Нелегальные таксисты: почему Казахстан до сих пор не избавился от «бомбил»

Несмотря на рейды, штрафы и ужесточение законодательства, «бомбилы» продолжают работать в Казахстане, подвергая риску пассажиров и бросая вызов официальным службам такси. Почему борьба с ними буксует и что думают по этому случаю эксперты и чиновники, в материале корреспондента агентства Kazinform.

такси
Коллаж: Kazinform/Freepik

Чуть больше недели назад общественность Казахстана шокировала ситуация, о которой рассказали зарубежные блогеры, прибывшие в Алматы. На своей страничке в Instagram пара выложила историю о том, как они столкнулись в аэропорту Казахстана с таксистом — «бомбилой».

Мужчина оценил свою услугу в 7 тысяч тенге, во время поездки курил в машине, четыре раза чудом избежал аварии, а после и вовсе заехал по дороге помыть свою машину. «По приезду взял с нас 10 000 тенге, аргументировав это тем, что „ну мы ведь ездили туда-сюда“, — написали блогеры.

Как бы ни казалось, что «бомбилы» — пережитки 90-х, однако тема нелегальных таксистов остается актуальна в Казахстане и по сей день. Они оккупируют вокзалы и аэропорты, взвинчивают цены, при этом предлагая низкое качество обслуживания, подчас не имея лицензий, медосмотров, технических проверок, страхования ответственности. Все это создает риск как для пассажиров, так и для самого нелегального таксиста.

Полиция: рейды и ДТП

Старший инспектор по особым поручением УМПС ДП Акмолинской области подполковник полиции Адильбек Сураганов отмечает: несмотря на все предпринимаемые меры, деятельность нелегальных таксистов продолжает фиксироваться.

— Это связано с высоким спросом на услуги такси, что создает благоприятные условия для работы в «тени». В текущем году в регионе нами проведено восемь ОПМ в сфере дорожной безопасности («Перевозчик», «Безопасная дорога», «Безопасное такси»). Чаще всего со стороны нелегальных таксистов допускается такое нарушение, как работа без лицензии (без разрешения). Встречаются случаи, когда таксисты активно пристают к пассажирам, предлагая «свои» поездки, особенно в аэропорту и на вокзалах. Часты и нарушение миграционного законодательства, а именно работа иностранцев нелегально, без разрешения, с превышением сроков пребывания в стране, — поделился Адильбек Сураганов.

а
Фото: из личного архива Адильбека Сураганова

По словам полицейского, такие водители зачастую превышают скоростной режим, управляют в утомленном состоянии, используют телефон при управлении транспортом и совершают опасные маневры.

Только в Акмолинской области с начала года пресечено 577 фактов перевозки пассажиров без соответствующей регистрации в госорганах. При этом с участием водителей, осуществляющих нелегальные перевозки пассажиров, зарегистрировано шесть ДТП, в которых погибло 13 человек и 21 травмирован.

К примеру, 29 сентября на автодороге «Астана-Караганда» акмолинскими полицейскими был остановлен автобус, салон которого был переоборудован под спальные места для пассажиров без соответствующего разрешения. Водителю пришлось заплатить штраф в размере 20 МРП.

— Закон от 20 апреля 2023 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения» предусматривает, что с 1 января 2025 года вступили в силу новые требования к частным перевозчикам. Согласно данным изменениям, частные перевозчики такси обязаны направить в местный исполнительный орган уведомление о начале своей деятельности в качестве перевозчика такси. Сведения о частных перевозчиках такси, подавших уведомление, включаются в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений. В результате, владельцы интернет-платформ («InDrive», «Yandex» и т. п.) будут регистрировать и предоставлять заказы только тем частным лицам, которые включены в соответствующий реестр, — пояснил Адильбек Сураганов.

Нью-Йорк, такси
Фото: Максат Шагырбаев/ Kazinform

Между тем, частные перевозчики обязаны:

  • проходить ежедневный и послерейсовые медосмотры;
  • проводить ежедневный техосмотр автотранспорта;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей.

Правда, контроль за выполнением указанных требований возлагается на владельцев интернет-платформ, предоставляющих заказы частным перевозчикам такси. А если таксист работает сам на себя, то и проверить его перед выходом на работу некому…

Отказаться от праворульных и ликвидировать «пятаки»

Председатель гильдии такси при Казахстанской Ассоциации предпринимателей Виктор Шабанов отмечает, что существует несколько категорий таксистов-нелегалов. Первая из них осуществляет перевозки внутри города.

— Таких перевозчиков становится все меньше, потому что это просто неактуально. Вы как потребитель, скорее всего, не пойдете на «пятак», где стоят таксисты, вам интересно, чтобы машина приехала к вашему подъезду, вы загрузились и поехали. Поэтому старая схема перевозок постепенно уходит. Правда, до сих пор существуют дедушки, либо владельцы плохих автомашин, которые заблокированы крупными агрегаторами, либо те водители, которые работают на основной работе, но вечером выходят, чтобы сделать пару заказов, заработать тысячу-другую и вернуться домой. Благо, их становится все меньше, — отметил собеседник.

Однако, как подчеркнул Виктор Шабанов, все еще есть населенные пункты, которые не обеспечены диспетчерскими службами и не охвачены крупными агрегаторами.

а
Фото: скрин из видеозвонка

В таких поселках, как правило, свои перевозчики, и все их знают. Они таксуют, нигде не регистрируясь.

— Но общество сегодня больше всего интересует проблема межгородских перевозок. Когда случаются аварии, то аварии эти со смертельным исходом и на больших скоростях. Вот вам, к примеру, печальная алматинская трасса: дорогу сделали — хорошо, с другой стороны — эти Alphard-ы праворукие постоянно ездят, превышают скоростной режим и совершают ДТП. На мой взгляд, чтобы этого не было, пора уже полностью запретить эксплуатацию всех микроавтобусов с правым рулем. По моему личному мнению, их берут чисто для перевозок. У нас не Великобритания, не Япония, не Индия, у нас правостороннее движение, — отметил спикер.

Виктор Шабанов видит еще одно решение проблемы нелегальных перевозок в контроле тех самых «пятаков».

— Все знают, куда пойти, чтобы уехать по межгороду. И я думаю, что все городские власти и сотрудники полиции тоже прекрасно знают эти точки посадки. На мой взгляд, решить вопрос достаточно просто — нужно этим заниматься. Каких-то действенных мер к этим перевозчикам не применяет никто, — добавил Виктор.

У самих агрегаторов требования к такси тоже возросли: те обязаны при регистрации предоставлять удостоверение, права, техпаспорт на машину.

Однако водитель может зарегистрироваться на одной автомашине, а осуществлять перевозку на другой. С этим тоже знакомы казахстанцы.

Когда уже после того, как вы договорились с перевозчиком о поездке, вдруг начинают приходить СМС с номерами новой автомашины, на которой вы поедете. Но имеет ли этот автотранспорт всю разрешительную документацию?

Передать функции рынку

Проблему нелегальных перевозок признает и председатель Ассоциации транспортников города Астаны Медет Курманов.

— Такой вид деятельности как перевозки должен быть организован государством. Но ситуация такая, что сегодня у нас перевозки хаотичны и предоставляются подчас нелегалами. Пассажир доверяет свою жизнь и здоровье непонятно кому. Доступ к рынку не контролируется. Любой желающий может заниматься перевозками, а это большая проблема. Не говоря уже об обмане, мошенничестве, сервисе, фактах насилия — такое мы тоже здесь видим. И по аварийности у нас коэффициент очень большой, высокая смертность на дорогах. Государство функцию контроля сегодня исполняют не в полной мере, — отметил Медет Курманов.

а
Фото: из личного архива Медета Курманова

Решение собеседник видит в передаче функции регулирования на рынок. Организованный бизнес должен создать стратегию развития отрасли и сам решать проблемы рынка такси. Пока же этим никто не занимается.

Меры от государства

Между тем, само государство тоже пытается наладить ситуацию в сфере перевозок.

Как поделились в министерстве транспорта РК, всего органами транспортного контроля совместно с департаментами полиции с начала текущего года проверено 2709 единиц пассажирских автотранспорта.

Было проведено 195 рейдовых мероприятий. В ходе транспортного контроля за перевозкой пассажиров и багажа, такси возбуждено 1073 административных дела, наложено штрафов на общую сумму 29 млн 996 тысяч тенге.

— Между МинТрансом и МВД РК утверждена Дорожная карта по обеспечению соблюдения требований законодательства в сфере автомобильных пассажирских перевозок на 2023–2027 годы. В рамках Дорожной карты проводятся совместные мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий, пропаганду безопасности дорожного движения и соблюдение требований законодательства РК, — отметил руководитель управления контроля на автомобильном транспорте Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК Гани Салмаев.

При этом, по словам собеседника, для обеспечения соблюдения требований законодательства со стороны агрегаторов и платформ в междугородних и городских перевозках 24 мая 2024 года между Министерством, Министерством внутренних дел РК и ТОО «Яндекс. Такси Корп», ТОО «Inservice (Инсервис)» (Индрайвер) подписаны меморандумы о сотрудничестве и взаимодействии в сфере пассажирских перевозок.

таксист
Фотоколлаж Polisia.kz

— Вместе с тем, согласно Закону «Об автотранспорте», запрещена перевозка пассажиров на такси праворульными автомобилями. В рамках вышеуказанных меморандумов предусмотрены мероприятия по отключению от обслуживания праворульных автомобилей. В настоящее время в стране 90% городских перевозок такси приходится на мобильное приложение «Яндекс», которое с 2024 года не обслуживает праворульные автомобили. Также, на сегодня в стране 80% междугородних перевозок такси осуществляются через мобильное приложение «inDrive». На момент заключения меморандума в 2024 году через «inDrive» работало 47 909 праворульных автомобилей, но с 27 августа 2025 года «inDrive» полностью отключил праворульные автомобили в сфере пассажирских перевозок, — добавил Гани Салмаев.

Напомним, ранее заместитель министра внутренних дел РК Игорь Лепеха озвучил информацию о том, что сфера частных автоперевозок в Казахстане остается небезопасной.

Для решения проблемы МВД предлагает обеспечить доступ полиции к информационным системам государственных органов и интернет-агрегаторов. Это позволит исключить небезопасных перевозчиков и усилить контроль за соблюдением законодательства.  

Сейчас читают