На какой стадии проект ЛРТ в Алматы
В Алматы продолжается разработка технико-экономического обоснования строительства первой очереди первой линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), передает агентство Kazinform.

По данным управления развития дорожной инфраструктуры, маршрут первой очереди ЛРТ пройдет от железнодорожного вокзала «Алматы-2» по проспекту Аблай хана, улице Толе би, улице Момышулы до депо, расположенного в Алатауском районе, западнее улицы Момышулы — в южной части Индустриальной зоны.
Протяженность первой очереди составит 18,3 км, тогда как общая длина линии запланирована на 32,5 км.
— Технические и финансовые параметры проекта, в том числе фактическая стоимость, источник финансирования, срок реализации, меры государственной поддержки, объем инвестиций будут определены после разработки технико-экномического обоснования на строительство первой очереди первой линии легкорельсового транспорта (ЛРТ), — ответил на запрос редакции и. о. руководителя управления Асан Бостанов.
Отметим, что идея строительства ЛРТ в Алматы обсуждается с 2018 года. Первоначальный проект предусматривал 37 станций на 22,7 км двойных путей. Предполагалось, что интервалы движения составят 4 минуты в часы пик, а среднесуточный пассажиропоток — от 76 до 112 тысяч человек. Средняя коммерческая скорость планировалась на уровне 22 км/ч, а срок реализации проекта — с 2019 по 2042 годы.
Впоследствии запуск строительства неоднократно откладывался. Позже строительство планировалось начать в 2020 году. Согласно ТЭО, инвестиционная стоимость оценивалась в 94,2 млрд тенге с НДС, однако реализация была приостановлена из-за финансовых вопросов.
В 2021 году экс-аким города Бакытжан Сагинтаев заявлял, что строительство ЛРТ может потребовать около 1 млрд долларов США, и вопрос финансирования находится в стадии обсуждения. Позднее в акимате сообщили о появлении потенциального инвестора.
В 2022 году власти города объявили о намерении запустить первую линию скоростного легкорельсового трамвая по улице Толе би к 2027 году.
В 2023 году вопрос строительства ЛРТ вновь оказался в повестке. Разработчик Генерального плана Алматы, эксперт по транспорту Роман Барабанов отметил, что новый генплан города основан на принципе транзитно-ориентированного развития (ТОР). По его словам, успешная реализация этой концепции требует создания коридоров магистрального общественного транспорта — БРТ, ЛРТ, метро, а также организации выделенных полос в радиусе пешеходной доступности.
В декабре 2023 года сообщалось, что первый участок новой системы скоростного трамвая LRT (легкорельсового транспорта) планируется построить к 2027 году. Согласно проекту, линия пройдет по улицам Момышулы, Толе би и проспекту Райымбека — до восточной границы города.
Недавно стало известно, что депо для линии LRT будет построено в Алматы. Оно появится в индустриальной зоне Алатауского района. В будущем линия соединит железнодорожный вокзал «Алматы-2» с транспортно-пересадочными узлами «Барлык» и «Восточный».