Профессия под землей: геолог шахты «Соколовская» рассказала о своей работе
Геолог подземного участка шахты «Соколовская» Айнур Дуйсенбаева Ко дню шахтера рассказала о своем профессиональном пути и ежедневной работе на глубине сотен метров, передает корреспондент агентства Kazinform.

Геолог подземного участка шахты «Соколовская» Айнур Дуйсенбаева называет шахту «огромным городом под землей» – с улицами, кварталами, своей инфраструктурой и ритмом жизни. В интервью она рассказала, как начинала путь в профессии, чем уникально месторождение и каким бывает ее обычный рабочий день на глубине сотен метров.
– Расскажите, пожалуйста, как началась ваша профессиональная деятельность?
– Свою производственную трудовую деятельность по специальности начала в 2000 году. Поступила в Ташкентский геологоразведочный техникум и в тот же год устроилась техником-геологом в поисковую геологоразведочную экспедицию. Занималась камеральными работами и отработала около пяти лет. Я осознанно выбрала профессию геолога.
– Когда переехали в Рудный?
– Работать на Соколовском подземном руднике АО «ССГПО» я начала позже – в апреле 2008 года. Сначала горнорабочим геологического отдела, а через год, когда появилась вакансия, утвердилась на должность геолога подземного участка подготовительных и очистных работ.
– Что представляет собой объект, где вы работаете?
– Наша шахта отрабатывает северный участок «Соколовского» месторождения, очень сложный по геологическому строению. Он состоит из пяти обособленных рудных тел, каждое со своими горно-техническими особенностями, каждое, как отдельное мини-месторождение. Это создает трудности, но именно в этом и заключается профессиональный интерес.
– Какое у вас было первое впечатление от шахты?
– Честно говоря, я представляла шахту как станцию метро с несколькими железнодорожными направлениями. А оказалось, что это целый подземный город со своей богатой инфраструктурой. Город с многочисленными главными и второстепенными «улицами» – подземными выработками. Здесь есть дробильная фабрика, водоотливной комплекс, сложная вентиляционная система, поддерживающая стабильный климат. По «улицам» ездят многочисленные электровозы и самоходная техника.

– То есть можно сказать, что шахта – это настоящий город под землей?
– Совершенно верно. Этот город состоит из «микрорайонов» – рудных тел и блоков.Скреперные полки с рудоспускными дучками напоминают дома и квартиры, у которых есть свои названия и номера. Причем город многоуровневый: он расположен на горизонтах и подгоризонтах, а связь между уровнями осуществляется по вертикальным вентиляционно-ходовым выработкам, породоперепускам и рудоперепускам. И все это круглосуточно освещается и живет своим ритмом. Здесь постоянно нарезаются новые выработки, строятся скреперные полки, возводятся новые дучки, бурятся скважины и проводятся взрывы.
– Звучит впечатляюще. Каково быть частью такого «подземного города»?
– Со временем я стала его частью. Знаю шахту как свои пять пальцев, свободно ориентируюсь в ее лабиринтах.
– Опишите ваш обычный рабочий день.
– Начало рабочего дня – обычно это с 8 утра, я посвящаю анализу сменных отчетов по своим участкам и общей ситуации на шахте, чтобы рационально распределить свои ежесменные задачи и определить оптимальный маршрут по выработкам.
В 10:00 в составе инженерно-технического персонала спускаюсь в шахту для обхода закрепленных за мной участков, забоев и выработок, контроля за ведением горных работ в рамках моих должностных обязанностей и сбора необходимой геологической информации.
А во второй половине рабочего дня провожу камеральную обработку вновь полученных данных в офисе (кабинете) – заношу данные в компьютер, отстраиваю разрезы, планы, произвожу необходимые расчеты.

– Чем любите заниматься в свободное от работы время?
– Я обожаю спорт — это неотъемлемая часть моей жизни. С удовольствием участвую в соревнованиях по волейболу и стрельбе, где могу проявить силу, выдержку и командный дух. Регулярные тренировки помогают мне поддерживать форму, развивать выносливость и дисциплину.
Ранее Kazinform рассказывал о буднях металлурга в цехе непрерывного литья заготовок.