«Нурлы жол»: новые дороги обновят экономику и общество Казахстана

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ - В ноябре 2014 года Президент Нурсултан Назарбаев обратился к народу Казахстана с очередным Посланием, в котором объявил о Новой экономической политике - «Нұрлы жол». Эта новая экономическая политика, как заявил Глава государства, призвана стать двигателем роста казахстанской экономики на последующие годы, а также серьезным шагом на пути в 30-ку наиболее развитых стран мира. 

«Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали, как от сердца - артерии, как от солнца - лучи. Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество», - сказал Н. Назарбаев.

В исполнение пункта 4 Общенационального плана по реализации Послания была  разработана государственная инфраструктурная программа «Нурлы жол», и утверждена Указом Президента в апреле 2015 года.

В рамках Госпрограммы «Нурлы Жол» предусмотрена реализация 15 проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общей протяженностью более 4,5 тысячи километров - по лучевому принципу соединяющих столицу с отдаленными областными центрами. В число этих проектов входят коридоры Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад, Центр-Север.

Кроме них, приоритетными являются международные коридоры и приграничные направления: Алматы-Усть-Каменогорск, Ушарал-Достык, Бейнеу-Акжигит, Калабатау-Майкапшагай, Уральск-Каменка-гр. РФ. По всем этим проектам подписаны договора подряда, произведены подготовительные и начаты строительные работы, по мере завершения которых будет открываться движение на реконструированных участках.

Реконструкция вышеуказанных автомобильных дорог позволит перевести их в более высокие категории. В результате, повысится безопасность дорожного движения, увеличится пропускная способность дорог и увеличится транзитный поток, что, в свою очередь, даст положительный импульс развитию экономики страны. При часовой интенсивности движения свыше 2400 единиц автотранспорта в час проектируемая дорога относится к I категории, от 1600 до 2400 единиц в час - ко II категории, и от 800 до 1600 единиц в час - к III категории.

Проекты Госпрограммы финансируются за счет бюджетных средств и внешних займов. В целях снижения нагрузки на бюджет и обеспечения самоокупаемости содержания автодорог, в рамках Госпрограммы продолжается работа по внедрению системы взимания платы: ведутся пусконаладочные работы по устройству систем взимания платы на участках «Астана-Темиртау», «Алматы-Капшагай» и «Алматы-Хоргос», общей протяженностью 471 километр.

Их тестовый запуск состоялся в сентябре текущего года. Кроме того, завершается разработка проектно-сметной документации по устройству системы взимания платы на 13 участках общей протяженностью 5,5 тысячи километров, в том числе на международном транзитном коридоре «Западная Европа-Западный Китай». Планируется выполнить эти работы с использованием механизмов государственно-частного партнерства, также ведется поиск других источников финансирования.

К 2020 году планируется увеличить протяженность платных автодорог до 6,7 тысячи километров, а к 2025 году до 11,7 тысячи километров. При этом, ожидается, что сборы за проезд по платным дорогам составят до 40 миллиардов тенге. Этих средств будет достаточно для содержания не только платных, но и бесплатных автомобильных дорог республиканского значения.

Следует отметить, что при строительстве и реконструкции автодорог, особое внимание уделяется развитию сопутствующей инфраструктуры - объектов дорожного сервиса. В настоящее время на автодорогах страны функционируют 1859 сервисных объектов - АЗС, пункты торговли и питания. Из них 779, или 42 процента, соответствуют национальному стандарту СТ РК 2476-2014. На этих объектах трудятся более 25 000 работников.

Для полного обеспечения дорог республиканского значения услугами дорожного сервиса до конца 2018 года будут разработаны типовые проекты  объектов дорожного сервиса для 39 площадок отдыха. Такие площадки расположатся  в наиболее востребованных местах и будут предоставлять весь перечень услуг дорожного сервиса.

Также запланирована установка 68 павильонов сервиса KazWay. Сейчас 12 павильонов закуплены и 10 из них уже установлены на автодорогах «Астана-Темиртау», «Астана-Щучинск», «Дороги Боровской курортной зоны», «Обход города Астана», 2 единицы на автодороге «Алматы-Усть-Каменогорск».

Павильоны сервиса KazWay оснащены современным благоустроенным туалетом с вакуумной системой, для мужчин и женщин отдельно, предусмотрены также удобства для маломобильных граждан. Санузлы оснащены современной вакуумной системой, где расход воды в 18 раз меньше, чем в обычной. Из бытовых удобств для путников  имеются также кофеварка, микроволновая печь, холодильник.

Ведется работа по внесению автодорог и объектов дорожного сервиса, с фотографиями, в «Google Maps» и «Яндекс Карты». На эти объекты уже имеется более полутора миллионов просмотров. Эта работа будет расширяться, так как все объекты дорожного сервиса на дорогах республиканского значения, соответствующие Национальному стандарту, внесены в карту «Transpark» Международного Союза автомобильного транспорта (IRU), где имеется возможность фильтровать объекты дорожного сервиса по предоставляемым услугам - например: охраняемые стоянки. Эта карта доступна в режиме онлайн на сайте https://www.iru.org/apps/transpark-app, можно также скачать мобильное приложение для iOS и Android. В настоящее время дополняется информация о предоставляемых услугах объектов дорожного сервиса.

В 2018 году АО «НК «КазАвтоЖол» было разработано мобильное приложение KazWay, в которое внесены все объекты дорожного сервиса, населенные пункты и пункты медицинской помощи на дорогах республиканского значения. Данное приложение уже доступно для платформ iOS и Android.

В целом, наряду с внедрением платного проезда и развитием объектов сервиса, необходима модернизация всего дорожного хозяйства, которая должна отвечать современным требованиям и учитывать перспективы дальнейшего развития. В соответствии с большим вниманием к информационным технологиям, во многих странах внедряют концепцию «Умное шоссе» - это концепция развития транспортных магистралей следующего поколения, которые будут намного функциональнее, удобнее, безопаснее и экологичнее современных трасс.

В исполнение поручений Главы государства, данных в  Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года, будет внедрена Интеллектуальная транспортная система (ИТС). «КазАвтоЖол» уже начал реализацию мероприятий, направленных на цифровизацию транспортно-логистического комплекса, в частности, мероприятия: по полному учету интенсивности движения; контролю и регулированию скорости передвижения; внедрению цифровой геолокации; видеомониторингу движения; автоматизированному весогабаритному контролю; метеоданным и прогнозу погоды на дорогах; автоматизации процессов планирования ремонта и эксплуатации дорог.

Для полноценной цифровой трансформации необходимо произвести интеграцию предлагаемой Интеллектуальной транспортной системы с такими системами, как система управления дорожными активами (СУДА), система специальных автоматизированных измерительных средств (САИС), система Экстренного Вызова при Авариях и Катастрофах (ЭВАК).

Реализация Госпрограммы «Нурлы жол» оказывает значительное влияние на рост ВВП страны, способствует созданию новых рабочих мест, увеличению транзитных грузопотоков, появлению современных и качественных автомагистралей, а также улучшению социальной инфраструктуры, в целом. Ход реализации Госпрограммы находится на постоянном контроле Правительства.

Сейчас читают