Марат Игали - о музее под открытым небом и загадках древности

None
None
  КОКШЕТАУ. КАЗИНФОРМ - Уникальный туристский архитектурно-культурный комплекс всемирно известной Ботайской культуры открылся в июле на курорте Бурабай. Сегодня корреспондент МИА «Казинформ» побеседовал на эту тему с советником акима Акмолинской области, кандидатом политическиx наук Маратом Игали.

- Марат Несипкалиевич, расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания визит-центра «Ботай-Бурабай»?

- Идея создания бренда и музея Ботая как матрицы Степной цивилизации обсуждалась давно. Конкретные очертания она получила в 2017 году, когда Министерство информации и коммуникаций организовало съемки масштабной международной научной кинотрилогии «EQUUS - История Лошади», повествующей об истории одомашнивания лошади на территории Казахстана и культуре Ботайской эпохи.

Инициатива министра информации и коммуникации Даурена Абаева по дальнейшему расширению бренда и созданию этнографического музея под открытым небом Ботайской культуры получила поддержку у акимата Акмолинской области. В короткие сроки было организовано строительство визит-центра «Ботай-Бурабай» на территории Бурабайского района как одного из ареалов распространения Ботайской культуры Урало-Иртышского междуречья. Хочу отметить особую роль акима Акмолинской области Малика Мурзалина, поддержавшего практическую реализацию проекта.

- Откуда брались сведения при реконструкции жилищ ботайцев?

- Уникальность нашего музея заключается в том, что при реконструкции жилищ ботайцев нас консультировал сам Виктор Зайберт. Именно он является автором крупнейшего археологического открытия XX века - Ботайской культуры. Виктор Зайберт не только доказал высокий уровень развития ботайцев, но и сделал сенсационное открытие: народ, кочевавший по территории Северного Казахстана шесть тысяч лет тому назад, одомашнил лошадь и успешно занимался ее разведением. Это перевернуло существовавшую ранее теорию одомашнивания лошади. Считалось, что это произошло гораздо позже. Рад, что мечта известного археолога о создании визит-центра под открытым небом была реализована именно на курорте Бурабай. 

В создании проекта также принял активное участие продюсер документальной кинотрилогии «EQUUS» Нурбол Баймаханов. Отмечу, что на территории Акмолинской области уже снята документальная кинотрилогия «EQUUS», рассказывающая о том, что впервые в мире лошадь одомашнили именно в северных регионах Казахстана. Фильм планируют показать в 60 странах мира. Мы считаем, что все это привлечет внимание туристов всего мира к курорту Бурабай.

null- Какова цель создания музея «Ботай - Бурабай»?

- Во-первых, это практическая реализация тех поручений, которые Глава государства дал в своей программной статье «Рухани жаңғыру». Во-вторых, он очень важен для нас с точки зрения привлечения туристов - и внутренних казахстанских, и России, международных.

Вы знаете, что с древнейших времен территория Казахстана являлась пространством, где происходили глобальные процессы в масштабах мировой истории человечества. Как считают эксперты, цивилизация Ботай отражает самые ранние процессы доместикации лошади, переход к конно-транспортной коммуникации, становление экономики и начало культурогенеза казахского этноса, что способствовало динамичному развитию Степной цивилизации в Евразии.

Музей под открытым небом открыт в рамках проекта «Сакральный Казахстан» и знакомит посетителей с древнейшей эпохой Ботая, создавшей своеобразный историко-культурный феномен Степной цивилизации, известный в историографии как культура номадов. Ботайские поселения существовали около шестисот лет.

Таким образом, целью проекта является воссоздание и реконструкция архитектурно-культурного комплекса, исторически воспроизводящего древние жилища Ботайской культуры.  Задача этого визит-центра увековечить и развить бренд Ботайская культуры. Интересно, что в американских школах дети изучают культуру, в период которой была одомашнена лошадь, а в западных странах ученые очень активно подключаются к изучению уникальнейшей мировой культуры Ботая.

 - Марат Несипкалиевич, насколько знаю, Вы по базовому образованию историк и лично участвовали в арxеологическиx раскопкаx, расскажите, пожалуйста, более подробно о Ботайской культуре.

- Ботайская культура - это археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700-3100 годах до н. э. на севере Казахстана на территории Акмолинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской областей. Впервые была открыта в 1980 году на территории Кокшетауского историко-географического региона, расположенного в центре Казахского мелкосопочника - Сарыарки. В историографии Казахстана культура названа по наиболее характерному для нее поселению Ботай в бывшей Кокшетауской области. Всего открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбулак, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. Сегодня мы находим остатки этой архитектуры как на Востоке, так и на Кавказе и других регионах евразийского пространства.

Непосредственно Ботайская культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана - Урало-Иртышского междуречья и датируется IV-ІІІ тысячелетиями до нашей эры. Уникальность и значение Ботая заключается в том, что именно здесь примерно 5,5 тысяч лет назад впервые в мире была одомашнена лошадь, созданы первые жилища кочевников и начались великие новации конно-степных цивилизаций. По данным палеогенетиков, лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей. Поэтому при раскопках находят очень много костей животных, особенно лошадей.

По данным арxеологов, ботайцы умели делать консервы: они готовились в круглых ямах, куда закладывалась конина и закрывалась шкурами и глиной. Сверху разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород. После приготовления мясо могло без доступа воздуха храниться там долгое время. Ботайцы занимались обработкой кости, дерева, камня, изготавливали керамическую посуду. У жителей поселения были даже ткацкие станки, в которые заправлялись нити из конопли и крапивы.

Ботайцы за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, ювелирами, медиками и художниками. Ряд изделий выполнен таким образом, что невозможно поверить в уникальные технологии каменного века. Представители этой культуры впервые выработали календарные циклы скотоводов в степях Северного и Центрального Казахстана. Зимой они жили в больших поселениях  и стационарных домах по типу казахских қыстау, весной же часть жителей вместе со скотом отправлялись на кочевья в степные районы Торгая и Улытау. Свидетельством тому является рисунок на глиняном горшке с изображением двух колес и стилизованной лошади между ними.

Основными материалами этой культуры были камень, кость и глина. Основные занятия: коневодство, охота и рыболовство. Проведенные археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700-6000 лет назад.

- Есть ли уникальные находки в захоронениях Ботайской культуры?

- До сих пор не выяснено, как древние люди хоронили своих соплеменников. Найдены несколько останков древнего человека, но они задали археологам новые загадки. Они находились в разрушенных жилищах. По рассказам Виктора Зайберта, особенно интересен один череп человека. В затылочной части черепа сделано два отверстия, которые человеку просверлили в возрасте 14-16 лет, а потом человек еще прожил 17 лет. Сверления сделаны так, что они не затронули мозга человека. Ученые считают, что он принадлежал к людям особого разряда: шаманам, жрецам, святым. Воздействие через эти отверстия на головной мозг вызывало у этого человека страшные боли, он начинал бредить. Древние люди считали, что он общается с духами или какими-то силами природы. После смерти на лицо человека изготовили глиняную маску. Захоронен он был у входа в жилище.

Видимо, считалось, что он оберегает благополучие дома. Ботайцы, использовав примитивные кремневые сверла, смогли проделать в черепе сородича два отверстия, совершенно не задев мозг. Примечательно, что отверстия были открытыми, костной ткани почему-то не давали зарасти. Делалось это, видимо, с помощью какой-то костяшки, что доставляло человеку нестерпимые боли.

Археолог выдвинул свою версию. Он считает, что на Ботае родился человек, признанный особым существом. Его практически обожествили. Скорее всего, он становится шаманом, и отверстия в его черепе были проделаны для того, чтобы при вибрации палочки, задевающей нервные рецепторы, вызывать боли, состояние транса.

- Где располагается музей «Ботай-Бурабай»? В чем его уникальность?

- Символично, что археолого-этнографический музей под открытым небом «Ботай-Бурабай» расположился у живописных Кокшетауских гор на курорте Бурабай у подножия горы Жеке батыр, на территории лесного хозяйства «Акылбай».

Музей занимает пространство площадью 600 кв. м, общая же площадь всего этноархеологического комплекса составляет 25 000 кв. м. Отмечу, что реконструкция сразу нескольких ботайских жилищ - это первый уникальный научный опыт в Казахстане. Открытие отражает не только исторический опыт далеких предков, передавших умение строительства и особый архитектурный стиль, трансформировавшийся со временем в казахскую юрту, но и практичность таких сооружений, которые могут использоваться и в современной практике. Создание музея «Ботай - Бурабай» - наглядный пример того, что развитие туристического кластера Акмолинской области приводит к созданию нового историко-культурного комплекса.
null

-  Почему музей состоит из семи жилищ?

-  В мировоззрении казахов семь является священным, магическим числом. В этой цифре заложено все качество Вселенной и генетический код самого человека. Через цифру семь, которой фиксируется живой человек на земле, непрерывно формируется связь между энергией Вселенной и другими видами энергий, которые в ведах называют аурой, в науке - единым полем, а у казахов - духом предков.

Основой для ботайских домов послужили созданные метровые в глубине жилища, с возведенными сверху куполами, внешне напоминающие юрту. Если говорить о семантике, ботайские жилища копируют структуру мира. Округлая форма, шаровое перекрытие - свод, центром жилища является очаг, огонь олицетворяет солнце. При этом купольное отверстие играло магическую роль.

По данным Зайберта, ботайцы строили очень прочные теплые жилища. Для начала делался котлован, возводились невысокие каменные стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие. Все это обмазывалось глиной и обкладывалось земляными пластами. Чтобы создать такую конструкцию, нужен был очень точный расчет, что свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне ботайцев. Летом в этом жилище было прохладно и сухо. В осенне-зимний период в нем не наблюдались перепады температур.

Все жилища соединены между собой подземными переходами, и каждое из них по-своему уникально: в одном из них будут проводиться обряды, в другом желающие смогут заняться промыслами, приготовить кумыс по древнему рецепту, в третьем представлены оружия и т.д. Посетителям музея «Ботай-Бурабай» представится возможность прикоснуться к истории посредством созданной среды, воспроизводящей историческую эпоху позднего неолита.

Интерес вызывает и содержание жилищ визит-центра «Ботай-Бурабай». В каждом выставлены предметы быта, найденные в ходе археологических раскопок. Все находки несут в себе ценную информацию. Ждем, что вскоре фонд музея пополнят и другие ценные экспонаты. В селе Красный Яр близ Кокшетау недавно обнаружено древнее поселение, принадлежавшее к Ботайской эпохе.

В целом структура археолого-этнографического комплекса состоит из административного здания, в стиле ботайской культуры, центрального жилища, социально-культурного, духовно-сакрального, коневодческо-кумысного, хозяйственного и жилища домашних промыслов. Все это, уверен, будет интересно для туристов, посещающих курорт Бурабай.

Это актуально в свете того, что сегодня наша курортная зона является туристическим центром международного значения. Уникальный природный край ежегодно посещает свыше миллиона туристов. Считаю, что развитию туристического кластера в регионе будут способствовать проекты, связанные с исторической местностью у горы Кокшетау «Абылай хан алаңы», курортной зоной «Ақбура» на берегу озера Айнаколь и других объектов, в том числе и новый туристский объект Ботайской культуры. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих посетить музей «Ботай - Бурабай»!

- Спасибо за интересную беседу!

Сейчас читают