Председательство Казахстана в ОБСЕ открывает новые возможности для налаживания конструктивного сотрудничества - К.Токаев, председатель Сената Парламента РК, вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ

АСТАНА. 12 марта. КАЗИНФОРМ /Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ/ - Не так давно в австрийском городе Вене казахстанская парламентская делегация во главе с председателем Сената Парламента РК К.Токаевым принимала активное участие в
None
None
работе VIII сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Чем больше времени отдаляет нас от этого важного политического события, тем значительнее становится этот визит для Казахстана. По сути дела, состоялась своеобразная проба сил не только как члена рабочей «Тройки» председателей ОБСЕ, но и в плане представления нашего государства в качестве будущего председателя этой Организации. Надо сказать, это удалось на славу. Многого, к примеру, стоит признание почетного председателя ПА ОБСЕ, председателя комитета по международным делам Парламента Швеции Й.Леннмаркера о том, что Казахстан ? великая страна в центре Евразии и совсем скоро она будет находиться в фокусе внимания большой семьи ОБСЕ. Превосходные отклики прозвучали из уст председателя ПА ОБСЕ Ж.Соареша, специального представителя ПА ОБСЕ по Центральной Азии К.Кильюнена, других не менее известных представителей Европарламента. Лестные отзывы в адрес Казахстана и его лидера Н.Назарбаева были высказаны и со стороны высшего руководства Австрии. Визит положительно оценен информационными агентствами зарубежных стран. Не случайно, видимо, обычно сдержанный в эмоциях, дипломат международного масштаба Касым-Жомарт Кемелевич при встрече с журналистами заявил, что, несмотря на огромный опыт международных контактов, визит для него во всех отношениях был интересным, достаточно насыщенным, плодотворным и его результатами он вполне доволен. Сегодня спикер верхней палаты Парламента РК К.Токаев - гость Казинформа, и мы имеем возможность поговорить более подробно на эту тему. - Многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Ваше яркое выступление на сессии ПА ОБСЕ на отличном английском языке, прекрасный прием от имени делегации Парламента РК с не менее интересным концертом мастеров искусств Казахстана, Ваши успешные двусторонние переговоры с президентом Австрийской Республики и коллегами-парламентариями во многом способствовали созданию атмосферы дружбы и благожелательности к нам в Вене. Эта аура невольно напомнила мне известный эпизод более чем полувековой давности. Тогда в Лондоне один из славных сыновей казахского народа Каныш Имантаевич Сатпаев всем своим видом и феноменальной эрудицией вызвал восхищение у политика планетарного масштаба Уинстона Черчилля, оставив у него самое яркое впечатление о казахской нации. Расскажите, пожалуйста, о целях и задачах нынешнего визита парламентской делегации? - Благодарю за теплые слова. Что касается самого визита, то его следует рассматривать в двух плоскостях. Первая ? это участие в заседаниях зимней сессии ПА ОБСЕ в качестве главы парламентской делегации и вице-президента ПА ОБСЕ. В ходе сессии мы презентовали программу «Путь в Европу». Вторая плоскость охватывает двусторонние переговоры со спикерами обеих палат Парламента, а также встречу с президентом Австрии Хайнцем Фишером. Относительно первого блока считаю, что участие в зимней сессии было успешным. Презентация состоялась на должном уровне. Во всяком случае, те отклики, которые были высказаны по завершении презентации, говорят о том, что искомая цель нами достигнута. По мнению Европейского сообщества, мы в начале пути, и это большой задел на будущее. Конечно, в Европейском сообществе высоко оценивают наше стремление быть его членом, так же как и нашу приверженность стандартам и ценностям ОБСЕ. В то же время государственная программа «Путь в Европу», как считают в ОБСЕ, должна неуклонно реализовываться. Да, программу «Путь в Европу» ожидали и хотели послушать. И мы ее представили в сжатом виде, учитывая, что в расширенном варианте этот доклад был распространен среди европейских парламентариев, как, впрочем, и другие презентационные материалы о Казахстане. В моем выступлении были обозначены основные приоритеты будущего председательствования Казахстана в ОБСЕ, и, надо сказать, они восприняты должным образом в ОБСЕ, в частности, среди парламентариев. Мы не хотим каких-либо радикальных изменений в Организации. Мы за продолжение работы по укреплению потенциала ОБСЕ и по усилению ее мандата на самых разных направлениях, начиная с безопасности и включая экономические аспекты, вопросы охраны окружающей среды, и, конечно же, человеческое измерение. Мною однозначно было заявлено, что ни одно из измерений ОБСЕ мы не отрицаем. Более того, активно собираемся продвигать и укреплять их. Да, безопасность в регионе имеет очень большое значение. Я, в частности, сослался на пример Афганистана, хотя регион Центральной Азии также потребует соответствующего внимания со стороны ОБСЕ. Что касается двухстороннего контекста, то хотел бы особо выделить встречу с президентом Австрии Хайнцем Фишером, который произвел на меня хорошее впечатление, он учился в Гарварде и свободно владеет английским. Поэтому наши переговоры состоялись на английском языке. Я передал привет и наилучшие пожелания нашего Президента и сказал, что в Казахстане с нетерпением ожидают визит австрийского президента, чтобы продолжить двустороннее сотрудничество. Именно Австрия стала первым государством, оказавшим серьезную финансовую помощь молодому Казахстану ? это 300-миллионный кредит, выданный по решению тогдашнего канцлера Австрии Враницкого. Наша ссылка на это обстоятельство воспринимается в Вене довольно хорошо. Оно и понятно. Ведь всегда приятно людям, что их благодеяние помнят и должным образом оценивают. Мы с удовлетворением отметили, что, в принципе, сделано немало в двусторонних отношениях. К настоящему времени объем торговли превышает один миллиард долларов. 20 процентов потребности Австрии в энергоресурсах поступает из Казахстана по трубопроводу КТК. Сегодня около 50 совместных компаний работают на казахстанском рынке. Многие из них ныне достаточно успешно функционируют. Как, например, австрийская медицинская компания «Vamed», которая получила хороший контракт на менеджмент Центра матери и ребенка в Астане. Открыта прямая авиалиния между Астаной и Веной, что является серьезной подвижкой в двусторонних отношениях наших стран. Ввиду того, что Австрия очень заинтересована в реализации проекта «Nabucco», мною в полной мере представлена принципиальная позиция Казахстана по этому вопросу. Было заявлено, что для Казахстана чем больше нефтепроводов, тем лучше. В этой связи, мы серьезно воспринимаем проект «Nabucco». Как известно, он был предметом детального обсуждения во время недавнего визита председателя Евросоюза, Премьер-министра Чехии Мирека Тополанека в Астану. Я сообщил президенту Австрии, что для реализации данного проекта необходимо проложить трубопровод по дну Каспийского моря, что весьма проблематично с учетом позиции России и Ирана. Кроме того, необходимо иметь в виду еще один аспект ? это обязательство некоторых центрально-азиатских стран по поставке энергоресурсов другим странам. В частности, речь идет о Туркменистане, который поставляет значительные объемы в Россию и имеет обязательство на поставку до 40 млрд. кубометров газа в КНР. В общем, ситуация не простая. Тем не менее, Казахстан готов продолжать обсуждение вариантов положительного решения данного вопроса. Эта тема также будет присутствовать в двусторонних отношениях с Австрией. В политическом плане мы тесно взаимодействуем во многих международных организациях. Казахстан поддержал кандидатуру Австрии в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН, и эта наша позиция воспринята здесь с благодарностью, о чем не преминул сообщить мне Глава Австрийского государства Хайнц Фишер. Президент Австрии проявил очень большой интерес к государственной программе «Путь в Европу». Попросил рассказать о презентации этой программы и о том, какие основные моменты были затронуты в моем выступлении, какие приоритеты видит Казахстан в своем будущем председательствовании в ОБСЕ. Его интересовала ситуация в центрально-азиатском регионе, наша позиция по режиму нераспространения ядерного оружия, в частности, по Ирану и его ядерной программе. По всем этим вопросам он получил исчерпывающую информацию. Мы договорились о том, что президент Австрии посетит Казахстан в удобное для него время.Мои переговоры со спикерами палат парламента Австрии также были содержательными, полезными и интересными. Мы условились, что парламентская составляющая будет очень важной в общем комплексе двусторонних отношений между Казахстаном и Австрией. Следует сказать, они заинтересованы в парламентском сотрудничестве и диалоге. Так же, как в нашем Сенате и Мажилисе, у них тоже имеются группы сотрудничества. Поэтому мне представляется, что перспектива парламентского сотрудничества весьма благоприятная.- Хотелось бы поговорить еще на одну тему зимней сессии. Речь идет об инициативах президентов России и Франции о разработке новой архитектуры европейской безопасности. Надо сказать, по этому вопросу разгорелась горячая полемика, и мнения парламентариев разделились. Если одни выступали за радикальные реформы ОБСЕ, то другие настаивали на достаточности механизмов регулирования Организации без каких-либо хирургических вмешательств. Что можно сказать о позиции Казахстана в этом вопросе?- Как я уже выше отмечал, мы выступаем за обновление ОБСЕ с целью совершенствования ее потенциала. То есть не надо радикальных реформ, которые могут привести к разрушению Организации. Что касается позиции России, в частности, высказанной ее президентом в форме концепции вместе с французским президентом, то наше отношение к плану «Медведев ? Саркози» достаточно позитивное. Да, действительно, Организация нуждается в реформах. Кстати, мы об этом говорили давно, может быть, даже раньше и России, и Франции. Не секрет, что в разные периоды ОБСЕ пытались использовать в качестве инструмента влияния для продвижения собственных интересов. Если Россия в начале 90-х годов рассматривала ОБСЕ как некий противовес НАТО, то США усиленно пытались превратить ее в чисто гуманитарную организацию, которая наблюдала бы за выборами. Но ситуация менялась, накапливалось недовольство в отношении этой Организации. До сих пор юристы спорят о легитимности Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) в Варшаве. Конечно же, рубежным событием стал распад Югославии, электоральные процессы в образовавшихся на ее территориях государствах. Сейчас дискуссии ведутся в совершенно другом ключе: какой будет Организация в скором будущем? И, вообще, что такое Евро-атлантическая безопасность?Ключевой момент позиции России ? это неделимость безопасности. В этом плане Казахстан должен поддержать Российскую Федерацию, и я считаю, что такая позиция достаточно обоснованная. Поэтому мы остаемся с Россией союзниками, в том числе и в рамках ОБСЕ. Основная претензия России к ОБСЕ ? это то, что Организация проявила бездействие во время конфликта на Кавказе и, следовательно, не выполнила свою миссию. С этим можно тоже согласиться. Но существуют определенные нюансы, и они сводятся к тому, что, во-первых, мы хотим вовлечь в орбиту деятельности ОБСЕ Центральную Азию, и, во-вторых, сделать ее более эффективной в плане принятия конкретных решений. А это, естественно, повлечет за собой обновление Организации.Участие Казахстана в ОБСЕ ? такой уникальной в географическом плане Организации ? от Ванкувера до Владивостока, оно, конечно, было оправданным, так как часть нашей территории находится в Европе. Участие же других среднеазиатских республик в начале 90-х годов выглядело достаточно дискуссионным. Однако, с учетом уникальности самой Организации, этот вопрос сейчас не стоит в повестке дня, напротив, такое присутствие только усиливает ее мощь. В последнее время произошел перелом в деятельности ОБСЕ. Если лет пять тому назад в ОБСЕ основное внимание уделяли электоральным процессам, вопросам демократии, то ныне в повестке дня Организации присутствуют такие «корзины», как безопасность, экономическое измерение, охрана окружающей среды, которые с каждым днем становятся более полновесными. А это - очень позитивное явление, и мы впредь намерены работать в данном направлении.- С учетом этих изменений, какая перспектива ожидает БДИПЧ, и как будут в дальнейшем выстраиваться отношения Парламентской ассамблеи с этим институтом?- Мне кажется, гуманитарное измерение, то есть права человека, всегда будет актуальной темой для ОБСЕ. Но есть одна специфика, которая состоит в том, что между Парламентской ассамблеей ОБСЕ и БДИПЧ имеются серьезные трения, и, надо сказать, они были предметом обсуждения во время открытия зимнего заседания ПА ОБСЕ. Парламентская ассамблея считает себя вполне дееспособной в плане наблюдения за выборами и не хочет отдавать пальму первенства в Бюро по демократическим институтам и правам человека, штаб-квартира которого находится в Варшаве. Позиция Казахстана в этом вопросе однозначная. Мы считаем, что, конечно, Парламентская ассамблея должна играть свою важную роль, тем более, что я являюсь вице-президентом этой структуры. Однако отрицать значение БДИПЧ также не следует, и Казахстан готов к активному сотрудничеству с ним по всему комплексу вопросов. Я в своем выступлении специально подчеркнул, что мы подтверждаем мандат БДИПЧ. В целом должен отметить, что в кулуарах, в официальных и личных беседах по отношению к нам активно используется формулировка: «сильное присутствие Казахстана в ПА ОБСЕ». Думаю, такое признание нас должно не только радовать, но и настраивать на более активные действия на новом для нас поприще. - Как говорится: «Жақсы сөз ? жарым ырыс», то есть «Доброе слово ? половина успеха». Но верно и то, что предстоит сделать еще немало. Тем более, что Казахстан приступил к участию в «Тройке» ОБСЕ. Можно ли сегодня говорить о каких-то результатах?- Действительно, с 1 января 2009 года Казахстан вошел в состав «Тройки» председателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Согласно Правилам процедур ОБСЕ, «Тройку» образуют действующий (Греция), предыдущий (Финляндия) и последующий (Казахстан) председатели Организации. «Тройка» является важным инструментом координации действий и среднесрочного планирования, она обеспечивает преемственность в деятельности Организации и консультирует действующего председателя. Со стороны Казахстана работа уже началась, она ведется по линии Министерства иностранных дел. Сегодня в МИД существует целевая группа, которая занимается всеми текущими вопросами. Надо заметить, что председательствование - это очень серьезный вызов. Это обзор и контроль за деятельностью девятнадцати полевых миссий на всем евро-атлантическом пространстве. Необходимо экипироваться знаниями не только общей ситуации, но и специфики ОБСЕ. Многое предстоит в плане овладения техническим инструментарием обеспечения деятельности нашей миссии. Кто знает, может быть, именно наше участие в «Тройке», председательствование в ОБСЕ ускорит процесс создания электронного правительства в Казахстане. Но, в любом случае, для Казахстана председательствование это не только историческое событие, но одновременно ? почетная и ответственная миссия. Не следует забывать, что в 2011 году мы будем председательствовать в Организации Исламской конференции (ОИК). В своем выступлении на этой сессии я специально упомянул об этом. Надо сказать, это заявление вызвало шоковую реакцию, многие даже не знали, что мы собираемся председательствовать в ОИК. Хочу подчеркнуть, что эта организация по своему характеру совершенно отличается от ОБСЕ. В конечном итоге, все это говорит в пользу того, что Казахстан по своим внешнеполитическим устремлениям является многофункциональным государством. А это - самое главное.- Ну что же, мне остается всем нам пожелать успеха в наших благородных устремлениях и поблагодарить Вас за содержательное интервью!
Сейчас читают