоотведения.

При этом доступ населения к услугам водоотведения возрастет с 64 процентов до 70-ти.

В сфере теплоснабжения предусматривается внедрение возвратного механизма финансирования при термомодернизации жилых домов. В 2011 году планируется осуществить 32 пилотных проекта - по два в каждом регионе. И в случае положительного их результата - начиная с 2012 года, проводить термомодернизацию около 300 многоквартирных жилых домов ежегодно. К 2020 году предполагается полностью завершить ремонт и реконструкцию аварийных сетей и сооружений, а уровень нормативных потерь при транспортировке потребителю тепловой энергии снизится с 25 процентов до 15 процентов.

В сфере электроснабжения предусмотрено, что бюджетные средства будут выделяться на строительство электрических сетей и сооружений только для тех населенных пунктов, или их районов, в которых ранее построенные и эксплуатируемые жилые дома и объекты не электрифицированы. Ремонт и реконструкция действующих электрических сетей и оборудования, вне зависимости от формы собственности, будут финансироваться исключительно за счет средств РЭКов. Установленные для них инвестиционные тарифы

позволяют осуществить такое финансирование. К 2020 году, в соответствии с Программой, ремонт и реконструкция аварийных электрических сетей будут завершены, сверхнормативные потери электроэнергии ликвидированы, а уровень нормативных потерь при транспортировке потребителю снизится с 20,5 процента до 12 процентов.

В сфере газоснабжения планируется в регионах, где обеспечение природным газом либо экономически нецелесообразно, либо будет в отдаленной перспективе, - обеспечение населения сжиженным газом. Причем сжиженный газ будет использоваться не только для приготовления пищи, но также и для отопления домов и подогрева воды для бытовых нужд, - в первую очередь, в районах индивидуального строительства. В основу проектов обеспечения индивидуальных жилых домов сжиженным газом заложено строительство либо группового газгольдера с соответствующей разводкой к каждому дому, либо индивидуального газгольдера возле каждого дома. Как показывают расчеты, использование сжиженного газа для отопления и подогрева воды в индивидуальных домах комфортней и экологически целесообразней, чем использование угля, и дешевле, чем применение жидкого топлива.

Для использования потенциала сжиженного газа Программой предусматривается в 2011-2012 годы реализация пилотного проекта в поселке Жибек Жолы Акмолинской области с численностью населения около 10 тысяч человек. По итогам реализации пилотного проекта данный опыт предполагается распространить в других регионах, не имеющих доступа к природному газу.

Для комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Программой предусматриваются мероприятия, направленные на повышение эффективности отрасли. Будет разработано более 200 нормативно-технических документов. Планируется проведение научных и прикладных исследований. Около 5000 специалистов отрасли повысят квалификацию, будет привлечено 540 бакалавров и 40 магистров по соответствующим специальностям. Кроме того, будет продолжаться работа по совершенствованию механизмов тарифообразования в жилищно-коммунальном секторе.

Программу планируется реализовать в два этапа. Затраты на реализацию первого этапа Программы в 2011-2015 годы составят 173 миллиарда тенге из республиканского бюджета, и 37 миллиардов из местных бюджетов. Кроме того, за счет внедрения новых механизмов тарифного регулирования предприятия коммунального сектора смогут направить на модернизацию и развитие коммунальных систем 369 млрд. тенге.

Таким образом, общие затраты на реализацию первого этапа Программы в 2011-2015 годы составляют около 580 миллиардов тенге, при этом наибольшая доля затрат - 64 процента, - будет покрыта за счет средств предприятий.

Достижение стратегических целей развития отрасли планируется к 2020 году. Поэтому на втором этапе её реализации, в 2016-2020 годы, предусматривается решение следующих задач: дальнейшее развитие систем тепло-, электро-, газоснабжения и водоотведени; внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий; внедрение механизмов бюджетного финансирования предприятий коммунального сектора на возвратной основе; внедрение эффективных форм и методов управления коммунальным сектором.

Затраты на реализацию второго этапа Программы будут определены по итогам реализации первого этапа.

Подводя итоги обсуждения, Премьер-Министр Карим Масимов поручил доработать Программу по модернизации ЖКХ с учетом высказанных замечаний, а также согласовать ее с акимами регионов. Он также отметил, что необходимо проводить разъяснительную работу среди населения, поскольку многие казахстанцы, по привычкам, оставшимся с советских времен, недостаточно хорошо представляют себе реальную стоимость коммунальных услуг.

Сейчас читают