Как создавался нацпарк «Бурабай» — интервью с ветераном лесхоза
Работе в лесном хозяйстве Владимир Канцев посвятил более 40 лет своей жизни. Он — ветеран Государственного национального природного парка «Бурабай», один из тех людей, кто стоял у истоков его создания, передает агентство Kazinform.
— Владимир Павлович, Вы без малого 15 лет посвятили развитию нацпарка в должности главного лесничего, расскажите, как все начиналось?
— Можно сказать, что Национальный парк в Боровом создан с третьей попытки. Его история началась в 1898 году, с создания казенного лесничества. Первым шагом, направленным на сохранение уникальных природных комплексов Бурабая, стало Постановление Лесного совета Акмолинской области в 1915 году, которым гора Кокшетау, озеро Аулиекол (Боровое), и прилегающие местные массивы были выделены как памятники природы.
В 1935 году, на территории Казенного лесничества было инициировано создание Государственного заповедника «Боровое». Это была первая попытка защитить и сохранить природу края.
Заповедник был упразднен в 1952 году, на его базе был создан Боровской лесхоз, еще через 10 лет реорганизованный в Опытно-показательное лесоохотничье хозяйство «Золотой Бор».
В 1997 году была сделана, как я считаю, вторая попытка совместить охрану уникального природного уголка с отдыхом туристов: вместо лесного хозяйства было создано Государственное учреждение «Природно-оздоровительный лесной комплекс (ПОЛК) „Бурабаи“, которое просуществовало всего три года, но именно его естественное развитие привело к созданию Государственного природного национального парка „Бурабай“.
Видя, что красота этих мест с каждым годом привлекает все больше отдыхающих и рекреационная нагрузка растет, власти поняли, что совместить защиту природы с интересами туристов возможно только в структуре национального парка.
Кокшетауским областным исполкомом были выделены средства на разработку технико-экономического обоснования его создания. Была изучена мировая практика, деятельность казахстанских национальных парков, опыт научной работы национального парка «Лахима» в Эстонии.
Решение о создании ГНПП было принято Постановлением Правительства РК 12 августа 2000 года.
Моя трудовая деятельность в Боровом началась в 1983 году. До этого я работал в Алтайском крае, откуда меня и пригласили на должность главного лесничего. В должности заместителя директора — главного лесничего ГНПП я проработал до 2013 года.
— С какими трудностями столкнулись при организации нацпарка?
— Оргвопросы не всегда легко решались. К примеру, с разграничением земель нацпарка и населенных пунктов. Были трудности с местными жителями. Люди не понимали, что такое национальный парк, почему на особо охраняемых природных территориях нельзя пасти скот, вырубать леса там, где им вздумается, не понимали, что такое зонирование нацпарка. До образования национального парка, в летнее время на главных дорогах Щучинско-Боровской курортной зоны ставили посты. В высокий класс пожароопасности не запускали туристов, только тех, которые заезжали на отдых в санаториях.
В то время не было турфирм, они только появлялись. Всех туристов, которые посещали национальный парк, приходилось контролировать инспекторам нацпарка: они ходили там, где им вздумается, и по лесам, и по горам. Чтобы упорядочить поток туристов в нацпарке, необходимо было разработать и выстроить систему туристических маршрутов. Пригласили специалиста. 12 туристических маршрутов и 3 базовых стоянки для туристов с палатками появились уже в первые три года работы нацпарка. Тогда же и начали их благоустраивать.
Создали отдел туризма, который формировал туристические группы по разработанным маршрутам. Экскурсии проводили наши же экскурсоводы. Понятно, приходилось сталкиваться с недовольством и в момент введения платы за пользование особо охраняемыми природной территорией.
— В этом году все нацпарки страны установили новые тарифы. В том числе и ГНПП «Бурабай». Но слышатся отдельные мнения, что так как по Конституции земля принадлежит народу, то и въезд в нацпарки должен быть бесплатным. Что Вы об этом думаете?
— Плата должна быть! Это я могу уверенно сказать, как человек, всю жизнь проработавший в системе лесного хозяйства. И мировая практика свидетельствует об этом. Я ознакомился с новыми тарифами. Видел, что нацпарк «Бурабай» сделал тариф дифференцированным, то есть оплата в выходные дни высокого туристического сезона выше, чем в будние дни. Это совсем не новшество, Америка и другие страны давным-давно используют такую систему. И суммы входной платы там на порядок выше. Нацпарки зарабатывают за посещении и предоставляемых услугах столько, что решив все свои вопросы, перечисляют доходы еще и в бюджет. У них эта система работает уже давно и хорошо выстроена. Наконец-то и у нас принято решение оставлять сборы на развитие нацпарка.
Хочу отметить, что освобождаются от платы на въезд не только жители, проживающие на территории парка ну и автотранспортные средства пенсионеров, лиц с инвалидностью, ветераны боевых действий и ВОВ, а также лица, приравненные к ним по льготам, и ветераны труда РК.
В том, что освободили от платы электромобили, тоже вижу хороший знак: поддержка зеленых технологий и забота о будущем нашей страны. Мало того, думаю, что в сезон нужно брать оплату за въезд автомобилей еще больше, чтобы люди рассматривали альтернативные способы передвижения по нацпарку. С каждым годом количество въезжающих машин становится все больше и больше, а это значит, что все серьезнее нагрузка на окружающую среду.
В связи повышением тарифов, думаю, постепенно еще более улучшатся и условия для отдыха туристов. Чтобы снизить рекреационную нагрузку, нужно открывать другие места для отдыха, тем самым разгрузить центральную часть нацпарка, его «ядро» — озеро и поселок Боровое.
Однако самое главное для благополучия национального парка — это жесткий контроль лесников за туристами и состоянием природы. Первично именно сохранение природы, флоры и фауны нацпарка, для будущих поколений. Все решения должны приниматься исходя из первостепенности решения этой задачи. Если дирекция нацпарка не сдаст эти позиции, уверен, что Государственный национальный природный парк «Бурабай» будет цвести и развиваться.
Напомним, дирекция Государственного национального природного парка «Бурабай» информирует посетителей, любителей спортивной рыбалки, арендаторов и иных заинтересованных лиц, что с 26 ноября на территории нацпарка вводятся в действие новые тарифы. А с 13 ноября из Астаны в Бурабай будет запущен новый скоростной маршрут.