Перезагрузка Шелкового пути
В преддверии официального визита Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Китай, где он примет участие в III Форуме высокого уровня «Один пояс, один путь», аналитическая служба агентства Kazinform подготовила материал о возможностях, перспективах и роли Казахстана в масштабном международном проекте «Один пояс, один путь» (ОПОП), которому в этом году исполняется 10 лет.
Истоки Великого Шелкового пути
В «Белой книге» об инициативе «Один пояс, один путь», опубликованной в октябре этого года пресс-канцелярией Госсовета КНР отмечается, что более двух тысячелетий назад создан сухопутный Шелковый путь, соединивший Азию, Европу и Африку. Более 1000 лет назад открыт морской Шелковый путь, соединивший Восток и Запад.
В 2013 году Китай выдвинул проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века», которые составляют инициативу «Один пояс, один путь». Эта инициатива продолжает древний Великий Шелковый путь.
Что такое «Один пояс, один путь»
Выдвинутая Китаем инициатива «Один пояс, один путь» является глобальным экономическим проектом. Приоритетное направление - развитие инфраструктуры, которая закладывает прочную основу для углубления многостороннего сотрудничества в области торговли и промышленности, а также укрепления культурно-гуманитарных обменов. По мере расширения масштабов, ОПОП становится крупнейшей в мире платформой для международного сотрудничества с самым широким охватом.
Как отмечается в «Белой книге», инициатива «Один пояс, один путь» – это открытая для всех дорога. К участию в ней приглашаются страны Евразии, Африки, Америки и Океании. В ее основе лежат принципы широких консультаций, совместного вклада и совместной выгоды. Все страны являются равноправными участниками, вкладчиками и бенефициарами. ОПОП способствует глубокой интеграции рынков, либерализации и упрощению торговли и инвестиций, а также обеспечивает стабильную работу и бесперебойное функционирование глобальных промышленных и производственно-сбытовых цепочек. Она направлена на построение открытой, инклюзивной, сбалансированной и выгодной для всех экономической глобализации. За десять лет более чем 150 стран и 30 международных организаций подписали с КНР документы о сотрудничестве в реализации этого мегапроекта.
Что сделано за десять лет
С 2013 по 2022 год совокупный товарооборот между Китаем и странами-участницами инициативы «Один пояс, один путь» достиг $19,1 трлн, а среднегодовой темп роста составил 6,4%. Совокупный объем двусторонних инвестиций между Китаем и странами-участницами достиг $380 млрд, в том числе $240 млрд из Китая.
Стоимость вновь подписанных строительных контрактов со странами-партнерами достигла $2 трлн. В 2022 году объем импорта и экспорта между Китаем и странами-партнерами достиг почти $2,9 трлн, составив 45,4% от общего объема внешней торговли Китая за тот же период.
К концу августа 2023 года более 80 стран и международных организаций присоединились к предложенной Китаем инициативе по развитию беспрепятственного торгового сотрудничества вдоль «Пояса и пути». Китай также подписал 21 соглашение о свободной торговле с 28 странами и регионами.
Кроме того создан Фонд Шелкового пути, а также Китаем совместно с другими странами-участницами инициативы учрежден Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
К концу июня 2023 года Фонд Шелкового пути подписал соглашения по 75 проектам с объемом инвестиций около $22 млрд. Число членов АБИИ достигло 106, а банк одобрил 227 проектов с общим объемом инвестиций $43,6 млрд. Объем торговли сельскохозяйственной продукцией с партнерами по ОПОП достиг $139,4 млрд.
Роль Казахстана
В сентябре 2013 года в Астане председатель КНР Си Цзиньпин предложил совместную реализацию проекта «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). В рамках инициативы Казахстан и Китай активно сотрудничают в таких сферах, как транспорт, логистика, промышленность, торговля, сельское хозяйство, туризм, образование и культура. Особую роль в активном развитии торгового и инвестиционного сотрудничества сыграла взаимная реализация инициативы по строительству ЭПШП. Сегодня Китай уверенно входит в пятерку крупнейших инвесторов Казахстана. Страны эффективно реализует проекты в области производства и инвестиционного сотрудничества.
Бывший посол Китая в Казахстане Яо Пэйшэн отмечает, что за последнее десятилетие между Китаем и Казахстаном сложилось тесное и плодотворное сотрудничество в транспортно-логистической сфере, которое не только привело к взаимовыгодным отношениям, но и внесло особый вклад в экономическое развитие Евразийского континента.
- Инициатива «Один пояс, один путь» стала синонимом международного сотрудничества, в которое Китай и Казахстан внесли значительный вклад, подав уникальный пример на региональном и международном уровнях. Благодаря железнодорожному и автомобильному сообщению, маршрут «Китай-Европа», стал главной артерией региональных экономических обменов, - отметил спикер
По его мнению, за последние 10 лет также расширилось сотрудничество в области сельского хозяйства между Казахстаном и Китаем.
- Казахстан является одной из мировых житниц, и многие страны с оптимизмом смотрят на перспективы развития казахстанского агропромышленного комплекса. Китайско-казахстанское сельскохозяйственное сотрудничество уже достигло практических результатов: в 2022 году объем торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Казахстаном достиг $930 млн, увеличившись на 61,3% по сравнению с предыдущим годом, - подчеркнул он.
По данным Главного таможенного управления КНР, общий объем торговли товарами между Казахстаном и Китаем в 2022 году превысил $31 млрд с ростом на 23% по сравнению с предыдущим годом. А объем железнодорожных грузоперевозок между странами составил 23 млн тонн.
Следует отметить, что за последние годы Казахстан с терминалом в китайском порту Ляньюньган, автомагистралью «Западная Европа – Западный Китай», Сухим портом «Хоргос – Восточные ворота», становится связующим звеном на пути транспортных маршрутов из Китая в Европу. Кроме того, с крупнейшими финансовыми учреждениями Китая успешно развивается сотрудничество на базе Международного финансового центра «Астана».
В активной фазе находится сотрудничество в сфере сельского хозяйства. С 2015 года подписаны протоколы по фитосанитарным требованиям для выхода на китайский рынок сельскохозяйственной продукции РК. И в настоящее время растут объемы торговли продукцией агропромышленного комплекса - более 1100 предприятий Казахстана имеют право на экспорт своей продукции в Китай.
Сотрудничество между двумя странами отмечается и в области электронной коммерции. В мае 2023 года открыт Национальный павильон Казахстана на китайской крупнейшей онлайн-платформе JD.com, которая имеет более 580 млн зарегистрированных пользователей.
В последние годы активно развивается межрегиональное сотрудничество между Казахстаном и Китаем. По словам директора Шаньдунской телерадиостанции Люй Пэна, сотрудничество между провинцией Шаньдун (Восточный Китай) и Казахстаном в целом носит диверсифицированный, взаимовыгодный и взаимодополняющий характер. В сентябре 2023 года запущен первый поезд по маршруту «Китай-Европа» по доставке казахстанского зерна в Шаньдун. Крупнейший в мире портовый оператор Shandong Port Group налаживает сотрудничество с казахстанскими партнерами в транспортно-логистической сфере.
- Казахстан является крупнейшим мировым поставщиком зерновых культур и имеет развитое животноводство, в свою очередь, провинция Шаньдун – крупная сельскохозяйственная провинция в Китае, что открывает обширное пространство для сотрудничества в этой области, - сказал Люй Пэн.
В целом в рамках инициативы «Один пояс, один путь» Китай активно сотрудничает со всеми странами Центральной Азии. Так в 2022 году торговля Китая с пятью странами Центральной Азии значительно выросла, достигнув в общей сложности $70,2 млрд. Казахстан играл значительную роль в этой торговле, на его долю приходилось 45%. Данные, предоставленные Министерством торговли Китая, показывают, что к марту прямые инвестиции Китая в центральноазиатские страны превысили $15 млрд. Более того, совокупный оборот реализованных проектов в регионе достиг впечатляющих $63,9 млрд.
Перспективы международной инициативы
Как подчеркивается в «Белой книге», ОПОП – это долгосрочный, транснациональный и системный глобальный проект XXI века. В дальнейшем инициатива будет демонстрировать большую креативность и жизнеспособность, станет более открытой и инклюзивной и создаст новые возможности как для Китая, так и для всего остального мира.
Завтра в Пекине стартует третий форум международного сотрудничества «Один пояс, один путь», в нем примут участие иностранные лидеры и главы международных организаций. Главной темой форума станет «Высококачественное строительство «Одного пояса, одного пути», совместное достижение общего развития и процветания».