Новая индустриализация Казахстана должна соответствовать нынешнему укладу развития мировой экономики
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: «С первого января 2010 года в рамках Стратегии «Казахстан-2030» мы начинаем пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития. Мы говорим об инновационной индустриализации, а не о той индустриализации, которая была во всех государствах мира в начале прошлого века. Наша индустриализация должна соответствовать нынешнему укладу развития мировой экономики...».
Основные задачи инновационной индустриализации: консолидация усилий бизнеса и государства и концентрация ресурсов страны на развитии приоритетных секторов экономики; формирование благоприятной бизнес-среды и инвестиционного климата; повышение интенсивности и производительности национальной экономики.
Главными приоритетами являются: развитие традиционных экспортных секторов с диверсификацией продуктов и продолжением технологической цепочки до их глубокой переработки; развитие инновационных производств, продукции с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем производительности труда.
Тогда же, на съезде партии, Глава государства поручил Правительству разработать основной документ, необходимый для реализации новой программы - Карту индустриализации Казахстана на 2010-2020 годы, в которую необходимо включить схему рационального размещения производственных мощностей в увязке с ресурсной базой регионов и развитием инфраструктуры.
Президент обозначил основные направления форсированного индустриально-инновационного развития: агропромышленный комплекс и переработка сельхозпродукции; развитие строительной индустрии и производства строительных материалов; развитие нефтепереработки и инфраструктуры нефтегазового сектора; развитие металлургии и производства готовых металлических продуктов; развитие химической, фармацевтической и оборонной промышленности; развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Результатом реализации всех планов должен стать рост экономики, позволяющий дополнительно создавать годовую добавленную стоимость, превышающую 7 триллионов тенге.
На недавнем совместном заседании палат Парламента Президент поручил Правительству до конца года завершить разработку плана стимулирования индустриализации страны на предстоящие 10 лет с разбивкой на две пятилетки. Кроме того, к концу года должны быть готовы Карта индустриализации на 2010-2015 годы и Схема рационального размещения производственных мощностей до 2020 года.
Кроме того, по поручению Главы государства Правительство завершает разработку Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. В реализацию Стратегического плана будут разработаны государственные программы, конкретизирующие цели и задачи развития на первый пятилетний период. При этом предлагается, что госпрограмм будет не более трех-пяти, а их перечень будет определен Главой государства. То есть, предстоит серьезная оптимизация программных документов в сфере экономики.
В настоящее время уже разработан проект Госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию на первые пять лет. Госпрограмма и 10 новых отраслевых программ интегрируют в себя основные положения Стратегии индустриально-инновационного развития, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», Транспортной стратегии и других программных документов в сфере индустриализации. Кроме того, разработаны 23 мастер-плана, которые представляют собой документы, показывающие цепочку как существующих, так и перспективных производств с высокой добавленной стоимостью. Мастер-план позволит выявить оптимальные технологии производства продукции, потенциальные рынки сбыта и уровень конкуренции, возможность участия малого и среднего бизнеса в реализации инновационных проектов и требуемые изменения действующего законодательства.
Поскольку, как отмечалось выше, первоочередной задачей инновационной индустриализации является консолидация усилий бизнеса и государства, возникает вопрос о том, что может и должна дать Госпрограмма форсированной индустриализации страны для бизнеса.
Поскольку основной проблемой предпринимательства в нашей стране, особенно в реальном секторе, всегда был недостаток финансовых средств, Госпрограммой предусматривается льготное финансирование проектов. Государство берет на себя заботу об обеспечении новых производств необходимой инфраструктурой. Будут разработаны специальные меры налогового и таможенного стимулирования. Государство снимет многие административные барьеры, в первую очередь, в сфере лицензирования, и оптимизирует разрешительную деятельность государственных органов. Как отмечал Президент на совместном заседании палат Парламента, необходимо упорядочить деятельность государственных органов по проверкам субъектов предпринимательства - именно эта функция госорганов до сих пор была одним из самых важных факторов, препятствующих развитию предпринимательства в Казахстане.
В ряду мер государственной поддержки предпринимательства для реализации Госпрограммы и размещение новых производств на территориях СЭЗ, индустриальных зон и технопарков - с целью обеспечения предприятий готовой инфраструктурой.
Важным для успешного становления и развития новых производств будет гарантирование спроса посредством государственных закупок. В этом году Правительство уже приняло ряд документов, позволяющих отечественным производителям получать государственные заказы в первую очередь. В частности, казахстанскому поставщику отдается предпочтение, даже в случаях, когда его ценовое предложение выше, чем у иностранного поставщика. Предел превышения установлен в 30 процентов, он может варьироваться, в зависимости от уровня казахстанского содержания в предлагаемых предприятием товарах и услугах.
Госпрограмма будет направлена, прежде всего, на бизнес-инициативы с конкурентоспособным и высокотехнологичным производством в приоритетных отраслях экономики, для которых будут создаваться условия, и которым будет оказана государственная ресурсная и финансовая поддержка.