Миллиард тенге, гастроблогеры и Netflix: как Алматы строит туристический имидж
В этом году акимат Алматы потратит 60 миллионов тенге на работу с инфлюенсерами и лидерами мнений в рамках продвижения туризма в городе, передает корреспондент агентства Kazinform.

Всего в этом году на развитие туризма в Алматы предусмотрено 1,2 млрд тенге. Как распределят эти средства, кого привлекут в мегаполис и какой эффект от известных личностей — редакция решила узнать у городского управления туризма.
Сколько блогеров (инфлюенсеров) планируется привлечь
В управлении туризма Алматы сообщили, что пересмотрели стратегию продвижения города на международной арене, полностью отказавшись от практики прямых приглашений блогеров и инфлюенсеров. Такое решение объясняется возросшим интересом со стороны зарубежных медийных личностей, которые все чаще выбирают южную столицу для своих визитов.
— В 2025 году Бюро по туризму продолжит активно работать с лидерами мнений по всему миру, поскольку практика показала, что это дает ощутимый результат. В этом году планируется поддержка 100 иностранных инфлюенсеров, журналистов и медийных личностей из более чем 20 стран. Акцент будет сделан на гастротуризм и искусство. Это связано с открытием двух значимых объектов в Алматы: Museum of Art и центра современной культуры «Целинный». Мы уверены, что они станут новыми точками притяжения туристов, усиливая культурную привлекательность города, — пояснили в управлении.
Отмечается, что туристы нередко выделяют разнообразие национальной и международной кухни в Алматы. Особую популярность среди гостей города набирают направления вроде «неокочевой кухни» и блюда по древним рецептам кочевников.
— Именно поэтому мы делаем основной фокус на гастрожурналистов, фудблогеров и представителей сферы культуры, чтобы еще больше подчеркнуть гастрономическое и культурное богатство Алматы на международной арене, — ответили в ведомстве.

Ожидаемый эффект
Эффективность работы инфлюенсеров в первую очередь оценивается по охвату контента — количеству просмотров публикаций, уровню вовлеченности аудитории (лайки, комментарии, репосты) и общему взаимодействию с материалом.
— Контент, созданный блогерами и журналистами, в большей степени направлен на повышение узнаваемости Алматы, формирование позитивного имиджа города и стимулирование интереса к путешествию. Совокупный эффект от этой работы оценивается в 1 миллиард 319 миллионов тенге, — говорится в ответе.
Кампания продемонстрировала высокие показатели охвата и вовлеченности в ключевых социальных сетях:
- Instagram: вовлеченность — более 35 миллионов, охват аудитории — свыше 11 миллионов;
- TikTok: вовлеченность — свыше 127 тысяч, аудитория — более 190 тысяч;
- YouTube: вовлеченность — более 122 тысячи, охват аудитории — свыше 596 тысяч.
В управлении туризма отмечают, что практика показала — качественная работа с блогерами дает долгосрочный эффект: люди, увидевшие публикации о городе, принимают решение о поездке спустя месяцы или даже годы.
— Это особенно важно для продвижения Алматы как устойчивого туристического бренда на международной арене. Ожидаемый совокупный охват контента, созданного по итогам визитов, составит порядка 160 миллионов просмотров. Это позволит значительно повысить узнаваемость направления и усилить позитивный имидж региона на международной арене, — подчеркнули в ведомстве.
В 2024 году Алматы посетили 176 блогеров, журналистов и лидеров общественного мнения из 42 стран, таких как Испания, Сербия, Канада, Китай, Италия, Австрия, США, Аргентина, Малайзия и Великобритания. Созданный контент охватил 140 миллионов пользователей, обеспечив 38,1 миллиона просмотров и 895 тысяч лайков.
Среди участников программы:
- блогеры — 54 человека (31%);
- журналисты — 58 человек (33%);
- съемочные группы — 42 группы (24%);
- фотографы — 2 человека (2%);
- медийные личности — 20 человек (10%).
Среди наиболее удачных примеров работы Бюро по туризму выделил японского блогера Юджи Белеза, который опубликовал девять видеороликов об Алматы с общим охватом от 200 тысяч до 28 миллионов просмотров.
Высокие результаты показала и съемочная группа Amazon Prime из США — контент о городе собрал 29,6 миллиона просмотров. Отдельно в управлении отмечают участие в проекте съемочной группы Netflix. Хотя публикации еще ожидают выхода, сам факт сотрудничества с крупнейшим стриминговым сервисом подчеркивает международное признание Алматы как туристического направления.

Туристические локации с участием блогеров (инфлюенсеров)
По данным управления туризма, для продвижения Алматы с участием лидеров общественного мнения планируется разнообразие туристических локаций, адаптированных к интересам каждого визитера. Если это первый визит, то маршруты включают обязательные для посещения места, такие как Кок-Тобе, Медеу, Большое Алматинское озеро.
— В случае, если есть конкретный запрос — например, гастрономический, урбанистический или культурный — маршрут адаптируется под тематику: это могут быть такие места, как «Зеленый базар», район Алмалы с историческими зданиями, арт-пространства. При этом важно учитывать специфику площадки: для блогеров ключевым фактором является визуальный контент — панорамные виды, атмосферные локации, архитектура и яркие события. Журналисты же чаще ориентированы на информативность и глубину, поэтому для них подбираются объекты с исторической и культурной значимостью, — уточнили в ведомстве.
Согласно данным Mastercard, наблюдается рост интереса к культурно-познавательному туризму, что способствует увеличению посещаемости музеев, театров, этноаулов и исторических объектов. Ожидается, что открытие центра современной культуры «Целинный» и Almaty Museum of Arts окажет значительное влияние на привлечение новых туристов и развитие культурных обменов.

Требования и критерии к блогерам
Критерии выбора зависят от формата площадки. Для медиа-ресурсов важными факторами являются уровень издания, его аудитория и репутация. В случае с блогерами акцент делается не на количестве подписчиков, а на охватах аудитории. Поскольку в этом году особое внимание уделяется гастрономическому туризму, к блогерам предъявляется требование по направлению блога, которое должно охватывать такие темы, как food, lifestyle, art & culture.
Критерии для журналистов зависят от локации и специализации. В приоритете журналисты из Италии, а также из европейских стран: Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Германия, Греция, Польша и скандинавские страны. Важными регионами также являются страны Ближнего Востока, Южная Корея, Китай, страны Юго-Восточной Азии, США и Канада, а также украинцы, проживающие в Европе и на Ближнем Востоке.
— По направлениям, в приоритете стоит тревел, гастрономия, искусство и лайфстайл. Среди медиа-брендов особое внимание уделяется изданиям, таким как Condé Nast Traveller, а также Vogue, Esquire, GQ. Кроме того, в числе приоритетных — тревел-гиды вроде Lonely Planet, Perito Burito и бортовые журналы, — заметили в управлении туризма.
В рамках проекта 2024 года Алматы был представлен в крупных международных изданиях. Среди них — статьи, подготовленные журналистами из Италии для изданий salepepe.it, viaggi.corriere.it и periodistadigital.com, а также материал в Condé Nast Traveller, который вышел сразу в трех версиях — британской, итальянской и индийской. Кроме того, Алматы стал местом съемок для грузинского шоу «Красное и Черное», южнокорейского телеканала KBS и других международных проектов.

Как распределят 1,2 млрд тенге
Как сообщили в управлении туризма, бюджет на работу по взаимодействию с инфлюенсерами и лидерами общественного мнения в этом году составляет 60 млн тенге (сумма указана без учета НДС). Эти средства предусмотрены для организации пресс-туров для локальных блогеров и журналистов, а также для встречи и приема зарубежных лидеров общественного мнения, включая блогеров, журналистов и съемочные команды.
— Бюджет оптимизирован за счет отказа от выплат гонораров блогерам и затрат на размещение материалов в международных изданиях. Вместо этого средства будут равномерно перераспределены на организацию наземных услуг для инфлюенсеров, включая проживание, питание, трансферы и экскурсионное сопровождение, что позволит эффективно реализовать программу без дополнительных расходов. Помимо зарубежных инфлюенсеров, будет организован ряд туров для локальных инфлюенсеров, с целью продвижения Алматы на внутреннем рынке Казахстана, — пояснили в ведомстве.
Кроме того, в рамках данной суммы планируется проведение нетворкинговых мероприятий формата Sharing Hub, направленных на обмен опытом, укрепление профессиональных связей и совместное продвижение туристического потенциала Алматы. Всего в 2025 году планируется поддержка 100 иностранных инфлюенсеров, журналистов и медийных личностей из более чем 20 стран. Ожидаемый совокупный охват контента, созданного по итогам визитов, составит порядка 160 миллионов просмотров.
— Выделенный бюджет направлен исключительно на продвижение Алматы на международном туристическом рынке. Основная цель — формирование положительного имиджа города как привлекательного туристического направления, что, в свою очередь, способствует росту потока туристов, увеличению инвестиций и укреплению экономической позиции города, — говорится в ответе.

Налоговые поступления
В управлении добавили, что уже сегодня наблюдается положительная динамика: в 2024 году объем оказанных услуг вырос на 30% до 96,3 млрд тенге. Налоговые поступления достигли 90,7 млрд тенге — рост в 1,9 раза.
Также в акимате поделились некоторыми результатами:
- Алматы вошел в престижный список «52 места к посещению» от New York Times.
- Город занял высокие позиции в рейтинге Wanderlust ТОП-24.
- Курорт Шымбулак получил признание Conde Nast Traveller Italia как одно из лучших мест для зимнего спорта.
- Журнал DOVE Travel Journal включил Алматы в десятку направлений, которые необходимо посетить хотя бы раз в жизни.
Имидж Алматы
Для развития туристического потенциала города и привлечения большего числа туристов гостей планируется реализация комплексного подхода, который объединит развитие инфраструктуры, продвижение города на международном рынке и использование современных маркетинговых решений. На сегодня ведется мониторинг 40 проектов по строительству гостиниц на 5 679 номеров, из них:
- ведется строительство 11 объектов на 1 357 номеров;
- находятся на стадии проектных работ 29 объектов на 4 340 номеров.
Планируется завершение строительства:
- 9 гостиниц в 2025 году (1 037 номеров);
- 16 гостиниц в 2026 году (2 447 номеров);
- 15 гостиниц в 2027 году (2 195 номеров).
Реализация всех проектов планируется к 2027 году. Это позволит увеличить номерной фонд города, а также повысить комфортность пребывания туристов в мегаполисе, считают в управлении туризма.
В 2025 году для дальнейшего укрепления позиций Алматы на глобальном туристическом рынке запланировано участие в 9 международных туристских и 4 международных MICE выставках.

Сколько туристов ожидается в Алматы в 2025 году
В управлении туризма Алматы заявили, что в 2024 году город установил новый рекорд по общему количеству туристов, увеличив этот показатель на 14,8%, и приняв 2 340 300 человек.
В этом году мегаполис планирует привлечь более 2,5 млн туристов. По прогнозам управления, ожидается увеличение числа туристов из Китая, Индии, США, Катара, Малайзии, ОАЭ и Саудовской Аравии.
Стоит отметить, что иностранные туристы, которые приезжают в Алматы, в основном пользуются услугами гидов и туроператоров. Они посещают чаще всего такие места, как Медеу, Шымбулак, Кок-Тобе, Кафедральный собор, Центральный государственный музей, Центральную мечеть, Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, Зеленый базар, Арбат, Центральный Парк культуры и отдыха, Парк Первого Президента, Ботанический сад, Рощу Баума, зоопарк и другие.
Ранее мы рассказали, за что иностранцы полюбили Алматы.
О том, какие города Казахстана чаще всего привлекают наших соотечественников и зарубежных туристов, читайте по ссылке.