Научные экспедиции находят среди казахской диаспоры Монголии много этнографического материала

None
None
АСТАНА. КАЗИНФОРМ –В интервью у подножия Улытау Глава государства затронул такую важную тему, как история, культура и обычаи нашего народа.

Нурсултан Абишевич, отвечая на вопросы журналиста агентства «Хабар» , в частности, сказал, что молодежь должна знать историю Отечества. «Есть великое понятие - Родина, - поделился сокровенным Президент. - Когда речь заходит о ее защите, каждый в первую очередь думает о родном шаныраке, об отце с матерью, братьях и сестрах, детях, внуках. И с праведными помыслами идет защищать Отечество... Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно».

Об этом в интервью «Казахстанской правде» отметила Гульмира Орынбаева, старший научный сотрудник Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова.

В этом плане интересен опыт сохранения национальной идентичности среди казахов центральных аймаков Монголии - Тов, Сэлэнгэ, Хэнтий. В этих районах я побывала в рамках комплексной историко-этнографической экспедиции Института истории и этнологии. Целью исследований стало изучение казахского населения, проживающего вне «казахского» Баян-Ольгийского аймака, проявления этнического самосознания наших соотечественников в Монголии.

Сохраняя этническую идентичность

Итоги научной поездки подтверждают слова известного теоретика в области культурно-политической антропологии, английского исследователя Эрнста Геллнера о том, что диаспоры вынуждены делать выбор в пользу национализма (имеется в виду позитивный смысл этого слова). В обратном случае их ждет печальная участь быть ассимилированными. Этнографическая сторона этого явления, по мнению Геллнера, выражается в том, что этнические меньшинства осознанно стремятся сохранить свои культурные особенности, язык, веру, обычаи, а также придерживаться этнической эндогамии. То есть проблема сохранения этнического самосознания и идентичности приобретает особую актуальность в среде диаспор. Неудивительно, что научные экспедиции из Казахстана находят среди казахской диаспоры Монголии много этнографического материала, дошедшего до наших дней, можно сказать, в первозданном виде.

Одним из центральных аймаков Монголии, расположенным непосредственно вблизи столицы Улан-Батора, является аймак Тов. Здесь нашими первыми собеседниками стали члены семьи 57-летнего Батолзия из поселка Угтаалцайдам - административного центра сомона (сомон - наименьшая административно-территориальная единица, аналогичная нашему району). Эта семья более 20 лет назад переехала из сомона Баян-Ольгий - места компактного проживания казахской диаспоры. И живет среди халха-монголов - представителей одной из самой многочисленной народности Монголии. Халха-монголы пользуются лестной характеристикой: они доброжелательны и бесхитростны. Помимо них в стране проживают другие народности: захчины, дэрбэты, торгоуты, урянхаи и другие, которые по большому счету также относятся к монголам. При этом наши соотечественники отмечали, что никогда не испытывали к себе неприязненного отношения из-за принадлежности к другому народу. Судя по всему, монголы не только во времена Чингисхана, но и сегодня отличаются исключительным либерализмом в отношении различных народов и религий. Современные монголы - не только буддисты. Немалая их часть под влиянием зарубежных миссионеров стала приверженцами христианства. Есть среди них и те, кто перешел в ислам. Так, 37-летний монгол Ганзориг Эрдынчуулун улы из сомона хонгор, приняв ислам, стал имамом Мухаммедом. Он специально ездил в Казахстан и учился в медресе. И за 6 месяцев смог выучить казахский язык! Его родная сестра замужем за казахом, сейчас живет в Казахстане.

Тем не менее казахская диаспора стремится сохранить свой круг общения. Люди говорили, что хотят, чтобы дети знали историю, культуру и обычаи предков. А в одиночку научить этому им представляется сложным. К примеру, приехав на жайляу к 65-летнему Тлеухану Кабиулы - одному из обитателей летнего пастбища сомона Угтаалцайдам, мы не раз слышали, как хозяин дома требовал от своих детей разговаривать на казахском. «Потом они скажут мне спасибо. Если сейчас молодежь не учить родному языку, то в дальнейшем они могут даже забыть, что они казахи!» - восклицал Тлеухан-ага.

Поселок Угтаалцайдам небольшой, здесь проживают всего 240 семей, из которых лишь 3 дома казахских. А вот на жайляу, что неподалеку, насчитывается более 40 казахских семей. В разговоре с нами 57-летний Батолзий подчеркивал, что нужно обязательно сохранить религию и родной язык. В то же время другие казахи во время интервью признавались, что считают для себя главным оставаться мусульманином, а разговаривать можно и на монгольском языке. «Я не согласен с этим», - говорит Батолзий. Хотя признает, что сохранить родной язык становится сложнее, ведь казахские школы в Монголии работают лишь в одном казахском аймаке - Баян-Ольгие. В других аймаках такие школы отсутствуют, поэтому казахская молодежь зачастую знает монгольский язык лучше, чем родной.

Другим населенным пунктом, где компактно проживают наши сородичи, является город Шарынгол аймака Сэлэнгэ. Жители городка в основном работают на шахте. Казахи здесь составляют до 40% населения, а это 330 казахских домов, или 1 500 человек. Живут казахские семьи дружно вместе на одной из окраин городка. Многие казахи Шарынгола, работающие на шахте, занимают ответственные должности инженера, энергетика, бухгалтера, счетовода и другие. Интересно, что в эпоху социализма на производстве работал казахский театр. Но позже из-за отсутствия финансирования он закрылся.

Сегодня же центром общественной и культурной жизни казахов Шарынгола и его окрестностей является местная мечеть на 50-60 мест, которая носит имя «Хазрет Біләл». Мечеть построили в 90- годах на пожертвования местных казахов. Муфтият мусульман Монголии находится в Улан-Баторе, там же организован «Союз мусульман Монголии» - единственная организация, объединяющая казахов этой страны по религиозному признаку. Имамом мечети Шарынгола является казах Канагат. ему 40 лет. Он часто выезжает к сородичам на их пастбищные угодья, призывает к вере, соблюдению норм ислама. Радует, говорит Канагат, что казахи всегда ждут встречи с ним, люди понимают, как важно поддерживать связи друг с другом, чтобы сохранить свою национальную идентичность. При мечети «Хазрет Біләл» организовано медресе. По словам Канагата, желающих обучать своих детей основам религии немало.

«Қарасай» и «Елимай» в Шарынголе

Кроме этого, казахи Шарынгола организовали, пусть и неофициальное, казахское культурное общество. При нем создали школьный ансамбль «Қарасай», районный музыкальный ансамбль «Елимай», которые к различным праздникам всегда готовят музыкально-культурные программы. И обязательно на казахском языке. А особенно любимым праздником местные казахи называли Наурыз. Одним из активистов этого городка является 57-летний Максат Абилгалымулы, который занят написанием истории казахов Шарынгола. Кроме того, Максат-ага организовывает интеллектуальные игры, викторины, в которых еще выступает в роли ведущего. Максат-ага говорит, что на эти мероприятия всегда приходит много местных монголов, которые с интересом следят за ходом викторины, проводимой обычно в местной школе.

В другом городе центральной Монголии - Налайхе - в 2006 году создали организацию «Қазақ ұлттың даму ұжымы». Ее главной целью является развитие этнической культуры казахской общины - обычаев и традиций, языка, популяризация национальной музыки, инструментов и многое другое. Возглавляет ее Толеухан Желбеубайулы. Совместно с казахами Шарынгола налайхские активисты организовывают фестиваль «Алтын бұркɿт» («Золотой орел»), в ходе которого проводят выставки, музыкальные состязания, а также айтысы, терме. Главное условие при этом - использование исключительно казахских инструментов. В 2006-м такой фестиваль провели в Шарынголе, в 2008-м - в Налайхе. На последнем фестивале присутствовали бывший премьер-министр Монголии Энхболд и члены парламента Жекей, Тлейхан и Бадельхан.

Акцент Родины

Связь со своей исторической родиной казахи Монголии действительно высоко почитают. Даже юрты они ставят в казахских традициях. Как, к примеру, 75-летний Зулкарнай Бекбайулы из сомона хонгор, юрта которого имеет уыки в казахских традициях - с изгибом. Как в домах, так и юртах местные казахи вывешивают все имеющиеся у них семейные реликвии и медали. И даже награды для лошадей - победителей скачек.

Но глобализационные процессы не обошли стороной аймаки. 38-летний житель города Налайхи казах Толеген Сатыбас привлекает внимание своим атлетическим сложением. Оказывается, он серьезно занимается пауэрлифтингом, ездит на международные соревнования. И часто бывает в Казахстане, поэтому говор у него уже казахстанский: с добавлением русских слов и без характерного для казахов Монголии повышения интонации в конце предложения. Толеген - местный предприниматель, с группой товарищей копает шахту, добывает уголь. Добыча минералов в Монголии доступна для рядовых граждан, но при условии уплаты соответствующих взносов и получения разрешения. Кроме того, Толеген имеет бизнес в Дубае - возит туда отдыхающих, помогает с обустройством, шопингом. Этот курорт монгольские туристы, в отличие от казахстанских, только осваивают.

В советские годы в Монголию поступало много книг и периодики из Казахстана. Местные казахи-старожилы постоянно читали журналы «Қазақстан әйелдері», «Жұлдыз» и другие издания. Поэтому казахи старшего возраста хорошо знают национальную литературу. Так, Болыс Бокайулы (55 лет) из Шарынгола перечитал чуть ли не всю казахскую классику. При этом главным для него было стремление ознакомиться ближе с историей и культурой Казахстана, жизнью казахов на исторической родине. И таким образом постоянно чувствовать единение со своим народом.

Все наши соотечественники, с которыми нам довелось беседовать, признавали абсолютно важным для себя существование процветающего и стабильного Казахстана. Осознание исторической родины как сильного государства им необходимо в первую очередь, как сами они образно выразились, для ощущения «твердой почвы под ногами».

Сейчас читают