Легенды нашей древней земли когда-нибудь найдут реальное подтверждение - Б. Кожахметов
Улытау, как известно, - священное место для казахов. Именно здесь, у подножия горы Улытау, Глава государства Нурсултан Назарбаев в интервью агентству "Хабар" высказал свои сокровенные мысли о проблемах развития современной экономики, истории страны, языка и религии. Как отмечает директор заповедника-музея в интервью изданию «Казахстанская правда», Улытау - ключ к истории степной цивилизации. Легенды Улытау тесно связаны с Ираном. История степных народов Великой степи имеет общие корни. Древняя, «цивилизацию образующая» страна и сегодня продолжает влиять на ситуацию в регионе. И, чтобы понять Переднюю Азию, нужно знать Иран. И я отправился на встречу с ним. Исламская республика Иран расположена в юго-западной части Азии. Она граничит с Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном, Афганистаном, Ираком и Пакистаном. Столица Ирана - Тегеран. Лето здесь жаркое, а зима теплая. На севере Ирана, в провинции Гулистан, проживает около 8 тыс. казахов. Наши сородичи сюда откочевывали из Мангыстау и Атырауского региона в 30-е годы прошлого века, во время конфискации скота советской властью. Знакомство с Ираном я решил начать с юга страны, с города Шираз. Знаменитый ширазский базар, могила любимого поэта моей юности Саади, «зеркальная» мечеть заняли первый день путешествия. Второй день я посвятил правителям Персии. Справка: персидские цари вели войны, совершали походы в Египет, пытались покорить скифов и даже нанести удар могущественным Афинам. Укрепляли границы своего обширного государства, простиравшегося от Босфора до Инда, от Каспийского моря до Персидского залива. Покровительствовали науке и торговле, сооружали дороги и особое внимание уделяли строительству караван-сараев и дворцов. Я посетил одно из знаменитых строений персов Персеполь - уникальнейший памятник архитектуры VI-IV веков до н.э., занесенный в прошлом веке в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город был воздвигнут 2,5 тыс. лет назад Дарием Великим на гигантской платформе высотой 20 м. Огромная монументальная лестница вела в нем к сооружению, известному под названием «Ворота всех народов». Через эти «Ворота» некогда проходили к Дарию с дарами посланцы покоренных им народов. Сюжеты, вырубленные в стенах по обеим сторонам лестниц, прекрасно сохранились в мельчайших подробностях. Каких только народов здесь нет? Египтяне, греки, вавилонцы, бактрийцы. Вот и наши саки! В остроконечных шапках они ведут в подарок коней, несут золотые предметы. Невольно приходит волнение. Этот караван из наших степей... Иранские ученые утверждают, что сокровищница царя, состоявшая из многих залов, занимала площадь более 10 000 кв.м. После победы над персами, чтобы вывезти богатства, Александру Македонскому понадобилось 3000 верблюдов и бесчисленное количество повозок. И вот настал день, когда я оказался у могилы шахиншаха Кира II, чтобы попросить прощения за своих предков - за то, что они были вынуждены убить великого завоевателя мира. Как известно, все подробности смерти персидского царя изложены Геродотом. Массагеты во главе с Тумар ханум Томирис применили обычную тактику - заманили персов в глубь пустыни. Справка: «Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Из золота и меди у них все вещи. Но металлические части копий, стрел и боевых секир они изготавливают из меди. Так же и коням они надевают медные панцири. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе. Зато золота и меди - в изобилии. Они вели войны с великими полководцами Дарием, Киром, Александром Македонским». За Сырдарьей пустынная территория - Бетпак-дала (Голодная степь). Там и погибли войска персов. Для чужака эта пустыня на первый взгляд кажется живой: саксаульные рощи, жынгылы. На самом деле она безводна. Сцены гибели Кира описаны во многих учебниках. Томирис приказала наполнить емкость человеческой кровью и утопить голову царя, приговаривая: «Ты хотел много крови? Так напейся ею досыта!». Персы выкупили у кочевников тело царя и похоронили на родине, в городе Пасаргады. Его надгробье пережило потрясения, войны и вандализм, а сегодня это наиболее посещаемый объект туризма. Следующим городом на моем пути стал Язд - центр зороастризма. Ни для кого не секрет, что многие туристические объекты, привлекающие к себе туристов легендами, не всегда соответствуют истине. Однако поток туристов на этих объектах с каждым годом не уменьшается. Ярким примером может быть «Ноев ковчег» в Казыгуртском районе Южно-Казахстанской области. Сделанный из металлических швеллеров и уголков, он сегодня - один из наиболее посещаемых объектов. Улытау славится многими историческими памятниками и легендами. Легенды Улытау связаны с такими именами, как Афрасиаб, Томирис, Македонский, Чингисхан, Заратуштра. Остановимся на имени Заратуштра - по тюркской версии Зердешбаба. Многие источники доводят до нас, что Зердешбаба родом из Южной Сибири, района Уральских гор. Судя по тому, что его прозвали «степным пророком», он точно наш - из племен Великой евразийской степи! Справка: Заратуштру считают основателем религии древних иранцев, называемой зороастризмом, человеком, открывшим людям завет Бога: «Добрые помыслы, добрые речи, добрые дела». Когда-то зороастризм исповедовали на территории древнего Ирана, Афганистана, Средней Азии, Южного Казахстана. Он объединил большие пространства и оказал немалое влияние на мировые религии. Особенность учения Заратуштры в том, что путь к Богу лежит не столько через обряды и жертвоприношения, сколько через добрые мысли и праведное поведение. Заратуштру считают первым пророком в истории человечества, проповедовавшим монотеизм, учение о единобожии. По преданию, в 20-летнем возрасте будущий пророк оставил мирские желания и ступил на путь праведности, скитаясь в поисках истины. А в 30 лет получил божественное откровение, оставил дом и пустился в странствия. Согласно улытауской легенде, первое откровение от Всевышнего и призыв к служению Зердешбаба получил именно в пещере Аулиетау, что на вершине Улытауских гор. В 2011 году известный казахстанский археолог, доктор исторических наук, профессор Виктор Зайберт исследовал гору Аулиетау и ее подножие. Он пришел к выводу: вершина Улытау была сакральным местом еще в эпоху бронзы, во II тысячелетии до н. э. То, что Улытау был священным местом во времена тюрков и последующие периоды, известно всем и не требует доказательств. Сегодня для нас важно то, что и во времена Зердешбабы, а это позже эпохи бронзы, Улытау был объектом паломников. И его, естественно, должен был посетить будущий степной пророк. Иранцы подтверждают: пророк Заратуштра пришел из северных регионов. Персы всегда считали территорию Южной Сибири своей северной территорией. По признанию многих ученых, племена арийцев, заселивших Иран во II тысячелетии до н.э, пришли с Урала. И в последующем они продолжали посещать прародину - Южную Сибирь. Значит, для Зердешбабы путь, в который он намеревался отправиться, был «протоптанной тропой». После получения откровения он отправился в район, где ныне находится Иран, где получил поддержку местных правителей. Отсюда следует, что туристы и паломники, посещающие пещеру Аулиетау, могут быть уверены в максимальной приближенности улытауской легенды к истине. Остается продумать, что взять у иранских «зороастрийцев» и применить это в Улытау для большей привлекательности и зрелищности пещеры Зердешбабы. В городе Исфахан, куда я прибыл на пятый день, гид рассказала об эпическом герое Рустаме, которого мы хорошо знаем из персидской поэмы Фирдоуси «Шахнаме». Основная суть поэмы - конфликт между Ираном и Тураном. Туран - это мы, степной народ. Войну кочевников-туранцев против Ирана возглавляет Афрасиаб. Со стороны иранцев борьбой руководит богатырь Рустам. Рустам влюбляется в дочь вассала Афрасиаба - саманганского царя. Звали ее Тахмина. У нее от Рустама после его отъезда рождается прекрасный богатырь Сухраб. После достижения совершеннолетия Сухраб начинает служить Афрасиабу. Скрыв от Сухраба имя его отца, Афрасиаб посылает его на единоборство с Рустамом, и Сухраб гибнет от руки отца, опознавшего его слишком поздно. Миф о борьбе предводителя туранцев Афрасиаба с иранцами отражает реальные исторические набеги кочевых племен на поселения иранских земледельческих общин. Но для нас важны не войны между Ираном и Тураном, а то, что с именем Афрасиаб связана одна из легенд об Алаш-хане, мавзолей которому находится в Улытау. Один из сыновей Афрасиаба родился с пятнами на лице, отчего его прозвали Алаш (пестрый). Царь, которого смущает уродство сына, отправляет его с 40 охранниками на летние пастбища царства в Улытау. Алаш вырос, окреп и создал свое царство. Подданные его прозвали Алаш-ханом. Корифей казахстанской археологии Алкей Маргулан, ссылаясь на греческие источники, утверждал, что именно в Улытау находился «медный дворец» Афрасиаба, так как медь в этом регионе, по данным археологии, в то время добывали в большом количестве. Легенды, легенды... Я думаю, они вправе жить. Многие из мировых мифов сегодня подтверждены вновь найденными письменными источниками и археологическими доказательствами. Придет черед и улытауским легендам .