Мы должны гордиться брендом «Made in Kazakhstan» - президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова

None
None
АЛМАТЫ. 2 ноября. КАЗИНФОРМ /Екатерина Ионова/ - Для продвижения отечественного товара на внешние рынки нам, с помощью государства, нужно разработать свой бренд «Made in Kazakhstan», которым мы бы могли гордиться. Об этом в беседе с корреспондентом Казинформа сказала президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Л.Худова

.

- Любовь Николаевна, по Вашему мнению, что необходимо предпринимать для продвижения казахстанского экспорта?

- В первую очередь, нужно развивать свой внутренний рынок, повышать общий объем промышленного производства. В легкой промышленности обеспеченность товарами составляет около 8%, по товарам первой необходимости Казахстан импортозависим. Но почти все, что импортируется в нашу страну, мы можем производить сами. Из-за того, что на внутреннем рынке созданы неравные экономические условия, казахстанцы вынуждены невыгодно торговать. Продвигать отечественный экспорт - задача очень сложная, и первое, что нужно сделать, - создать условия для внутреннего рынка. Можно обратиться к опыту других передовых стран - таких, как Япония или Корея, где потребление продукции собственного производства составляет 70-80%. Это позволяет хорошо отрабатывать технологию на месте, увеличивать объемы производства, создавать конкурентоспособные товары, экспортируемые на внешние рынки.

Мы много говорим об увеличении экономического потенциала нашей страны. Но, если коснуться, в частности, легкой промышленности, где 92% товаров завозится извне, то какое-то реальное повышение в этой сфере проблематично. Фактически Казахстан инвестирует в другие страны, создавая там новые рабочие места, вместо того, чтобы открывать их здесь. Еще одной проблемой является присутствие на рынке недобросовестной конкуренции и теневой экономики. В Казахстан товары заходят не сертифицированные и не декларированные, по сути, это подпольная продукция. Она снижает конкурентоспособность товаров, производимых отечественными компаниями, по цене. Не по качеству, а именно по цене.

- На самом деле, наши товары лучше многих зарубежных...

- Но наш менталитет только сейчас начал меняться. Дефицит импортных товаров за 70 лет советской власти сложил такой стереотип, что «наше - плохое, а импортное - лучше». Хотя это далеко не так. Есть продукция, произведенная в Китае, например, очень хорошего качества, но то, что сегодня поступает к нам, изготовлено в каких-то подпольных цехах. Одним словом - ширпотреб, который не имеет сертификата не только безопасности, но и маркировки о стране происхождения. Более 95% продукции, которая реализуется в торговых точках и рынках, именно такая.

- Но ведь каждый товар, завозимый в страну, должен иметь сертификат качества?

- Да, у нас есть Закон РК «О торговой деятельности», где обязательным является наличие сертификата, маркировки на товаре, соблюдение нормативно-технической документации (ГОСТ, ОСТ, международных стандартов). Занимающиеся продажей готовой продукции должны соблюдать эти правила, чего повсеместно не происходит. Купить этикетку «made in» любой страны - не проблема: продается свободно. То есть, идет нарушение ряда законов, за соблюдением которых практически никто не следит. Ни в одну страну мира так товар не заходит - у нас всего за 0,6 евро за килограмм продукция валом валится. Никто не знает, сколько и чего завозится. В других странах есть ограничения: можно завезти только 50 кг., выше - обязательная декларация. В Казахстане же разрешено ввозить свободно две тонны. Это - самая настоящая контрабанда. Представьте, в одном кг. товара тысяча пар женских тонких колгот, а сколько их в двух тоннах? Мы открыли дорогу китайскому и турецкому товару - вместо того, чтобы поддержать своего производителя, который может насытить внутренний рынок необходимыми товарами.

- Что же мешает развитию легкой промышленности в нашей стране?

- Во многих странах именно легкая промышленность имеет высокую степень защиты со стороны государства, принимающего все меры, чтобы эта отрасль работала. Причина - высокая социальная направленность, это одна из отраслей, которая имеет самую высокую трудовую занятость. Только это делает легкую промышленность значимой для любой страны. Имея богатые сырьевые ресурсы (хлопок, шерсть, шкуры), Казахстан ничего не перерабатывает. Мы многое могли бы делать на местах, но необходима помощь инвесторов. Почему сегодня инвестор не идет в легкую промышленность? Первое, как я уже упоминала, неравные экономические условия на рынке. Если бы не было такого прямого доступа товаров в Казахстан, то пришли бы инвесторы, создавались совместные предприятия, новые рабочие места, конкурентоспособный товар, который можно было бы экспортировать.

- А наше государство предпринимает какие-то меры, чтобы изменить ситуацию?

- Пока мы только начинаем работать, используя меры государственной поддержки - создана Корпорация по развитию и продвижению экспорта «Kaznext Invest», сфера деятельности которой, я считаю, должна быть как можно шире. Хотелось бы, чтобы государство не жалело денег на этот ресурс, помогая нашим предприятиям, которые хотят производить товары и продавать их на внешние рынки. Недавно мы в первый раз приняли участие в 35-й Федеральной оптовой ярмарке товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром» в Москве. Наши компании - ТОО «Семирамида», представившая несколько коллекций пальто, ТОО «Сэш элегант» с коллекцией головных уборов, ТОО «Казспо-Н», которое с большим успехом показало горнолыжную одежду, и компания «Казахстан Тексти-Лайн» с брендом «Mimioriki» - ни в чем не уступали коллегам из России, Франции, Италии, Украины.

Считаю, что это начало выхода, к примеру, на российский рынок. Пока, конечно, этого не достаточно, необходимо участие в выставках, проведение исследований международных рынков. Такая работа не под силу костяку экономики страны - малому и среднему бизнесу, доля которого должна составлять не менее 70% от общего объема производства в стране. Во всем мире тратится в десятки раз больше средств, чем выделяется «Kaznext Invest», проводятся активные маркетинговые исследования, обучающие тренинги для предпринимателей, торговые миссии, встречи, субсидируется участие в международных выставках. Турки, к примеру, проводят выставки четыре раза в год только в Казахстане, сами везде участвуют, показывают свой продукт.

А ведь за рубежом некоторые даже не знают, где находится Казахстан! Может быть, нам нужно разработать бренд своей страны, чтобы, увидев лейбл «Made in Kazakhstan», никто не удивлялся. Наша задача - с помощью корпорации «Kaznext Invest» и государственной политики сделать так, чтобы в стране изготавливались свои изделия и с гордостью носились. И эта работа началась, в планах совместно с «Kaznext Invest» запланировано разработать национальный бренд, например, «Казтекстиль» и двигать на внешние рынки.

- Вы часто упоминаете о введении сниженной ставки НДС для наших предпринимателей. Что даст эта мера?

- Это бы сразу дало резкий рост объемов производства. Сегодня многие предприятия имеют недостаток оборотных средств, все эти годы они брали и берут кредиты под высокие процентные ставки - 18-20%. Это невероятно дорого и не выгодно. А мера по снижению ставки НДС позволила бы предприятиям накопить достаточно оборотных средств, чтобы повысить объемы производства. Мы не говорим о постоянстве этой меры, хотя в Киргизии такое существует уже 10 лет. Если хотя бы на пять лет государство освободило от налога по НДС отечественных предпринимателей, то объемы производства в нашей отрасли увеличились бы в три раза! Можно было бы создать более 50 тысяч новых рабочих. Но пока Министерство финансов не поддерживает этого. Возможно, на внутреннем рынке у нас бы увеличилось конкурентное преимущество по цене.

- Как Вы считаете, Таможенный союз будет способствовать развитию легкой промышленности и продвижению отечественного экспорта?

- Да, конечно, нас многое устраивает по Таможенному союзу. В том году мы вместе с Министерством индустрии и новых технологий отрабатывали несколько вопросов по импортным таможенным пошлинам из третьих стран. Многие позиции нам удалось отстоять, было много позиций, на которые мы попытались снизить ставку до нуля или оставить на уровне 5%. В плане готовой продукции мы солидарны с россиянами и белорусами - она должна заходить на внутренний рынок с большой добавленной стоимостью, иметь соответствующие пошлины. Мы считаем, что это правильно.

- Расскажите про Ассоциацию предприятий легкой промышленности, над чем она работает?

- Наша ассоциация создана в конце 1999 года, объединяет текстильные, швейные, трикотажные, кожевенные, меховые и обувные предприятия. Сегодня это более 70 реально работающих компаний, которые производят пряжу, ткани, бельевой и верхний трикотаж, швейные изделия, спортивную одежду и многое другое. Направление работы ассоциации очень разноплановое. Основная миссия - создание благоприятных экономических условий для развития легкой промышленности в Казахстане. Все эти годы работали над снижением импортных таможенных пошлин, в т.ч. в рамках Таможенного союза. Ассоциация сегодня - это связующее звено между предприятиями и правительством. Мы аккумулируем проблемные вопросы в легкой промышленности страны и стараемся отрабатывать их или с правительством, или с национальной палатой Союз «Атамекен».

Также нашей большой задачей является продвижение отечественных товаров на внешнем и внутреннем рынках. В этом плане подписано много меморандумов с представителями из разных стран. Реализовано несколько проектов, в частности, с Японской внешнеторговой организацией «JETRA», по продвижению экспорта текстильной продукции. Также работаем с ПРООН, сейчас два проекта реализуются с Южной Кореей - Институтом новых технологий «Хайтек» и Текстильной федерацией Кореи. В рамках этих проектов проходит стажировка наших специалистов на корейских предприятиях, где они обучаются новым технологиям. Ассоциация активно контактирует с поставщиками тканей, сырья, материалов, также мы организуем встречи с представителями различных стран, формируем сведения о партнерах, участвуем в выставках и работаем со СМИ.

- Спасибо за интервью.

Сейчас читают