Развитие индустрии моды в Казахстане благотворно скажется на развитии легкой промышленности страны - арт-директор академии моды «Сымбат» Балнур Асанова

ТАРАЗ. 19 марта. КАЗИНФОРМ - Балнур Асанова - творческая личность, известная не только в Казахстане. Художник, дизайнер одежды, балансирующий на грани истории и современности, классики и авангарда, с крепкими национальными корнями и свободным мышлением космополита в самом лучшем понимании этого слова. Ее разнообразное творчество - живопись, модельные коллекции, гобелены, керамика, куклы - пронизано теплом и переливами красок родной земли,
None
None

проникнуто огромным чувством любви к своей родине, гордостью за историю и культуру Казахстана, которые, по ее мнению, должны быть увидены, услышаны и признаны в мире.

На прошедший недавно в Таразе первый Международный фестиваль моды «Aspara» Балнур Асанова была приглашена в качестве члена международного жюри конкурса молодых дизайнеров, а также показала свою коллекцию. В перерывах корреспонденту Казинформа удалось поговорить с Балнур Асановой о судьбах отечественной fashion-индустрии, о положении художника, о культурных ценностях нашего общества и многом другом.

Нет пророка в своем отечестве...

«Я себя реализую не в Казахстане, - говорит Балнур. - Несколько раз выставлялась за рубежом, знаю свои силы, знаю себе цену и то, как обо мне отзываются критики и историки моды. Самореализацию, как ни печально, я получаю не здесь, на родине, а за рубежом. И это судьба многих творческих личностей в Казахстане, которые стали известны в нашей стране только после того, как были признаны за рубежом. И, если бы я не выезжала с выставками за рубеж, то, как творческий человек, давно уже не работала бы. Почему у нас нет дизайнеров, которые могут выйти на международный уровень? Да просто они ломаются от того, что не выдерживают психологического прессинга. Как живут художники в той же Алмате, которую называют «культурной столицей», в каком состоянии пребывают, на каком психологическом уровне... Я со всеми общаюсь, знаю ситуацию. Успешными их сложно назвать. Два - три человека только, и то они выезжают за рубеж, и поэтому знают себе цену. Очень обидно, когда нет интереса к нашему творчеству. Замечательный художник делает выставку в галерее в Алматы, я прихожу и вижу десять человек - я хочу плакать! Прихожу в музей - он всегда пустой! Широкой публике это неинтересно. Если будет фуршет - придут журналисты, если нет - то пардон. Это правда жизни... Я не чувствую, что у нас культура на подъеме. В Москве книжный магазин «Москва» работает круглосуточно, я пришла в 12 ночи, там толпа народу. А у нас в Алматы прекрасный магазин «Книжный двор» - закрылся. Покупателей нет! В Москве очереди во все музеи, люди по полтора часа стоят. Там всё кипит! В Париже, Москве, например, о художественных проектах вы слышите на каждом шагу, видите рекламу. У нас, в основной своей массе, люди равнодушны к проектам, художникам и искусству...

- В Японии с пеленок детей приучают к искусству, к культурным ценностям, развивают образное мышление - и это приносит ощутимые плоды в гигантском развитии японской техники, экономики...

- Да, это же всё с детства закладывается. Вот в России уже ввели в школах арт-уроки, на таком же уровне, как математика, русский, английский язык. Если человек не сдал арт, он просто не получает аттестат. А у нас рисование, музыка среди школьных предметов в загоне. С каждым годом со спросом на искусство все сложнее, хотя у нас есть мастера мирового уровня. Мы иногда даже не подозреваем, насколько богата наша отечественная культура! На выставке в Париже я была поражена коллекцией из войлока, а это ведь исконно наш, казахский, продукт. Сегодня из войлока делают изделия в Испании, во Франции. И никто там не знает, что основы этой модной нынче тенденции войлочной одежды идут от традиций кочевых народов! То же самое и с нашим казахским орнаментом. Сколько в Европу доходило вещей с национальной казахской символикой! И о том, что испокон веков это носили казахи, - об этом мировое сообщество и не подозревает.

Мода - это бизнес

- В одном из своих интервью Вы высказались по поводу подмены в нашем обществе понятий об истинных ценностях...

- Да, у нас наблюдается подмена понятий о настоящих ценностях. Зацикленность на разного рода брендах, трендах и лейблах приобретает у нас угрожающие масштабы. Кажется, только в нашем обществе люди могут потратить кучу денег на брендовую одежду. А ведь там, откуда все эти бренды к нам пришли, всё это уже не актуально. Только самые низшие слои общества, которые стремятся что-то доказать, заостряют внимание на одежде. В нормальном, развитом обществе одежда, даже дизайнерская, - просто одежда, не более. Модно быть здоровым, позитивным, стильным. Мода - это бизнес, обыденность, повседневность, то, что мы каждый день надеваем. Когда-то это и было высоким искусством, но сейчас должно быть другое отношение к моде, более упрощенное. Haute couture уже никто не делает, эта сфера приказала долго жить. Те же дома Dior и Chanel обанкротились, и теперь пять-шесть домов принадлежат одному владельцу. И на смену неделям высокой моды приходят просто недели моды. Я не говорю, что работа дизайнеров не имеет значения. Просто не всё можно возвести в ранг высокого искусства».

Таразский фестиваль моды «Aspara» - открытие новых имен и идей

Говоря о Международном фестивале моды «Aspara» в Таразе и конкурсе молодых дизайнеров, проходившем в его рамках, Балнур Асанова отметила, что этот таразский фестиваль станет важным шагом для развития отечественной моды.

- Мои ожидания от встречи с молодыми коллегами - увидеть свежий, свободный от комплексов и опыта взгляд на моду, восхититься необычным воплощением новых идей. Хочется открыть новые имена и вдохновиться! - сказала она. - Думаю, что такие фестивали нужно делать, нужно воспитывать людей, чтобы они видели, что у нас тоже есть талантливые молодые люди. Я жду от подобных фестивалей открытия именно вот таких талантов. Нужно поощрять их, чтобы они остались в этой профессии, закрепились. Если не будет вот такого положительного реагирования на то, что они делают, у них не будет будущего. Еще Абай писал, что мы преклоняемся перед иностранцами. Так было, и так, к сожалению, есть. И пока каждый человек не потянется к культуре, у нас не будет развития.

Fashion-индустрия - не игрушки

- Балнур, как Вы можете оценить нынешнее состояние fashion-индустрии в Казахстане?

- Сложно сказать. Какого-либо отношения в нашей стране к индустрии моды со стороны государства я пока не чувствую. Не говорю о позитивном - просто заинтересованного в развитии. Сегодня мы в индустрии моды двигаемся, как можем. А ведь, если разобраться, государство не сможет обойтись без индустрии моды. Чем больше будет дизайнеров, чем больше будет спрос на их творчество, тем больше будет развиваться отечественная промышленность. Нужны будут новые ткани, разнообразная фурнитура, швейные машины, технические и технологические разработки. У людей будет работа, появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые отчисления...Одно тянется за другим, и работает только на пользу общества и отечественной экономики. Если, допустим, взять пример итальянской моды, то в Италии модная индустрия настолько развита, что в ней задействовано около 70-ти процентов населения. Люди заняты на маленьких одежных фабриках, обувных заводах, в частных мастерских. Там есть производства с богатыми семейными традициями - фабрики, существующие почти триста лет и переходящие от отца к сыну. Это серьезный бизнес, который дает людям огромное количество рабочих мест, приносит стране миллиарды доходов. Там fashion-индустрия - это не игрушки, как у нас. Хотелось бы, конечно, чтобы у нас всерьез заинтересовались культурой в целом, и fashion-индустрией в частности. Чтобы были какие-то серьезные субсидии и со стороны государства, и со стороны частного бизнеса. Хотелось бы, чтобы культура и искусство у нас активно внедрялись в социум.

СПРАВКА КАЗИНФОРМА:

Академия моды «Сымбат» основана в 1947 году как швейная лаборатория, впоследствии стала первым и старейшим Домом моды в Средней Азии, одним из крупнейших предприятий в Казахстане. Все эти годы «Сымбат» бережно хранит традиции национальной одежды и гармонично воплощает их в современной моде. С 1972 года «Сымбат» участвует в более чем 40 международных показах на фестивалях, конкурсах моды в более чем 30 странах мира. Академия моды «Сымбат» получила более 10-ти международных призов за технологию, качество и творческие достижения.

«Сымбат» занимает высшую ступень в fashion-индустрии Казахстана. Основными клиентами Академии являются байеры из России, Германии и США.

Сегодня «Сымбат» - это холдинг, включающий Дом моды, VIP-салон швейно-трикотажного и обувного производства, Театр моды, Музей моды, Агентство моделей.

Балнур Асанова - ведущий дизайнер и арт-директор Академии моды «Сымбат», дизайнер компании «Mast Industries» (США, Нью-Йорк), магистр дизайна, член Союза дизайнеров Республики Казахстан, лауреат международных выставок и конкурсов, посвященных моде и дизайну. Начиная с 2000 года, выставки Балнур Асановой, как художника, проходят в Египте, Франции, Голландии, Австрии, Бельгии, Турции. Ее картины представлены в частных коллекциях как отечественных, так и зарубежных ценителей искусства.

Б. Асанова окончила художественное училище имени Н.В. Гоголя и Национальную художественную академию имени Т. Жургенова в Алма-Ате, магистратуру Академии моды «Сымбат», аспирантуру Института востоковедения АН Казахстана.

Главная особенность дизайнерского стиля Балнур - неординарное сочетание современного конструкторского кроя и стилизованных элементов восточного декора, смелое применение контрастных насыщенных жизнерадостных цветов в сочетании с изысканной женственностью и нежностью силуэта.

Сейчас читают