Опыт антикризисной политики Казахстана уникален и поучителен для других государств - директор российской организации «Бизнес солидарность» В.Седнев
посткризисного мира» с участием широкого круга экспертов. О том, что это за исследование и как оно проводилось, почему Казахстан, с небольшой, казалось бы, по сравнению со многими другими странами мира, экономикой оказался в числе лидеров, рассказал в интервью нашему корреспонденту один из участников этого проекта, исполнительный директор российской организации «Бизнес солидарность» Виталий Седнев.
- Виталий Павлович, давайте сразу проясним ситуацию - что это за исследование, и какую роль в нем играет ваша организация?
- В нашей организации «Бизнес солидарность», которая создана год назад, объединены малые и средние предприятия от Ангарска до Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодара. Одно из направлений нашей работы - финансирование исследований, которые мы считаем важными для малого и среднего бизнеса. Мы являемся соучредителями «Института посткризисного мира», созданного в начале этого года. Это небольшая компактная исследовательская структура, которая проводит международные опросы экспертов. Руководитель института - Екатерина Шипова. Сейчас мы приехали в Казахстан для того, чтобы, во-первых, познакомиться с казахстанскими экспертами-экономистами для налаживания контактов и, возможно, реализации в будущем совместных исследовательских проектов. Во-вторых, чтобы рассказать о нашем втором международном докладе, который посвящен финансовой архитектуре посткризисного мира. Первый доклад нашего института вышел весной и посвящался оценке антикризисных действий стран бывшего СССР. В этот раз была проведена глобальная экспертиза апрельских решений саммита G20 в Лондоне, и причин нынешнего глобального кризиса, сценариев выхода из него и роли разных стран на разных его этапах.
- Какое место уделено в этом исследовании Казахстану?
- Почему мы в первую очередь поспешили приехать именно в Казахстан? Потому, что в нашем первом исследовании ваша страна для нас была открытием. Ведь Казахстан, по результатам наших опросов, оказался одним из лидеров. По мнению многих экспертов из разных стран, Казахстан вошел в число немногих стран бывшего СССР, успешно реализующих антикризисную программу. Результаты второго исследования также удивили нас. Мы сравнивали Казахстан не только со странами СНГ, но и с развитыми и развивающимися странами всего мира. В этом исследовании по ряду параметров Казахстан, несмотря на то, что его доля в мировой экономике невелика, опять попал в число государств-лидеров. Мы, приехали сюда, чтобы обсудить результаты исследования с казахстанскими коллегами.
- По каким критериям проводилась оценка, и почему наша страна оказалась в числе лидеров?
- Текущий 2009 год уникален тем, что сегодня на глобальном уровне вырабатываются решения, которые в последующем повлияют на финансовую архитектуру мира. Многого из того, что было до мирового финансового кризиса, возможно, уже не будет. До сих пор участниками этого диалога, этой дискуссии были в основном крупные страны с большими экономиками. Великое достижение этого года состоит в том, что расширен формат обсуждения этих вопросов. Если раньше ключевые идеи вырабатывались на G8, то сейчас этот формат расширен до G20.
В своем исследовании мы и задавали экспертам разных стран следующий вопрос: «Какие страны мира сегодня имеют реальные возможности для продвижения своих инициатив в мировом сообществе?». Естественно, на первом месте по результатам оказались США, Китай, страны Западной Европы, Япония, Германия - в общем, логичная картина. А вот когда мы попросили экономистов представить свой рейтинг из стран, не входящих в БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай, - которые, по их мнению, будут играть большую роль в мировой финансовой системе, то Казахстан снова оказывается в числе лидеров, если быть точнее - на четвертом месте. В этом опросе участвовали эксперты как из развитых, так и из развивающихся стран. Из этого можно сделать вывод, что сегодня на вашей стране сосредоточены большие ожидания. Это нас очень заинтересовало - ведь это мнение авторитетных экспертов мирового уровня.
Почему это произошло? У нас есть несколько объяснений. Первая причина - это успешный и абсолютно уникальный опыт антикризисной политики вашего Правительства. Без преувеличения, Казахстан - это первая страна, которая в полной мере ощутила удар мирового кризиса еще в то время, когда в США только развивался кризис ипотеки, и он еще не перекинулся на финансовую отрасль в целом. То есть, Казахстан - это первая страна, где полномасштабно сошлись все кризисные явления. Вот уже почти два года, как Казахстан, волну за волной, успешно держит удар глобального финансового кризиса, это впечатляет наших экономистов. Сейчас, на этой волне, идет изучение антикризисного казахстанского опыта, и я очень надеюсь, что некоторые антикризисные меры, принятые у вас, будут заимствованы Россией.
Следует отметить, что антикризисный опыт Казахстана привлекает также огромное внимание западных экономистов и политиков. Они воспринимают ваше государство как страну, которая является лидером в реализации антикризисных программ. Приведу лишь один пример: на Западе только идет дискуссия о вхождении государства в капиталы крупнейших банков, а здесь эта мера осуществлена с февраля текущего года.
Мы специально дополнительно проводили интервью с рядом экспертов из развивающегося мира. Почти все они считают, что центр мирового развития постепенно перемещается на Восток. Инициатива переходит к новым промышленным странам. Именно здесь, по их мнению, ожидаются наиболее высокие темпы экономического роста в посткризисный период - Азия становится локомотивом. Значит сюда, прежде всего, пойдут глобальные инвестиции.
Вместе с тем у стран, в которых заложен огромный будущий экономический потенциал и имеется успешный докризисный, а порой и положительный антикризисный опыт - нет государства-лидера. По ряду причин, в качестве государства-лидера развивающегося мира не может выступать Россия, она одной ногой стоит в G8. Кроме того, индустриальный потенциал Российской Федерации создан, в основном еще в советское время, то есть десятилетия назад. Новых предприятий за последние 20 лет почти не строилось. Наше государство не относится к новым промышленным странам.
По ряду причин на такое лидерство не может претендовать и Китай, несмотря на все успехи его экономического развития. КНР воспринимается, как новая сверхдержава - со своими очень большими амбициями и эгоистическими интересами. Многие страны боятся Китая, как страны, которая может установить экономическое доминирование.
И вот в этой связи есть ожидания, что одним из государств-лидеров развивающегося мира будет не самое крупное государство, которое продемонстрирует успех в антикризисной политике. Второй причиной, по которой на вашу республику обращают много внимания, можно назвать обсуждение мировой валютной системы. Все мы знаем, что одним из первых в 2009 году выступил с такой мировоззренческой платформой Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, объявивший о необходимости создания новой мировой валюты. Эта идея многим показалась слишком смелой, реализация которой отложится на десятилетия.
Теперь посмотрите, что произошло за это время. С подобными инициативами в русле идеологии Назарбаева выступили руководители Китая, в частности, Национальный банк этой страны предложил реформу мировых финансов с созданием новой мировой валюты. С похожими предложениями выступил и такой известный человек, как Джордж Сорос. Накануне саммита G20 Россия опубликовала свою платформу, в которой содержались аналогичные идеи о создании новой мировой валюты. В данном случае государство, которое не входит в «двадцатку», продемонстрировало лидерство в выдвижении глобальной инициативы реформы валютной системы - того вопроса, который затрагивает сейчас всех. Президент Казахстана высказал те идеи, которые сейчас вошли в повестку дня и, по сути, находятся в центре внимания. Этот вопрос не обсуждался на Лондонском G20 из-за того, что на этом форуме повестку дня, в основном, формировали США и Западная Европа. Но я абсолютно уверен в том, что, усилиями России, Китая и других стран, вопрос по реформе мировой валютной системы будет обсуждаться и на «двадцатке». Таким образом, Казахстан, не участвуя на саммите G20, благодаря своей инициативе стал полноправным участником глобальной дискуссии. Именно поэтому у вашей страны есть шансы на идеологическое лидерство не только в центральной Азии, но и среди промышленно-индустриальных стран всего Азиатского региона.
- Почему вы считаете, что кризис одним из первых коснулся именно Казахстана?
- Во-первых, из-за открытости вашей экономики. Во-вторых, у Казахстана маленькая экономика по сравнению, например, с США. Там, чтобы кризис развился и охватил всю финансовую систему, затем реальный сектор, потребовалось немало времени. У вас же экономика во многом зависит от конъюнктуры мирового рынка. Я помню, как много было пессимистических прогнозов осенью 2007 года, когда в вашей республике начался всплеск инфляции. Но Казахстан успешно отбил тот первый удар. Ваша страна, первая из государств-нефтеэкспортеров, распаковала свой Национальный фонд и пустила деньги на спасение экономики. Это была первая революционная антикризисная мера. После этого по пути вашей республики пошли и Россия, и другие страны нефтеэкспортеры. Осенью того же года Правительство Казахстана провело успешную антиинфляционную политику. В результате, инфляция была сбита, и на следующий год она была под жестким контролем. Кроме того, у вас была создана система продовольственной безопасности. За этими мерами внимательно следят аналитики других стран, и многие из них были заимствованы другими государствами. Именно благодаря тому, что Казахстан первым ощутил удар этого кризиса, он оказался одним из лидеров антикризисной политики.
- Сейчас многие эксперты предсказывают вторую волну мирового финансового кризиса. Каково ваше мнение по этому поводу?
- Пока не устранены фундаментальные причины кризиса, естественно, он будет продолжаться. Если говорить о России, то мы ожидаем вторую волну кризиса осенью. Почему я говорил о саммите G20, о попытках реформы валютной системы? Именно эта работа и есть попытка устранить фундаментальные основы кризиса и создать основу для будущего долгосрочного роста, как это произошло в 1944 году. Тогда, по итогам второй мировой войны была созвана Бреттон-Вудская конференция, где были выработаны принципы, под которыми сразу подписались 45 государств, и эти принципы соблюдались десятилетиями. Были созданы международные институты, в том числе и Международный валютный фонд, Всемирный Банк. Именно они на протяжении десятилетий обеспечивали глобальную финансовую стабильность. Мне кажется, масштаб сегодняшнего кризиса таков, что мы дойдем до необходимости принятия подобных решений. Где это произойдет - на G20, а может быть, на какой-то более широкой и полномочной конференции, - не знаю, но это необходимо.
Что касается прогнозов, наиболее достоверным мне кажется прогноз наклоненной пилы. То есть экономики стран мира сейчас падают вниз с отскоками. Недавно мы пережили очередной отскок. Фондовые биржи росли, цена на нефть тоже повышалась, но без улучшения фундаментальных показателей.
- Что будет в этих условиях со странами, экономика которых ориентирована на экспорт нефти?
- Огромная положительная роль кризиса в том, что долгие затяжные потрясения ведут к росту экономической демократии. Если раньше была тенденция к унификации экономических политик и моделей разных стран, то теперь каждое правительство вынуждено, зная, что нет единого рецепта выхода, искать что-то свое. И то, что мы видим, к примеру, на пространстве СНГ, можно обозначить, как разрыв экономических моделей разных стран, в том числе России и Казахстана. Изначально наши экономики очень похожи по доле нефтяных доходов в бюджете, по структуре отраслей. Но на протяжении последних двух лет у нас проводится разная экономическая политика, благодаря которой формируются разные экономические модели.
Мнения экспертов могут быть разными - как положительными, так и отрицательными. Давайте опираться на динамику производства. Что произошло в СНГ с января по май 2009 года? На Украине 31,8 процента промышленного спада. Это уже не спад, а обвал, такие вещи не происходят в обычный экономический кризис. Такое сопоставимо с войной, с экономической катастрофой. Мне очень тревожно и за мою страну - Россию. Последние данные не прогнозировались никем из экспертов, столь высокий темп промышленного спада, который с января по май текущего года составил 17 процентов. В Казахстане же спад составил только 3,8 процента.
В Алматы мы встречались с представителями вашего бизнеса, с экономистами, которые нам сообщили, что сейчас, в середине года, в вашей стране есть возможность перелома экономического тренда. Есть убеждения, кстати, и у наших экспертов, которые за Казахстаном внимательно следят, в том, что если экономический курс государства не изменится, вы можете достичь хотя бы минимального экономического роста по итогам 2009 года. То, что у вас наблюдается резкое замедление падения - прежде всего результат антикризисных мер.
У Казахстана сегодня большое преимущество в некоторых вопросах по сравнению с Россией. Это, в первую очередь, ваш новый Налоговый кодекс. Наши бизнесмены по-хорошему завидуют той системе налогообложения, которая у вас введена. Во время кризиса вводить новый Налоговый кодекс очень рискованно. С одной стороны, государство может уронить бюджет, не собрав доходы. Но, как мы видим, эта мера оказалась смелой и эффективной. Казахстан во время ожидаемой осенью этого года второй волны кризиса имеет преимущество в том, что у него налоговая нагрузка на бизнес меньше. Россия до сих пор решает проблему доведения денег из Стабфонда до реального сектора. У нас обсуждался, но был снят с повестки дня вопрос о снижении налогов. Мне кажется, что ваша страна перешла от оборонительной политики, по отношению к кризису, к контрнаступлению. Ослабление налоговой нагрузки - безусловно, одна из стимулирующих мер развития бизнеса. У России в мае текущего года были введены ограничения на проверки МСБ, но этого мало. Нам хотелось бы, чтобы и в России объявили на некоторое время мораторий на проверки малого и среднего бизнеса - как в Казахстане.
- Спасибо за интервью.